Английский насильно изучать можно?

Post navigation

Английский насильно изучать можно?

Тема добровольности изучения татарского языка в школах республики разгорелась с новой силой. 28 августа 2017 на официальном сайте Кремля появился перечень поручений, данных Путиным по итогам Совета по межнациональным отношениям, который прошел в июле в Йошкар-Оле.

 

Генпрокуратуре и Рособрнадзору президент поручил проверить субъекты на предмет соблюдения законодательства о добровольности изучения родных языков, а руководителям регионов — довести количество часов русского языка в школах до уровня, рекомендуемого Минобрнауки, и принять меры по созданию условий для изучения родного языка на добровольной основе.

 

Однако 31fduecnf 2017 министр образования и науки РФ Ольга Васильева неожиданно встала на сторону национальных республик — на общероссийском родительском собрании она заявила, что «не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Подробности — в материале «Реального времени».

Министр образования РФ Ольга Васильева

Проверить и принять меры

 

Татарстан, судя по всему, ожидает большая «образовательная» проверка — по итогам Совета по межнациональным отношениям подготовлен перечень поручений сразу к трем субъектам исполнительной власти. Хотя именно о республике речь в документе не идет, говорится обо всех регионах.

 

Первое поручение дано Генпрокуратуре и Рособрнадзору. До 30 ноября ведомства должны проверить соблюдение в субъектах РФ положений законодательства России, касающихся обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик. Как можно понять из этого поручения, Совет по межнациональным отношениям «проявляет озабоченность» не только по поводу добровольности — ему еще интересно узнать, не ущемляются ли права жителей национальных республик на изучение своего языка.

 

Следующий момент касается руководителей регионов. И тут довольно четко сформулированное поручение, вытекающее из слов Путина на Совете, когда он сказал о недопустимости принуждения к изучению неродного языка и сокращения количества часов для изучения русского. Так, теперь высшим должностным лицам субъектов России поручено принять меры по доведению объема изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также по повышению уровня и качества освоения ими русского языка как государственного языка РФ. А также обеспечить учащимся изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей. И доложить о том, как выполнены эти поручения, главы регионов должны до 1 декабря 2017 года.

 

Напомним, что в Татарстане слова Путина о недопустимости принуждения изучения родного языка оценили неоднозначно. Одни восприняли это довольно болезненно, другие посчитали, что Путин не имел в виду Татарстан. В частности, министр образования Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что у нас все по закону.

— У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта. У нас никаких нарушений нет, все наши действия согласованы в Министерстве образования РФ, мы исполнители, мы исполняем закон, — сказал Энгель Фаттахов.

 

По его словам, в Татарстане принята концепция преподавания татарского языка «для русскоязычных детей, татарских детей, которые не в совершенстве владеют татарским языком, и чисто татарских детей».

 

— Наша позиция такова — у нас два государственных языка, любой родитель не против, если его ребенок владеет в совершенстве русским, татарским языком и еще английским языком, — сказал Фаттахов.

 

Ольга Васильева за национальные языки

 

Однако убежденность татарстанского министра в том, что слова Путина были адресованы не Татарстану, опровергло Всероссийское родительское собрание, которое прошло вчера.

 

«Много обращений поступило из Башкирии, Татарстана, Чувашии, Коми — все с просьбой, а порой даже с мольбой сделать изучение национальных языков в этих республиках добровольным», — анонсировал вопрос к министру образования Ольге Васильевой ведущий прямой связи Юрий Вяземский.

 

«Не так давно в Йошкар-Оле Путин сказал, что недопустимо принуждать изучать неродной язык, и попросил обратить глав регионов на это внимание. Но на местах, судя по количеству обращений, которые мы получили… как бы это нежнее сказать… пока подвижек не особенно много», — продолжил Вяземский.

 

Реакция министра родителей, адресовавших вопрос, огорчила — они ожидали услышать позицию, сходную с позицией главы государства. Судя по тому, что Васильева на руках имела решение Конституционного суда по языковой теме, вопрос был заранее согласован, и она готовилась к ответу.

 

— Вы знаете, что государственным языком в России является русский язык, что республики согласно конституции РФ вправе устанавливать свои государственные языки. И введение и изучение государственных языков субъектов Российской Федерации не нарушает право родителя — я это подчеркиваю, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения.

 

Теперь что касается практики. Когда подобная практика возникала, в частности, в Татарстане, в частности, когда Конституционный суд России исследовал вопрос об обязательном изучении татарского языка в школах Татарстана, то он пришел к выводу, что само по себе его изучение не нарушает право каждого на свободный выбор языка обучения и воспитания.

 

Предполагается — я читаю заключение — что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии со стандартом и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, а вы знаете, что аттестация у нас на русском языке, — ответила Васильева.

 

Тут стоит отметить, что один из предметов гордости для Министерства образования и науки Татарстана — высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку (ученики показывают третий результат после Москвы и Санкт-Петербурга). Правда, родители обычно парируют, что это заслуга репетиторов, а не учителей. В заключение Ольга Васильева обратила внимание, что считает «не совсем правильным, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Тем не менее родителей, озабоченных языковым вопросом, она попросила обратиться к ней лично.

 

— Будем по каждому конкретно случаю разбираться, в чем нарушение. Потому что я думаю, что там нарушения есть, но они другого порядка, — сказала Васильева.

Представители общественных организаций Татарстана передали министру объемную папку, где собраны документы, касающиеся изучения русского и татарского языков.

 

«Можем ли мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да»: кто важнее — Генпрокуратура или Конституция?

 

Общественница Екатерина Беляева (папку передавала не она, а, как прокомментировала Беляева «Реальному времени», «кто-то из организации Михаила Щеглова», руководителя Общества русской культуры в Татарстане) сомневается, что документы не окажутся в дальнем ящике. «Они это очень быстро собирали, документы не структурированы. Я не думаю, что будут вчитываться. Ни один чиновник такое количество бумаг не читает». Беляева семь лет борется за добровольность изучения татарского языка в Татарстане, по ее словам, этот принцип в республике нарушается. В частности, ни о каком выборе образовательного учреждения, о котором говорила Ольга Васильева, речи не идет.

 

— У нас нет школ с русским языком обучения как родным. Русский язык преподается как неродной — его количество на 30-40 процентов меньше, чем рекомендовано Минобрнауки. Я сейчас не говорю о школах с нерусским языком обучения и русским как неродным — у них свои задачи, — говорит Беляева.

 

Беляева и ее соратники подготовили образцы заявлений в адрес директоров школ, в которых просят школы придерживаться базисного учебного плана без национального компонента и исключить из учебной программы предметы «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке». «Освободившиеся часы вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, направить на изучение русского языка, литературы и (список предметов)». По ее словам, выбор учебного плана — это полномочия школы; «ни один орган не имеет права вмешиваться в разработку учебного плана», — говорит активистка. Впрочем, она сомневается, что руководители учебных заведений смогут воспользоваться своими правами на практике.

 

— Судя по ответу Ольги Васильевой, она не ориентирована на решение языкового вопроса в Татарстане. У нас надежда на президента. Если Путин не будет заниматься этим вопросом, мы его не решим, — говорит Беляева.

Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи, считает, что противников изучения татарского языка в Татарстане нет.

 

— Есть противники вот этой закостенелой системы, которая тяжело дается детям и их родителям. Их родители в советское время вообще практически не изучали татарский язык. Сейчас идет апробация нового учебника, полностью коммуникативного. По аналогии с учебниками английского. Когда ты не просто изучаешь язык, а влюбляешься в культуру. Это нужно внедрять, и не будет такого количества родителей, которые будут говорить, что это очень сложно или не нужно, — говорит Яруллин.

 

По его словам, принудительность изучения языков можно отнести не только к татарскому.

 

«Можем мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да, если говорить в этих категориях.

 

Преподается английский насильно? Да, преподается. Я знаю кучу ребят, которые не хотят изучать английский язык, — им это сложно.

 

В этом плане получается, у нас и русский, и татарский, и английский языки преподаются насильно. Но они преподаются на основе закона».

 

Яруллин признался, что был сильно удивлен полярной позицией Путина и Васильевой по языковому вопросу.

 

«У меня немножко не сходится. С одной стороны, есть решение Конституционного суда по поводу преподавания татарского языка. Есть Конституция России, где содержится статья о государственных языках. И есть поручение, которое недавно опубликовали. И вот я не понимаю, чем должна руководствоваться в данном случае прокуратура?

 

Мне кажется, что правильнее было бы руководствоваться Конституцией и решением Конституционного суда. Ведь выше Конституции только референдум. Если давление через прокуратуру продолжится и пункт поручения будет выше, чем Конституция, то нужно будет найти форму, при которой татарский язык, культура, история в комплексе все же будут преподаваться ученикам».

 

Источник: https://realnoevremya.ru

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня