Полуостров на сухом пайке

Post navigation

Полуостров на сухом пайке

Для Крыма пресная вода имеет особую ценность. Ее там порой катастрофически не хватает. И это при том, что свои водные ресурсы в Крыму есть.

Для Крыма пресная вода имеет особую ценность

Пресноводный Крым

 

В Крыму протекают 1657 рек разной величины с постоянным и временным водотоком, из которых относительную стабильность расхода воды имеют только 150. Самая длинная Салгир — около 220 км, самая полноводная — Бельбек.

 

На полуострове около 300 озер и 1900 оросительных прудов, кроме этого есть подземные водоносные слои. Ресурсы пресной воды располагаются по территории Крыма крайне неравномерно из-за особенности ландшафта. Наиболее обеспеченными пресной водой являются подножия северных склонов центра главной гряды крымских гор. Самыми сухими районами являются северо-западная (Тарханкут), восточная территория полуострова (Ленинский район, Керчь, Феодосия, Коктебель, Судак) и Севастополь.

 

По данным Минприроды РФ, в Крыму насчитывается 23 водохранилища, общий объем которых — без малого 400 млн куб. м. Москве за последние два года пришлось в пожарные сроки полностью переделать систему водоснабжения полуострова, который на протяжении долгого периода питался водой из Северо-Крымского канала.

 

В целом на сегодняшний день для населения Крыма обеспечено достаточное количество водных ресурсов, но все же затруднения испытывают отдельные восточные территории полуострова и в том числе город Керчь и Феодосийско-Судакский район. Для решения этих проблем запланировано строительство водовода от Нежинского, Новогригорьевского и Просторненского месторождений воды. Длина водовода составит около 200 км, он обеспечит поставку 195 тыс. куб. м воды в сутки.

В лучшие времена на плато крымских гор (яйлах) скапливается за зиму много снега, глубина покрова 1,2 м, в более низких частях гор — 0,7-0,8 м. За счет большого объема воды, образующейся в период таяния, идет подпитка водохранилищ поверхностного стока и подземных водоносных слоев.

 

Например, Чернореченское водохранилище рассчитано на 63 млн куб. м, если зима бесснежная, то оно не заполняется до нормы и к сентябрю уровень воды в нем доходит до красной черты. А это одно из тех водохранилищ, которое питается за счет разгрузки главной горной гряды и трещинно-карстовых вод в период паводка. В Крыму два таких периода. Один зимний (длинный), он относится к февральским окнам потепления и сопровождается затяжными дождями, порой переходящими в снегопад. И второй весенний, когда идет активное таяние снегов.

 

Днепровская вода, которая подавалась в Северо-Крымский канал (СКК) из Каховского водохранилища, покрывала 85% нужд Крыма, но в основном шла на орошение. Украина в самый тяжелый момент (в плане водоснабжения) перекрыла подачу днепровской воды на полуостров. В результате возник ее серьезный дефицит. Поливные земли сократились с 164,7 до 17,7 тыс. га, водохранилище Межгорное, которое подпитывалось водой только из СКК, практически прекратило свое существование.

 

Северо-Крымский канал

Строительство канала началось в начале 50-х, на первом этапе это была всесоюзная стройка. Первая вода была подана в него в 1963 году. К 1975 году канал достиг Керчи, его протяженность превысила 400 км. К середине 70-х строительство первой очереди канала было в целом завершено. Эксплуатация канала позволила не только устранить дефицит воды на полуострове, но и орошать около 280 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

 

С самого начала строительства канала наблюдалась катастрофическая нехватка бетона. Поэтому большая часть его русла имела грунтовое дно. Потери воды доходили до 20%. Устройство канала продолжалось и в постсоветский период, к настоящему времени оно не завершено. Усовершенствование уже возведенной части канала, бетонирование его дна и берегов проводилось зимой, когда перекрывали подачу воды и русло высыхало. В какой-то период потерю воды удалось значительно сократить. На засушливом полуострове стали выращивать рис, а эта культура требует очень много влаги. Рисоводство нанесло немало вреда экологии.

В 1986 году по каналу в Крым поступило 2,3 млрд куб. м воды. Этот ресурс питал восемь водохранилищ: Зеленоярское, Межгорное, Феодосийское, Фронтовое, Ленинское, Самарлинское, Сокольское, Керченское, чей общий объем составил без малого 146 млн куб. м.

Шло время, канал еще не достроили, а он уже начал разрушаться, к тому же качество днепровской воды заметно ухудшилось. Причиной загрязнения Днепра стали канализационная система городов, промышленные предприятия, одна ГЭС и две АЭС (Чернобыльская и Запорожская). Из-за обветшания конструкций к моменту перекрытия в 2014 году потеря воды в канале превысила прежние 20%.

Ко времени перекрытия подачи днепровской воды наливные водохранилища Крыма были заполнены на 58% (около 85 млн куб. м воды). Уровень воды в Старокрымском, Альминском и Льговском водохранилищах был ниже красной отметки. В других водохранилищах полуострова, пополняемых за счет естественного стока, в сумме содержалось 146 млн куб. м воды. Крым оказался в тяжелом положении: чтобы резко сократить расход воды, решили отказаться от орошения большей части сельхозугодий, возделывание риса было прекращено вовсе.

 

Вопрос водоснабжения является одним из ключевых не только для жизнедеятельности Крыма, но и в сфере организации его обороны. Еще в советские времена были разведаны и частично обустроены три водозабора в Джанкойском и Нижнегорском районах: Нежинский, Просторненский, Новогригорьевский. Затем в связи со строительством СКК их заглушили и не эксплуатировали. Предстояло помимо проведения изыскательских работ пробурить дополнительные скважины из расчета 12 скважин на каждый водозабор глубиной 113, 165 и 180 м соответственно, смонтировать резервуары для накопления воды, силовые установки и построить водоводы до СКК.

 

Перспективы водоснабжения

 

В прошлом году, по данным Минприроды, в апреле наполненность водохранилищ полуострова, как наливных, так и естественного стока, снова оказалась недостаточной, чтобы забыть о возможном возникновении дефицита воды до конца года.

 

Проливные дожди, прошедшие в Крыму в конце июня — начале июля, значительно пополнили запас водоемов, что позволило обеспечить полуостров водой. В текущем году зима выдалась достаточно снежная, в паводковый период даже ожидалась переполненность некоторых водохранилищ и вероятность затопления поймовых и околоводоемных низин.

 

По информации крымского Госкомводхоза, на начало весны 2017 года наполненность водохранилищ, только находящихся на территории Республики Крым, без учета Севастополя, составила 134 млн куб. м воды, что дает надежду на беспроблемное водоснабжение до конца теплого сезона. Наполненность основных водохранилищ в конце зимнего периода была на следующих уровнях: Аянское — 72%, Симферопольское — на 66,5%, Партизанское — на 72%, Загорское заполнено на 72%.

 

А что будет потом, если следующая зима пройдет с малым количеством осадков и лето будет сухим? Возобновление подачи воды из Днепра маловероятно, во всяком случае, в видимой перспективе на это рассчитывать нельзя. Украина возвела капитальную дамбу в Херсонской области, перекрывающую СКК. Проект переброски воды таких рек, как Кубань и Дон, на полуостров также признан несостоятельным по многим причинам и пока не рассматривается. Остается одно: Крым должен обеспечивать себя водой самостоятельно.

 

По мнению специалистов, для начала необходимо внедрить систему контроля и рациональный расход воды на нужды ЖКХ. В сельском хозяйстве предпочтительно перейти в значительной мере на капиллярный полив, что существенно сократит потери, и непременно придется отказаться от культур, требующих обильного полива. Также необходимо не допустить нецелевого вскрытия трещинно-карстовых водоносных слоев, как это произошло при разработке Кадыковского карьера.

 

Среди сомнительных проектов властей крымские гидрогеологи называют намерение создать водохранилище объемом 20 млн куб. м на реке Коккозка с целью переброски ее вод в Чернореченское водохранилище. По мнению специалистов, такой проект сулит неоправданные затраты, поскольку все русло реки Коккозка располагается ниже Чернореченского водохранилища.

 

Кроме того, он станет причиной уменьшения массы подрусловых вод реки Бельбек, что может привести к негативным последствиям, в том числе и к уменьшению производительности Любимовского водозабора, который, как и Чернореченское водохранилище, используется для снабжения водой Севастополя. То есть по всем параметрам проект выглядит бессмысленным.

 

Все специалисты без исключения указывают на ветхость системы водопроводов, водоводов и СКК, в результате чего потеря воды составляет 40%, а временами она доходит до 50%.

 

На данный момент есть три прогнозных сценария водоснабжения Крыма.

 

Часть специалистов считает, что полуостров обладает достаточными запасами воды, которые даже в самые засушливые годы при правильной организации системы водоснабжения могут полностью покрыть все потребности, с той оговоркой, что в сельском хозяйстве необходимо отказаться от культур, требующих обильного полива.

 

Есть другой вариант — Крым может себя обеспечить пресной водой лишь на какое-то довольно продолжительное время (до 50 лет), а затем, если это будет возможно, необходимо будет вернуться к подаче ее из Днепра, в противном случае придется вести трубопроводную магистраль от устья Дона по дну Азовского моря в Крым.

 

Некоторые специалисты пришли к выводу, что Крым может себя обеспечить пресной водой только при достаточно обильном выпадении осадков в осенне-зимний период. При частом повторении малоснежной зимы, даже при совершенной организации системы водоснабжения, запасы пресной воды на полуострове истощатся довольно быстро, менее чем за десятилетие.

 

Откуда брать воду

 

По данным Минприроды, в горном Крыму насчитывается 2605 источников пресной воды высокого качества с общим дебитом 10 350 л/с, что в год составляет 326 млн куб. м, эта вода питает реки полуострова и частично подземные водоносные горизонты. Многие из них сейчас не используются для водоснабжения.

 

Простой подсчет дает обнадеживающие данные — из разведанных источников в Крыму можно получить около 1,3 млрд куб. м в год. Здесь же учтены запасы воды в самых крупных артезианских бассейнах равнинного Крыма: Северо-Сивашский (666 тыс. куб. м в сутки), Белогорский (119 тыс. куб. м в сутки) и Альминский (452,0 тыс. куб. м в сутки).

 

В настоящее время обеспечение полуострова водой ведется из водохранилищ и подземных источников. Уже сейчас покрытие дефицита воды в степной и восточной частях Крыма удалось осуществить за счет пуска в эксплуатацию трех водозаборов — Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского. Причем забор воды из них ведется пока ограниченно.

 

По данным ГУП РК «Крымгеология», разведанных запасов воды на этих горизонтах хватит на 50 лет. Министр экологии и природных ресурсов Крыма Геннадий Нараев заверил, что «качество воды здесь очень хорошее. Вода из этих скважин соответствует всем питьевым ГОСТам». Он также сообщил, что вода пока в основном поступает в СКК из двух водозаборов — Нежинского и Просторненского в объеме 50 тыс. куб. м в сутки. (Общая максимальная производительность этих водозаборов равна 75 тыс. куб. м в сутки.)

 

Чтобы использовать водные ресурсы полуострова более оптимально, на федеральном уровне было принято решение создать еще пять водохранилищ. При этом директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды России Дмитрий Кириллов заверил, что «решение о строительстве каждого из пяти водохранилищ будет приниматься, что называется, поштучно после проведения проектных изысканий и изучения целесообразности строительства на том или ином речном притоке».

 

По мнению специалистов «РусГидро», восстановление артезианских водозаборов, разведанных еще в советское время, но «замороженных» с началом подачи днепровской воды, надо продолжить. В дополнение к этим мерам необходима дальнейшая переброска воды из местных рек в СКК. Кроме того, решено расширить гидрогеологические изыскания.

 

По решению российского правительства было выделено из федерального бюджета 3,369 млрд руб. на бесперебойное обеспечение Республики Крым и Севастополя водой. В частности, 2,178 млрд руб. выделено Минприроды на трансферты Крыму и Севастополю и 1,194 млрд руб. — Минстрою на аналогичные трансферты.

 

По мнению группы геологов, поиск запаса воды в горной части Крыма надо вести ниже уровня, разведанного ранее. Они считают, что трещинно-карстовые и трещинные воды присутствуют в регионе в значительно большем объеме, чем это известно сейчас, поскольку ранее разведка велась только в пределах зоны повышенной трещинноватости на глубине от 50 до 850 м. Необходимо также провести работы, направленные на перехват трещинно-карстовых вод субмаринной разгрузки, что даст значительный объем пресной воды, которая сейчас уходит безвозвратно в море.

 

Жажда Севастополя

 

В моих руках оказался очень интересный документ — Концепция водообеспечения города Севастополя, в которой местные геологи дают рекомендацию по разведке нескольких перспективных направлений. Ставка делается на дополнительные исследования уже разведанных источников и на продолжение ведения изыскания новых источников на глубине до 1 тыс. м, с учетом локальности и многослойности водоносных горизонтов.

 

Специалисты также предлагают в качестве дополнительных мер опреснять воду и использовать очищенную сточную воду, естественно, только для технических нужд.

 

Есть еще одна проблема, которую предстоит решить. Более 70% питьевой воды в Крыму не соответствует санитарным нормам. В первую очередь это касается такого показателя, как минерализация. Дело в том, что пресная вода на полуострове местами слишком соленая, до такой степени, что почки человека не в состоянии ее воспринимать. Допустимый уровень содержания солей в питьевой воде не должен превышать 1500 мг на литр.

 

Есть еще один способ добычи воды. И он не влечет за собой никаких рисков, которые присущи артезианским скважинам. То есть не будет депрессионных воронок, не будет засоления почв и прочего. Для добычи воды этим способом не нужны энергетические затраты, которые влекут за собой загрязнение окружающей среды. Речь идет об экологически чистой технологии, то есть о конденсации.

 

Этот метод знаком человечеству с древности, но современные специалисты связывают его с феодосийским лесничим Федором Ивановичем Зибольдом. Он был российским подданным немецкого происхождения, родился в 1850 году в Кенигсберге, умер в 1920-м. В начале XX века он построил два конденсатора (большой и малый) на вершине горы Тепе-Оба (недалеко от Феодосии). Большой конденсатор сохранился по сей день и известен как чаша Зибольда.

 

Сам принцип человечество открыло давно, наблюдая за конденсацией воды на стенах пещер, на теневой стороне скал и валунов в каменных осыпях. Для усиления эффекта используется гравий, его засыпают в вентилируемый объем, закрытый щитом от солнечного света. Он имеет также гидрофобную основу и оборудован стоками и объемами для сбора конденсата.

 

Производительность конденсатора зависит от местных условий. Например, большой конденсатор Зибольда давал в сутки 1,443 л воды на 1 куб. м гравия. Благодаря полученной таким образов воде из двух конденсаторов Федор Иванович преуспел в выращивании соснового леса на склонах горы Тепе-Оба.

 

После его смерти работы в этом направлении долгое время не велись. Значительно позже, уже в 1960-е и 1970-е годы были попытки создания конденсаторов, чья конструкция принципиальных отличий от чаши Зибольда не имела, но эти работы не получили должной поддержки со стороны властей, поскольку уже вовсю осуществлялся проект, связанный со строительством СКК, днепровская вода покрывала все потребности полуострова, и о конденсаторах забыли. Но, похоже, пришло время о них вспомнить.

 

Александр Шарковский

Источник: http://www.ng.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня