Умер Абдулгазис: Делай так, как я!

Post navigation

Умер Абдулгазис: Делай так, как я!

Отцы и дети

Вопросы воспитания детей во все времена будоражат умы человечества, поскольку дети — это не только цветы жизни, это продолжение всех добродетелей и пороков человечества, и врожденных, и приобретенных.

Декан инженерно-технологического факультета, заведующий кафедрой автомобильного транспорта и инженерных дисциплин Крымского инженерно-педагогического университета, доктор технических наук, профессор Умер АБДУЛГАЗИСМир стремительно меняется, каждое поколение живет в разных условиях, и эти перемены накладывают отпечаток на характер и поведение последующего поколения. По этой причине старшим порой трудно находить общий язык с молодежью, по-иному мыслящей и «продвинутой» по сравнению с ними.

 

Старшему поколению всегда кажется, что оно было умнее, мудрее, лучше молодых. И оно стремится передать молодежи свой опыт, чаще навязывая его в виде нудных поучений, причем иногда открыто считая юную поросль ленивой, легкомысленной и прочее. Юной поросли это не нравится, и она бунтует, всякими методами утверждая свое мнение, причем последствия бунтов могут быть самыми разнообразными и непредсказуемыми.

Никогда не перечить родителям и уважать старших — эти аксиомы прописаны и в исламе.

Как воспитывать детей, не надоедая им нотациями, не навязывая свое мнение и не теряя в их глазах авторитета?

Как избегать разногласий между старшим и младшим поколениями в семье?

 

Об этом газета «Голос Крыма» будет вести разговор в новойрубрике  «Отцы и дети».

В ней представители старшего поколения крымскотатарского народа — известные личности поделятся своим положительным опытом воспитания детей.

Результат этого опыта — дети, которыми можно гордиться!

 

Первый гость нашей рубрики «Отцы и дети» декан инженерно-технологического факультета, заведующий кафедрой автомобильного транспорта и инженерных дисциплин Крымского инженерно-педагогического университета, доктор технических наук, профессор Умер АБДУЛГАЗИС.

 

У Умера Абдуллаевича и его супруги Эльмиры Рефатовны трое детей: старший сын Дилявер кандидат технических наук и его супруга Венера — кандидат экономических наук, у них две дочери 10 и 5 лет.

 

Младший сын Азиз также кандидат технических наук, доцент, его супруга Сабина — аспирант-медик, у них пятилетняя дочь и новорожденный сын. Дочь Элеонора — магистр экономики, замужем, дочери 1,5 года.

«Проблемы отцов и детей в традиционном ее понимании в моей семье не было, — говорит Умер-оджа. — Если в семье царит устойчивый положительный моральный климат, ценится супружеская верность, надежность, доброта, трудолюбие, если воспитание идет не нравоучениями, а личным примером, и последнее делается ненавязчиво, в такой семье, как правило, проблема отцов и детей заметно нивелируется.

Не могу не сказать несколько слов о двух болезнях крымскотатарского сообщества: это — воинственное непризнание авторитетов с элементами борьбы с интеллектуальной элитой.

И еще одна болезнь — порядочность и честность ныне часто оцениваются как «лоховство». И обращаются с таким человеком соответственно».

 

Несколько секретов воспитания детей Умера Абдулгазиса вытекают один из другого.

Первый секрет. Умение родителей сложные проблемы оборачивать в пользу семьи

 

«Процесс возвращения и обустройства нашего народа на родине в некоторых семьях происходил с трагическими нюансами. У нас в семье это шло как процесс развития.

Я был бригадиром самостроя в массиве Фонтаны в Симферополе (Акмесджиде) в 1990-1991 годах. За три года с покойным тестем-отцом Рефатом поднял стены и накрыл крышу дома, без черного потолка. Моя семья переехала в этот дом 20 декабря при минусовой температуре. Мы сначала ютились в одной комнате с печкой-буржуйкой и фанерной дверью.

 

Дальнейшее строительство и обустройство дома шло «на себе», и жили, и строились в доме, при участии моих детей школьного возраста, и одновременно с обустройством и становлением Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) (тогда он назывался КГИПИ — инженерно-педагогический институт), практически с теми же трудностями. Это позволило оторвать детей от влияния улицы. Они детально знакомы с конструкцией дома и свободно способны продолжать и продолжают это дело.

Забавный момент: приехав в Крым, после защиты докторской диссертации, я жил и строился на Фонтанах, совсем недалеко от училища №25 на улице Первой Конной армии, где тогда базировался КГИПИ. К своему стыду, был увлечен стройкой, газет не читал и о нем не знал.

 

В начале 1995-го мой тесть принес газету с объявлением конкурса в КГИПИ о наборе преподавательского состава. Я отыскал по номерам домов нужный адрес. Курьез в том, что вновь открытый институт был в 300 метрах от моего строящегося дома, а я об этом почти год не знал. Настолько увлекло строительство жилья. Вот так и состоялась моя первая встреча с ректором КГИПИ Февзи Якубовым, я его тогда не знал, хотя работали мы в Узбекистане в одном вузе: он в головном, в Ташкенте, я — в Бухарском филиале Ташкентского политехнического».

 

Второй секрет: Климат в семье создает женщина

Не зря в народе говорят: «Акъайны акъай эткен апайдыр, акъайны ёкъ эткен де апайдыр» («Мужчину и возвышает, и уничтожает женщина»). Все помыслы и цели мужа могут быть поддержаны и реализованы при помощи жены, но могут быть разбиты и уничтожены также женой.

Родители должны сохранять в семье память предков, дух отцов, дедов, это благотворно влияет на младшее поколение, служит образцом поведения, побуждает к самосовершенствованию.

Третий секрет:Принцип личного примера: «Делай, как я!»

Принцип личного примера в семье Абдулгазис просматривается во всем. Умер-оджа сам вырос в доме, где жили три поколения семьи (бабушки-дедушки, родители, дети).

«Богатство языка у меня — от деда, бабушки и родителей.

Я выходец из семьи потомков мудеррисов медресе деревни Тав-Даир (профессор медресе в нынешнем понимании). Я родился, когда деду было 80 лет, на мое счастье, он прожил 96 лет, все эти годы я жил рядом с дедом и бабушкой, впитывая все, чем они щедро одаривали меня (язык, богатство духовного мира).

 

Лет до 45-ти я, не осознавая, шел по линии образования, потом начал понимать, что мною движут гены. А генное наследие не только движет, но и обязывает. Я не только ответственен за себя и своих детей, но и несу ответственность перед своими предками.

 

Мой отец по вине «отца народов» не имел никакой возможности получить образование. В 1929 году должен был пойти в 1 класс, но деда раскулачили и выслали (он стал лишенцем — семья была лишена прав обучаться, обучать, занимать какие-либо должности).

И когда я получил звание доктора наук, принес отцу диплом и сказал ему: «Это диплом — самой высшей ступени образования, все, чего не дали вам добиться в учебе, компенсировал я».

 

Ныне в доме семьи Абдулгазис также живут четыре поколения: бабушка, родители, дети, дети детей.

Семья традиционно собирается в специально обустроенном большом зале за большим столом-«собирателем», отмечает дни рождения всех членов семьи (хоть это несвойственно для мусульман — отметил Умер-оджа). Пожелания за этим круглым столом высказываются исключительно на родном языке.

 

«Разнообразные методы воспитания умещаются между двумя крайностями, двумя полюсами, — говорит У.Абдулгазис. — Отрицательный — когда отец семьи возвращается позднехонько, навеселе, то ли с работы, то ли… и начинает дома читать нравоучения и воспитывать всю семью, и жену в том числе. И если те жалуются на какие-то проблемы, то он решает их денежной инъекцией (как правило, такой метод воспитания оборачивается негативной стороной).

Положительный — когда семья, сплоченная, целеустремленная, трудолюбивая, ставит перед собой конкретные цели, вектор жизни у нее не меняется, и передается из поколения в поколение, продолжается дело отцов и дедов (наука, торговля и т.п.)

 

А самое главное — дети ежедневно видят, как родители проводят время (работа, досуг), им не читаются пустые нравоучения — дети вместе с родителями решают личные и общие для семьи задачи. И все это делается ненавязчиво, как само собой разумеющееся, как игра, точнее, как заменитель игры.

Дети с малого возраста вовлечены в этот заменитель игры.

Родители для них — пример того, как стойко нужно переносить трудности и решать проблемы. Дети становятся участниками этого процесса. В таких семьях проблема отцов и детей в классическом понимании не возникает».

 

Гульнара УСЕИНОВА
Газета «Голос Крыма»
№ 41 (1031) от 11.10.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня