Ильхам Алиев идет ва-банк

Post navigation

Ильхам Алиев идет ва-банк

Азербайджанские СМИ широко растиражировали, со ссылкой на официальный сайт президента республики Ильхама Алиева, его заявление на встрече с делегацией комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза. В целом она сводится к тому, что Алиев весьма прозрачно намекнул на возможность выхода Азербайджана из Совета Европы.

Президенты Азербайджана, России и Турции Ильхам Алиев, Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган

Причем, на «откровенность» его «спровоцировал» посол Германии в ЕС Михаэль Флюгер — он попросил Алиева выразить свое отношение к активному муссированию в Азербайджане разговоров о выходе республики из Совета Европы, подчеркнув при этом, что соответствующая идея вредна как для этой организации, так и для самого Азербайджана. Европейский дипломат выразил надежду на то, что по «указанию» Алиева позиция по выходу из СЕ будет пересмотрена.

 

Ответ Алиева достоин лучших образцов восточной дипломатии. А именно: во-первых, он заявил, что вышеуказанная идея озвучена не официальными лицами республики, а «свободными СМИ», вольными освещать любые вопросы. Но власти, отметил Алиев, должны учитывать общественное мнение, не отличающееся позитивом в отношении Совета Европы. В числе причин этого, по его словам, отсутствие содействия со стороны СЕ в решении нагорно-карабахского конфликта, в то время как, вступая в Совет Европы, Азербайджан рассчитывал на его поддержку.

 

Он также упрекнул СЕ в «негативном отношении к Азербайджану в сравнении с Арменией». По утверждению азербайджанского президента, лоббистские группы в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) «постоянно покровительствуют Армении, хотя в этой стране постоянно фальсифицируются выборы, убивают политиков в парламенте, а терроризм возведен на уровень официальной политики». Алиев также напомнил европейским дипломатам, что СЕ угрожает Азербайджану санкциями и исключением из организации, поэтому «адекватная реакция» местных политиков, депутатов, журналистов и рядовых граждан видится ему естественной.

 

Президент Азербайджана рекомендовал СЕ обеспечить исполнение свыше 10 тысяч решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), а уж потом говорить о санкциях и исключении АР из Совета Европы. Азербайджан, в отличие от других стран, сказал он, решения ЕСПЧ выполняет. По его словам, целенаправленные нападки на Азербайджан вызывают в общественности разочарованность и порождают озвученный ею вопрос — «Что мы потеряли в этой организации?».

 

Сотрудничество с Советом Европы Алиев назвал «приоритетным» для Азербайджана, 16 лет состоящего членом этой организации. Но, подчеркнул он, «Если Азербайджан покинет Совет Европы, никто не обратит на это внимание, и в нашей жизни ничего не изменится. Мы не станем ни богаче, ни беднее. … Мы выполняем свои международные обязательства не для того, чтобы понравиться генсеку Совета Европы, стоящему во главе необоснованной атаки на Азербайджан. Мы делаем это для развития нашей страны».

 

Эта отповедь была смягчена сообщением Алиева, что Азербайджан готовится к подписанию нового соглашения с Евросоюзом с тем, чтобы открыть в отношениях с ним «новую страницу», успешно развивать взаимодействие с европейскими государствами в сфере экономики, торговли, политики, энергетики, и т. д.

 

Вопрос вероятности ухода Азербайджана из Совета Европы будет рассмотрен ниже. Здесь же отметим, что резонансное заявление Алиева прозвучало практически сразу после выступления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который послал Европе «сигнал», похожий на алиевский по сути, но традиционно более сдержанный по форме.

 

Напомним, на днях Эрдоган оповестил, что Турция больше не нуждается в членстве в ЕС, которого она безуспешно добивалась пять десятков лет, и страна «ничего от этого не потеряет и продолжит идти своим путем». Он тоже отметил «разочарованность» турок отсутствием поддержки со стороны ЕС. Впрочем, заявление Эрдогана, как и его ближайшего коллеги и союзника Алиева, тоже было смягчено: Анкара, сказал он, не станет по собственной инициативе прекращать переговоры о вступлении в ЕС. Их, кстати, инициировала и анонсировала на октябрь канцлер ФРГ Ангела Меркель, которую активно поддерживают, как минимум, Австрия и Франция.

 

Эрдоган и Алиев, крайне недовольные, в основном, тем, что «коллективный Запад» вообще, а Европа — в частности, постоянно критикует режимы Азербайджана и Турции за нарушение прав человека и лелеют надежду на их смену (реально — за избыточную независимость во внешней и внутренней политике и нефтегазовые интересы), действовали синхронно. Тенденция откровенного политического дистанцирования от Европы, или шантаж?

 

Помимо того, что оба президента опередили Европу с ее потенциально неблагоприятными вердиктами в отношении Турции и Азербайджана (первой — намертво запереть двери в ЕС, второму — «строго предупредить», ввести санкции, а генсек СЕ и вовсе пригрозил исключением из организации), они предварительно имели контакты с представителями России на высоком и самом высоком уровне.

 

Так, Эрдоган встречался с президентом Владимиром Путиным и поладил с ним по многим вопросам, включая военные, а в Баку наведался секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Комментируя встречу последнего с руководителем администрации президента Азербайджана Рамизом Мехтиевым, заместитель Патрушева — Рашид Нургалиев, как сообщает ТАСС, сказал: «Все большую обеспокоенность вызывает современная ситуация в сфере международной информационной безопасности. Часть стран пытается навязать миру собственные, выгодные только им правила игры в информационном пространстве».

 

Поэтому, по его словам, необходимо нацелить усилия международного сообщества на предотвращение конфликтов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, ее демилитаризацию и закрепление в ней принципов уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, соблюдения основных прав и свобод человека».

 

Вероятно, в контексте Азербайджана, где и происходило обсуждение вышеуказанных вопросов, ключевыми словами можно считать «невмешательство во внутренние дела других государств» и попытки ряда стран «навязать миру собственные, выгодные только им, правила игры». Это то, чем грешат все основные мировые игроки, не исключая и Россию. Но, надо думать, на данном этапе интересы Азербайджана ближе к интересам России и Турции, чем к интересам Европы: по крайней мере, Москва и Анкара пока не имеют оснований угрожать стабильности режима Алиева.

 

Ведь в случае его падения геополитическая обстановка в регионе Южного Кавказа, Ближнего Востока и бассейна Каспия резко изменится, что не устроит не только Москву и Анкару, но и почти все государства постсоветского пространства — в особенности те, что имеют выход к Каспийскому морю.

 

Кстати, после заявления Алиева по поводу Совета Европы неожиданно (или закономерно?) распространилась информация о возможном вступлении Азербайджана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), которому может помешать разве что только Армения, хотя официальный Баку ни разу открыто не выразил свое четкого стремления к членству в ЕАЭС. Впрочем, что происходит в политическом закулисье этой организации, в том числе, в контексте урегулирования карабахского конфликта, сказать сложно.

 

Но, напомним, недовольная Европой Турция заговорила о своем вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где «шефствуют» Россия с Китаем, а также о начале переговоров по подписанию таможенного соглашения с Евразийским экономическим союзом, подразумевающим создание с ним режима свободной торговли. А «локомотивом» ЕАЭС тоже, как известно, является Россия.

 

Все это похоже на то, что Турция и Азербайджан действуют сейчас синхронно, усиливая тем самым позиции России. Впрочем, Алиев вряд ли предпримет шаги, ущемляющие национальные интересы его страны, поэтому, надо полагать, он не станет делать крайне резких движений в отношении Европы: это не выгодно по ряду причин. Президент Азербайджана будет, скорее всего, стремиться к балансу во внешней политике, если только международное давление на него не примет масштабов, угрожающих его власти.

 

Потому как разрыв с Европой будет означать, как минимум, значительные финансово-экономические потери Азербайджана на фоне падения цен на нефть и его амбиций стать если не основным, то, по крайней мере, крупным игроком на европейском газовом рынке. Пострадает и «светский» имидж страны, что непременно отразится на культурной, гуманитарной, образовательной, предпринимательской и иной маневренности азербайджанцев в Европе. И вообще на Азербайджан обрушится еще больший, чем ныне, шквал критики Запада. Тем более, что страна, с точки зрения соблюдения прав человека, свободы слова, собраний, того, что именуется «демократическими ценностями» Запада, достаточно уязвима.

 

Но, заметим, Европа и США сами заигралась в двойные стандарты, поэтому с Алиева «и взятки гладки». Он не зря критикует Европу за отсутствие действенных усилий в карабахском урегулировании и политику двойных стандартов. И действительно: право наций на самоопределение, закрепленное в Уставе ООН, и записанную в нем же нерушимость границ государств, Европа трактует крайне вольно.

 

То есть, Запад сделал все для полного раздробления Югославии, но почему-то воспротивился референдуму в Каталонии, не признал Крым и при этом рекомендует властям Азербайджана учитывать права карабахских армян и позицию Армении, вовлеченную в конфликт. Почему одним можно, а другим нет? Да очень просто — главное тут, кто эти «другие»; насколько они покорны Западу и следуют всем его прихотям и интересам.

 

Азербайджан, Турция и Россия не покорны, следовательно, должны быть наказаны. Главное, за то, что две из них — нефтегазовые страны, а третья, Турция — транзитная, усиливающая экспортные возможности как российских, так и азербайджанских углеводородов. Москва и Баку не зевают — они строят и строят трубопроводы, лишая, тем самым, США европейского рынка дорогостоящего сжиженного газа. И помощник им в этом деле — Турция. Это означает, что во всех трех странах надо менять режим и брать под контроль добычу газа.

 

По логике, менее всего в таком развитии событий должна быть заинтересована Европа, но она еще не свободна ни от американского влияния, ни от внутриевропейских «старателей» услужить «сильнейшему» и вместе с ним сунуть нос в чужие дела.

 

И тут им сильно не повезло ни с Алиевым, ни с Эрдоганом, ни с Путиным. Да так капитально, что не сегодня, так завтра Москве, Баку и Анкаре поневоле придется стать союзниками — вместе со своими государствами-сателлитами. Будет неудивительно, если к ним примкнет и Иран.

 

В общем, Азербайджану сейчас кране важно, чтобы Европа не вмешивалась в его внутренние дела и не разговаривала с ним на языке ультиматумов. Это должно быть выгодно и Европе, если она извлекла уроки хотя бы из ситуации с Ираком, Сирией и Ливаном. И если она отдает себе географический отчет в том, что относительно дешевые энергоносители может бесперебойно получать от России, Азербайджана и парочки других бывших советских республик, в том числе, через Турцию.

 

Скандалы с этими странами, попытки устроить в них «цветные» перевороты на почве утверждения «демократических ценностей» и «экспорта свободы» вряд ли увенчаются успехом — они только лишат Запад контроля над регионом, который пока еще существует. Ну, а если удастся устроить хаос, он бумерангом вернется, в первую очередь, Европе, в виде терроризма, агрессивного сепаратизма, национал-фашизма, которые она уже проходила, и зачатки которых в ней снова появились.

 

Но вернемся к Алиеву. В некоторых экспертных кругах, включая армянские, бытует мнение, что Алиев (да и Эрдоган тоже), своими речами и намеками попросту шантажирует Евросоюз и Совет Европы. В частности, портал «Первый армянский информационный» называет заявление Алиева по СЕ «забавным», полагая, что дело здесь вовсе не в общественном мнении, а в том, что азербайджанский президент «выступает с примитивным шантажом, адресованным Евросоюзу в связи с подходом Европы к вопросу Карабаха». То есть, «если на армян не будет оказано давления, то Азербайджан выйдет из Совета Европы».

 

Высказывается также мнение, что на данном этапе у Алиева нет «особых надежд в связи с Россией», иначе к чему ему шантажировать ЕС, если с помощью РФ он »… мог обеспечить прогресс для своих ожиданий? Ведь, прибегая к подобного рода шантажу, Алиев в отношении с ЕС фактически идет ва-банк».

 

С другой стороны, выдвигается версия, в соответствии с которой визит Патрушева в Баку «воодушевил Алиева на разговор с ЕС языком шантажа, или же напротив — довел Алиева до отчаяния, и тот решил, что ему больше нечего терять, и начал шантажировать Евросоюз».

 

И резюме: Алиев, скорее всего, находится во «всестороннем цейтноте», и если ему уже нечего терять, он «может стать «минным полем», не нанесенным на карту».

 

Заметим, что в политике шантаж порой может обернуться благим делом. Но если он имеет место в данном случае, то вряд ли из-за того, что Россия довела президента Азербайджана «до отчаяния». Ильхам Гейдарович — крепкий орешек, и подобных чувств не выдает. А России, из соображений политической целесообразности, доводить Алиева до ручки не выгодно.

 

Так что если это и шантаж, то ответный, и Европе в самый раз задуматься над этим.

 

Ирина Джорбенадзе

Источник: http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня