Арон Сольц: Вели Ибраимова приговорить к расстрелу

Post navigation

Арон Сольц: Вели Ибраимова приговорить к расстрелу

9 мая 1928 года, после инспирированного Сталиным судилища, был расстрелян председатель Крымского Центрального Исполнительного Комитета, известный деятель российского революционного и тюрко-мусульманского национально-освободительного движения Вели Ибраимов.

 

Вели ИбраимовОн родился в Бахчисарае в 1888 году в бедной семье и был вынужден рано начать работать, чтобы кормить семью. Известно, что Вели Ибраимов имел начальное образование, но при этом отличался большим стремлением к знаниям и огромным практическим опытом.

 

Работая в типографии газеты «Терджиман», был лично знаком с издателем первой в Российской империи тюрко-мусульманской газеты, членом ЦИКа партии «Иттифак эль-мусульмин»(«Союз мусульман»), выдающимся просветителем тюрко-мусульманского мира Исмаилом Гаспринским.

 

По — видимому, взгляды на судьбу тюрко-мусульман Российской империи, которые исповедовали руководители «Иттифака», не удовлетворяли молодого Вели. Он знакомится и вскоре примыкает к группе Решида Медиева, депутата Государственной Думы, редактора нескольких крымскотатарских газет, которые методично закрывались за их радикализм.

 

Надо заметить, что к началу 20-го столетия идеология «Иттифак», заключавшаяся в стремлении в политическом аспекте добиться национально-культурной автономии, перестала удовлетворять потребностям тридцати миллионов тюрко-мусульман, пребывающих в колониальной зависимости от Российской империи. Мероприятия по обезземеливанию, насильственная христианизация, вытеснение из всех сфер жизни тюрко-мусульманских народов империи в это время резко усилились, в особенности с назначением главой правительства П.Столыпина.

 

Положение крымских татар в этом контексте было одним из самых катастрофических. Уже со второй половины 19-го века со строительством железной дороги и учреждением в Феодосии (Кефе), коммерческого порта на полуостров хлынул поток русских переселенцев.

 

Демографическая обстановка резко изменилась в пользу колонистов, на стороне которых было правительство с его программами русификации полуострова. Национальный гнет, направленный на «очищение Крыма от туземного населения» привел к тому, что крымские татары в начале 20-го столетия стояли на грани вырождения. При практически массовом обезземеливании, представители коренного народа полуострова по смертности и заболеваниям стояли на первом месте.

 

В такой обстановке на выборах депутатов во вторую Государственную Думу от Таврической губернии победил Абдурешит Медиев, редактор газеты «Ветан хадими», известный своей бескомпромиссностью в отстаивании прав безземельных  крестьян. Несмотря на избрание секретарем Мусульманской фракции, которая в свою очередь была представительством во власти «Иттифак эль-муслимин» (членом ЦК которого был Исмаил Гаспринский), Медиев подчеркивал, что он придерживается других, а именно социалистических взглядов.

 

Интересные на этот счет материалы содержатся в книге Джафера Сейдамета «Нурлу къабирлер». Из них видно, что в среде крымскотатарской интеллигенции того времени были популярны идеи социализма и большей частью в национал-социалистическом его прочтении, как средства деколонизации и возрождения нации.

 

Русско-японская, а затем и 1-я мировая война, жесточайшим образом отразившаяся на судьбах колониальных народов Российской империи. Авторитет Мусульманской фракции Государственной думы, которая выступила в поддержку позиции фракции конституционных демократов (кадетов) — за войну до победного конца, оказался в значительной мере подорванным.

 

Как в Крыму, так и во всех регионах проживания тюрко-мусульманских народов к тому времени появилась новая генерация национально мыслящих общественных деятелей, не связывавших будущее своего народа с Российской империей. И это обстоятельство в первую очередь связано с титанической просветительской деятельностью Исмаила Гаспринского и его «Терджемана» и в этом, видимо, состоит его историческая миссия, которая дала тюрко-мусульманам поколение джадидов. Именно они — «дети Исмаил-Оджа», своим талантом, самоотверженностью, преданностью национальной идее освобождения от колониального гнета, своими молодыми жизнями совершили, казалось бы невозможное — восстановление государственности.

 

Алихан Букейханов и Турар Рыскулов в Туркестане, Заки Валиди и Ильяс Алкин в Уфимской губернии, Убайдулла Ходжаев , Мустафа Чокаев, Акмаль Икрамов и Файзулла Ходжаев в Коканде, Ташкенте и Бухаре, Мирсаид Султангалиев, Садри Максуди, Гаяз Исхаки в Казани, Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Исмаил Фирдевс, Вели Ибраимов в Крыму… Их — разных по социальному происхождению, образованию, материальному положению объединяло одно стремление — помочь своему народу сбросить колониальный гнет. Однако, пути для этой благородной цели они выберут разные.

 

Уже революция 1905-го года и ее итоги покажут, что для тюрко-мусульманских народов стратегия «Иттифака» на деколонизацию тюрко-мусульманских народов лишь через ожидания демократизации существующего строя уже не является единственно верной. Один из первых крымскотатарских национал-большевиков Сулейман Идрисов позже напишет в своих воспоминаниях о молодых деятелях национально-освободительного движения, захваченных идеей революционного  изменения существующего строя.

 

Среди названных им фамилий активистов: Али Баданинский, Менсеит Джемилев, Сулейман Идрисов, Джелял Меинов, Аппаз Ширинский, Усеин Балич, Насиб Урусбеков называются фамилии братьев Умера и Вели Ибраимовых и других». Интересная информация на этот счет содержится и в воспоминаниях Исмаила Фирдевса и первого председателя Крым ЦИКа Ю.Гавена.

 

Идрис Асанин в своей работе, посвященной судьбе Вели Ибраимова, приводит свидетельства материальной поддержки этих молодых революционеров со стороны некоторых представителей имущих кругов крымских татар и среди них Аппаза Ширинского, который в свое время, для обеспечения баллотирования в депутаты Государственной Думы Решида Медиева, отписал последнему часть своего имущества. Последующие в 1917-18 годах события покажут, что авторитет молодых революционеров в народе был достаточно высок.

 

«В 1909-1912 годы. Вели некоторое время жил в Турции, затем в Закавказье и России. Он знакомился с жизнью, революционными воззрениями многочисленных народов этой разлагающейся империи. В 1912-13 годам Вели Ибраимов уже был лично знаком с большинством из по передовому мыслящих соотечественников, получивших образование в Турции и в других государствах. Близко знал членов общества «Ватан» — Номана Челебиджихана, Джафера Сейдамета, Аблякима Ильми и других. Однако он отдавал предпочтение революционно настроенным российским рабочим и, веря в их будущее, именно там пропагандировал свои идеи» — пишет в указанной работе Идрис Асанин.

 

До 1917 года Вели Ибраимов, как известно, некоторое время живет на Кавказе, где близко сходится с национально-настроенными представителями местного населения, знакомится с историей борьбы горцев против имперской тирании. Позже эти знания местной специфики помогут ему повлиять на успешное разрешение чечено-ингушского конфликта  и заслужить авторитет руководства Совета Народных Комиссаров. Но до этого судьба еще не раз забросит Вели Ибраимова на Кавказ.

 

Февральскую революцию крымские татары и их политический авангард встретит достаточно организованно. Уже 25 марта 1917 года в Симферополе состоялся съезд представителей народа, образовавший постоянно действующий Мусульманский Исполнительный Комитет. Делегатами съезда были как «правые» национал-социалисты, как, получивший европейское образование,  Джафер Сейдамет или проучившиеся в Турции Абляким Ильми, Номан Челебиджихан, Сеитджелиль Хаттат, так и выходцы из самых неимущих слоев народа, близко знакомые с идеологией и практикой «русского социализма» Вели Ибраимов, Али и Усеин Боданинские, Достмамбет Аджи и другие.

 

Съезд, помимо других серьезных решений, как известно, принял решение строить взаимоотношения с русской метрополией на федеративных принципах. Это решение в скором времени вызовет вначале глубокий кризис, а позже и разлом в тюрко-мусульманском национально-освободительном движении.  Уже на майском 1917 года 1-ом  Всероссийском мусульманском съезде (Москва, 1-10 мая), в работе которого приняли участие 900 человек из которых 800 были делегатами съезда, различные взгляды на будущее тюрко-мусульман проявились со всей остротой.

 

Делегации башкир, азербайджанцев, народов Туркестана, Крыма, возглавляемые такими авторитетными личностями как Заки Валиди, Мамед Эмин Расул-заде, Алихан Букейханов, Мустафа Чокаев, Джафер Сейдамет заявили, что будущее устройство России они видят как федерацию независимых и дружественных национальных государств. Против этой позиции выступила делегация из Казани, возглавляемая членами, победившей в феврале в России партии конституционных демократов (кадетов) такими как выпускник Сорбонны и депутат Государственной Думы Садри Максуди и известный татарский писатель, драматург Гаяз Исхаки. Они категорически выступили против федеративного устройства будущего государства, обосновывая свою позицию опасениями за судьбы тюрко-мусульман, проживающих вне основных центров расселения тюрко-мусульманского населения.

 

Несмотря на упорное стремление Садри Максуди и его сторонников заставить съезд высказаться за унитарную форму будущего государства, подавляющее число делегатов высказалось за федеративное устройство. К этому времени крымские татары уже провели в марте месяце съезд представителей народа, на котором помимо других серьезнейших решений был принят и выбор — за федеративные взаимоотношения территорий рухнувшей империи.

 

После съезда за непродолжительное время за национально-территориальную автономию заявили национальные съезды в Уфимской губернии (Башкурдистане), Туркестане, Азербайджане, Казахстане. Однако Садри Максуди и его сторонники, убежденные в необходимости сохранить унитарный характер страны провели свой съезд, который ввиду отсутствия делегаций от Крыма, Азербайджана и Туркестана был фактически съездом мусульман внутренней России и Сибири. Съезд проходил под полным контролем Садри Максуди и его итоги были прогнозируемы.

 

Без каких-либо неожиданностей были приняты решения съезда, первый пункт которых гласил: «Широкая культурно-национальная автономия для мусульман внутренней России и Сибири». Таким образом, обязательства перед программой кадетов о «единой и неделимой России» мусульманский съезд выполнил. Но, как оказалось, эта победа Садри Максуди и его единомышленников оказалась по-настоящему пирровой, так как, глубоко разочаровав татарские массы, внесла хаос в настроения людей и в конце концов бросила огромные массы татар в объятия большевиков с их изначально лживыми обещаниями. Для еще вчера единого национально-освободительного движения тюрко-мусульманских народов отрыв огромной силы которую представляло татарское Поволжье , также имел катастрофические последствия.

 

Бурные события, последовавшие вскоре как в центре империи, так и на ее окраинах заставили всех участников Всероссийского мусульманского съезда полностью заняться собственными проблемами. В том числе и в Крыму. Из официальных документов известно, что Вели Ибраимов участвовал как в мартовском съезде народных представителей (1917 г.), так и созванном в ноябре того же года Курултае.

 

Провозглашение большевиками «Советской Республики Таврида» в марте 1918 года, просуществовавшей чуть более 70-ти дней, происходило, скорее, без его участия. Зато известны фамилии других крымскотатарских национал-социалистов, сделавших выбор в пользу большевиков. 10 марта в работе «Съезда Таврической Губернии» (в состав губернии тогда входили помимо полуострова еще Мелитопольский, Бердянський и Днепропетровский уезды) помимо других 560 делегатов участвовало и 140 делегатов-крымских татар, возглавляемые Сулейманом Идрисовым, Исмаилом Керимджановым (Фирдевсом), Али Боданинским, Достмамбетом Аджи и другими.

 

СПРАВКА

Исмаил Керимджанов, партийный псевдоним Фирдевс — член Российской Коммунистической Партии (большевиков) с 1917 года. Вступил в РКП(б) до Октябрьского переворота. Секретарь ЦК Республики Таврида. Народный комиссар иностранных дел, Народный комиссар юстиции Крым АССР. Член бюро Казанского обкома партии, Коллегии ГубЧК, инспектор Северо-Кавказского краевого отдела народного образования. Арестован по «Делу Султангалиева» в 1929 году. Расстрелян  в Соловецком лагере в 1938 году.

 

Позиция крымскотатарских делегатов, поддержавших в развернувшейся на съезде схватке между большевиками и меньшевиками первых, была определяющей. Но итоги выборов в руководящие органы республики были не в пользу крымских татар, которых просто обманули, предоставив лишь одно место (из 11-ти) в ЦК Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов.  От левых социал-революционеров в ЦК были избраны 7 человек. В Совет Народных Комиссаров Республики Таврида состоявшего из 9-ти членов ни один крымский татарин избран не был. Судьбы большей части этих комиссаров сложились трагически. При бегстве из Крыма они попали в руки эскадронцев и после короткого суда они были расстреляны в Алуште за организованный над жителями полуострова террор.

 

Имя Вели Ибраимова присутствует в листовке Милли-Фирка 1919 г. среди других 19 кандидатов в Крымский Краевой сейм. Указано и место его проживания — Симферополь, Севастопольская 12. Врангель, ликвидировавший, в июне 1919-го власть Крымской Советской Социалистической Республики так и не нашел формы взаимоотношений с «Милли-Фирка», которая действовала открыто, несмотря на официальный запрет. В силу этого значительно активизировалась деятельность отрядов «зеленых», состоявших большей частью из крымских татар. В Алуштинском и Судакском районах успешно действовал Пятый татарский полк под командованием Османа Дерен-Айырлы.

 

СПРАВКА

Осман Дерен-Айырлы 1898 г.р., из крестьян, партизанская кличка «Ибраим Эфенди», член РСДРП с 1918 года. Член Бюро крымского обкома партии. Председатель Совета Народных Комисаров Крым АССР. Снят с должности и переведен на работу в Татарскую АССР «за выпячивание национальных интересов над классовыми». Арестован и осужден по «делу Султангалиева». Скончался от туберкулеза в 1949 году.

 

Казнь в апреле 1920-го 12-ти членов Мусульманского коммунистического бюро в том числе Медата Рефатова, Мурата Решит-Асанова, Асана-Усеина Иззет-огълу (Хасана Урманова), Евгении Жигалиной, юнкера Абдул-Мустафы Балчиева, преступления врангелевцев, совершенные ранее, сделала отношение крымских татар к власти Врангеля откровенно враждебными и в какой-то степени ускорило ее падение.

 

В ноябре того же 1920 года в Крыму в очередной раз утверждается  советская власть в лице Крымревкома. В его состав включены Селим Меметов, Осман Дерен-Айырлы, Исмаил Фирдевс. За годы гражданской войны успели себя проявить и стать известными в народе Мемет Кубаев, Аппаз Киик, Осман-оджа Измайлов, Умер Тархан, Абдулкадыр Гралов.

 

СПРАВКА

Мемет Кубаев уроженец с. Корбек Алуштинского района. В годы гражданской войны боец партизанского отряда. Во время пародии на суд над Вели Ибраимовым общественный обвинитель вместе с А. Граловым, И. Тарханом и Чагаром. Председатель ЦИК Крым АССР 05.1929-20.02.1931гг. Его руками Москва провела раскулачивание и высылку на Урал 40 тысяч крымских татар. Снят с должности после заявления на всекрымской конференции, что политика Москвы направлена на разорение крымских татар.

 

Известно, что со второй половины 1919-го, а далее большую часть 1920-го Вели Ибраимов находился на Кавказском фронте в разведке Частей Особого Назначения (ЧОНе). Из воспоминаний выдающего деятеля тюрко-мусульманского национально-освободительного движения, известного ученого-тюрколога Ахмета Заки Валиди мы знаем, что в мае 1920 года в Баку, только-только занятом большевиками в Центре партии тюркских коммунистов, который был одновременно и местом проживания известного деятеля революционного движения Мустафы Субхи, состоялась встреча трех выдающихся личностей.

 

СПРАВКА

Мустафа Субхи — основатель Турецкой коммунистической партии. Бежал из Турции от преследований властей. Его взгляды на деколонизацию Востока не понравились большевистскому руководству. Поддерживал тесные связи с руководителями тюрко-мусульманских республик Советской России. По возвращению в Турцию был практически сразу же убит.

 

Придя по приглашению Мустафы Субхи к нему домой, Вели Ибраимов встретил у него человека, которого разыскивали все чекистские силы страны. Это был член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИКа), создатель Башкирской Народной Армии Заки Валиди, порвавший с советской властью и направлявшийся в Туркестан для организации вооруженного сопротивления большевистской экспансии в Среднюю Азию. Эта была решающая и полезнейшая встреча для понимания Вели Ибраимовым подлинной сути советского режима и большевизма.

 

На примере Башкирской Республики Заки Валиди показал, как Ленин, Сталин и все их соратники по советскому правительству и большевистской партии изначально ведут в отношении тюрко-мусульманских народов двуличную политику и не позволят им объединиться. Везде бразды правления русские сосредоточат в своих руках, а национальные вооруженные силы расформируют, как только закончится гражданская война. Заки Валиди ознакомил Мустафу Субхи и Вели Ибраимова с переданной ему польским социалистом записки близкого к Ленину и Сталину Михаила Павловича — члена Коллегии Наркомнаца для распространения среди руководителей партии. В Записке содержались рекомендации по методам искусственного классового расслоения тюрко-мусульманских народов. При этом советовалось национально мыслящих представителей местной интеллигенции называть «буржуазными националистами».

 

Кроме того Павлович рекомендовал форсировать «выращивание» нового поколения интеллигенции, послушно исполняющей директивы из Москвы. Заки Валиди при этом заметил, что, несмотря на то, что эти выращенные «левые октябристы» будут верными политике русского колониализма, недоверие Москвы к нерусскому населению будет вызывать периодические репрессии и в отношении национальных «октябристов», пока перед ними не останутся неграмотные местные крестьяне не знающие ничего кроме своего осла и мотыги. Вместе с тем Заки Валиди посоветовал не поднимать народ на открытую борьбу с Советами, постараться создать общетюркскую партию и готовить национальные кадры, с которыми Москве рано или поздно придется считаться.

 

Интересным оказалось обсуждение и новой инициативы Москвы по переводу письменности тюрко-мусульман на латиницу. Заки Валиди обратил внимание своих собеседников на то, что в Москве в Наркомнаце Сталина идет подготовка к переводу всех тюрко-мусульманских алфавитов на латиницу, причем не один общетюркский язык, выработанный «Терджеманом» Исмаила Гаспринского, а на более чем 40 наречий и диалектов тюрков, чтобы окончательно разобщить тюркские народы. Заниматься этим делом поручено специалисту по истории Востока Сванидзе, известному востоковеду Поливанову, заместителю Сталина в Наркомнаце Бройдо (Зильберквейт). То есть, решив проблемы с Польшей, Москва тут же начнет в отношении мусульман новую политику в сфере культуры. Многое, из того что удалось услышать в этот вечер было для Вели Ибраимова откровением, многое подтверждалось его собственным опытом.

 

Безусловно, это была очень полезная беседа.

 

В родной Крым Вели Ибраимов вернулся во всех смыслах закаленным политиком, лично знавшим многих руководителей национальных образований. Был утвержден в должности председателя Особой Тройки по борьбе с бандитизмом. Вскоре был утвержден в должности заместителя председателя Крымревкома. Инициировал амнистию для скрывавшихся в крымских горах отрядов «зеленых», в значительном количестве состоявших из крымскотатарских эскадронцев. С эскалацией с осени того же года  уголовного бандитизма, связанного с грабежами, убийствами, налетами на города и селения работа для Вели Ибраимова только увеличилась. Надвигающийся голод усугублял положение.

 

Но имеющийся армейский опыт, бесстрашие, авторитет в народе позволили Вели Ибраимову вскоре переломить ситуацию к лучшему. Но вослед одной беде пришла беда более безжалостная — голод. Предпосылки к которому были в непрерывных изъятиях военного времени, насыщении полуострова свыше всякой меры военным контингентом, но самое преступное — в продразверстке.

 

Партийное руководство Крыма в лице на тот момент председателя Обкома партии Михельсона поспешило доложить в Москву об имеющихся в Крыму 9-ти миллионов пудов хлеба и в условиях уже наступившего голода, реквизиции продолжались, обрекая десятки тысяч семей на голодную смерть. Через три года Вели Ибраимов назовет потери от голода — 110 тысяч человек из которых 76 тысяч крымские татары. Знакомясь с материалами того времени трудно отделаться от ощущения, что определенные силы использовали возможность для нанесения максимального урона населению и экономике полуострова. Ведь кроме насильственного изъятия зерна, продолжают действовать ограничения на передвижения по всей территории полуострова (пропуска-разрешения подписывает глава всемогущей тогда Крымской Тройки — венгерский эмигрант Бела Кун (Коган).

 

Скорее всего, этим объясняется то, почему население полуострова не спасла рыба в изобилии находившаяся в море. Итоги деятельности Крымской Тройки известны — по разным данным от 56 до 150 тысяч расстрелянных белых офицеров, служащих, деятелей культа и «прочего буржуазного элемента». Кроме Бела Куна и Самойловой-Залкинд (Землячки), прибывших в Крым из Петербурга с неограниченными полномочиями ВЧК в знаменитую Тройку входил и  двадцатидвухлетний Осман Дерен-Айерлы.

 

Между тем из Москвы из Наркомнаца внимательно следили за положением на национальных окраинах, ставя перед большевистскими партийными центрами и местными ЧК задачу не допустить консолидации национальных сил на местах.

 

В Казани на этом поприще трудится Хатаевич, в Башкирии —  Эльцын, в Крыму — Петропавловский. Последний делает ставку на противоречия «левых» национал-большевиков в лице И. Фирдевса, С. Меметова, О. Дерен-Айерлы и беспартийных «миллифирковцев» Сеит-Джелиля Хаттата, Амета Озенбашлы, Халиля Чапчакчи. Но надежды председателя Областкома вбить клин между крымскотатарскими лидерами не сбылись.

 

Положительным моментом было и возвращение из-за границы Бекира Чобан-заде с письмом от Джафера Сейдамета, в котором последний рекомендует руководству «Милли-Фирка» утвердить  руководителем «Народной Партии» Бекира Чобан-заде. С появлением Бекира Чобан-заде его, при активном посредничестве И. Фирдевса, О. Дерен-Айерлы и Вели Ибраимова  представляют на тот момент всесильному диктатору Крыма Бела Куну, а затем уже сам Бекир Вагап-огълу представляет согласованные кандидатуры «миллифирковцев». Через И. Фирдевса личного друга члена Коллегии Наркомнаца влиятельного большевика Мирсаида Султан-Галиева крымские национал-большевики всегда были в курсе инициатив Москвы в области национальной политики.

 

СПРАВКА

Мирсаид Султан-Галиев 1892 г.р., участник 1 Всероссийского съезда мусульман (1917, Москва). Член партии большевиков с ноября 1917. Активнейший участник установления советской власти в России. Председатель Центрального комиссариата по делам мусульман внутренней России и Сибири. Член Коллегии Наркомнаца. Открыто выступил против деления национальных республик на союзные и автономные. Обосновал возможность появления наряду с капиталистическим и социалистическим также коммунистического империализмов. Неоднократно арестовывался и осуждался. Расстрелян после очередного судилища в декабре 1938 года.

 

Крымскотатарское руководство пользуется поддержкой членов ВЦИКа, членами которого являются их давние друзья по революционной борьбе — Турар Рыскулов, Нариман Нариманов, Файзулла Ходжаев, Сакен Сейфуллин, Николай Скрипник, Ф. Махарадзе, П. Мдивани и другие. Во многом благодаря этой поддержке крымскотатарскому руководству удалось развязать себе руки в борьбе за возвращение отнятой земли и попранных 130-ти летним колониальным гнетом прав.

 

Зная об обсуждении в Москве вопроса о провозглашении республики в Крыму, состоявшаяся в мае 1921 года 1-я партийная конференция высказалась, фактически против провозглашения национальной республики, свою позицию подавляющее число нетатарских делегатов «мотивировало» тем, что «крымские татары не составляют большинства населения полуострова». В ответ крымскими татарами готовится и проводится беспартийная конференция на которой крымские татары ставят вопрос о немедленном наделении коренного народа землей за счет спешно созданных совхозов. На конференции выступили все видные крымскотатарские лидеры того времени.

 

Абибулла Одабаш констатирует: «От Алушты до Ламбата имеется столько совхозов, сколько раньше имелось помещиков, татарское население ничего не получило».

 

Осман Дерен-Айерлы заявил: «Совхозы нужно раздавать крестьянам. Мы знаем, что татарские крестьяне без земли и без инвентаря. Но почему-то, татарские крестьяне, организуя артели, не занимают совхозов».

 

Усилиями крымскотатарских лидеров и их соратников в Москве резолюцию крымской беспартийной конференции удалось включить в повестку заседания ВЦИКа в сентябре того же (1921) года. ВЦИК принял решения в пользу крымских татар. Резкой критике подвергается и присутствовавший на заседании председатель Областкома Акулов в том числе и за преследование амнистированных «зеленых».

 

Состоявшаяся после этого в Крыму 4-я партконференция приняла решения с учетом установок заседания ВЦИКа: «Для уничтожения остатков неравенства между коренным татарским населением Крыма и представителями других национальностей, для постепенного изживания и ликвидации пережитков старого строя провести в жизнь ускоренным темпом землеустроительные работы, в первую очередь в южнобережных районах, без чего невозможно восстановление крестьянского хозяйства».

 

На состоявшемся в декабре 1923 года 3-м съезде Советов, посвященном национальной политике в автономии, обсуждались в основном два вопроса:

 

1). Проведение татаризации управленческого аппарата.

 

2). Землеустройств

 

для крестьянства национальных меньшинств и главным образом татарского.

 

В основном докладе съезду говорилось: «Мы создали в Крыму опытно-показательный сад, который будет культивировать пролетарскую культуру на татарской почве. Плоды нашей работы из этого сада будут передаваться на Восток, в первую очередь в Турцию. Те ростки пролетарской культуры которые мы вырастим в этом саду, дадут пышные всходы по ту сторону Черного моря на мусульманском Востоке, где мы должны создать резервы международной революционной армии, которая в грядущих решительных битвах сокрушит господство мирового империализма». Таким образом, идеологической основой решений в пользу коренного народа, крымскотатарскими руководителями и их соратниками в Москве была выбрана на тот момент единственно верная тактика. В интересной работе В.В. Маковского есть интересные моменты, заслуживающие внимания читателей:

 

«На протяжении 1924 года татарское крестьянство получило от Советской власти ряд льгот. Переселение его хозяйств из малоземельных районов в многоземельные полностью осуществлялось на государственный счет. Переселенцам-татарам для обустройства на новом месте было выдано 676.028 рублей ссуды, что составляло 50% всего кредитования. Из общей площади спецкультур в 3.960 десятин, сданных ГЗИ в аренду коммунам и артелям, на долю татарского населения приходилось 1.900 десятин, т.е. 48%. Согласно постановлению КрымЦИК от 17 ноября 1823 года все ненужные ГЗИ постройки передавались татарскому населению на устройство школ и изб-читален.

 

Татарскому населению горных районов, занимавшемуся лесным промыслом, было предоставлено право выжига угля до 7.000 пудов для продажи его на рынке, отведено 7.08 десятин леса для выработки изделий сельскохозяйственного обихода, а также 12 десятин леса для производства строительных материалов. Во всех лесных районах татарам предоставлялось право бесплатного выпаса скота на лесных полянах, отведено 36 десятин леса для сплошной вырубки. Бедняцкая часть татарских дворов полностью освобождалась от уплаты сельхозналога. В ходе землеустройства татарские крестьяне увеличили свои земельные наделы. В 1922 году они пользовались 41.627 десятинами земли, в 1924 году в их распоряжении было уже 75.012 десятин».

 

Крымские татары не останавливали давление на крымское руководство, возглавляемое председателем ЦИКа Ю. Гавеном и председателем Крым Совнаркома ярым сталинистом Саид-Галиевым, присланным в Крым с целой группой его соратников, утвержденных на ключевые должности. Например Амина Мухитдинова занимала должности прокурора Симферопольского ревтрибунала, прокурора Главсуда автономии, не менее ответственные должности заняли и остальные, командированные.

 

Но, как можно судить из материалов того времени, чувствовали они себя неуверенно — сказывалась, организованное «Милли-Фирка» народных обращений, давление на казанцев, поддержанное из наркоматов, контролируемых националами Москвы и национальных республик, в том числе из самой Казани с требованиями отзыва их из Крыма. Надежды Кремля на то, что Областкому ВКП(б) совместно с Саид-Галиевым удастся сдержать крымскотатарский натиск административными мерами не оправдались.

 

Правда, им удалось вывести Османа Дерен-Айерлы из состава Областкома и снять с должности редактора газеты «Ени Дунья». Его обращения к нации на многочисленных собраниях и конференциях совершенно вывели из равновесия партийное руководство как в Крыму, так и в Москве. Полторы тысячи штатных работников ЧК и 500 осведомителей неустанно фиксировали деятельность и высказывания «крымскотатарских уклонистов». Например такое — Османа Дерен-Айерлы в «Ени Дунья»:

 

«Крымские татары должны искать пути своего обогащения. В осуществлении этой задачи никому нельзя доверяться и верить. Татары собственные свои высоты должны взять в свои руки. Экономика и хозяйство будут взяты в  руки «одной нации только тогда, когда она всеми элементами без исключения сама будет управлять производством, экспортом и проч. Татары сами должны быть продавцами своего производства, сами должны устанавливать цены, иного пути освобождения от гнета нет».  

 

Но вскоре Вели Ибраимову и лидерам «Милли-Фирка» удается утвердить его в должности председателя Ялтинского РИКа и очистить там исполнительные структуры от ультра леваков так называемой «аблаевской группировки».

 

Из многочисленных донесений Петропавловского в Москву содержится большей частью жалобы на то, что среди крымскотатарских коммунистов произошли изменения, не позволяющие эффективно проводить политику классового расслоения. Петропавловский сообщал, что «левые» крымскотатарские коммунисты стали «правыми», а «правые» создали из «левых» своеобразный буфер и  этому трудно противостоять. На что Москва требует активизировать привлечение крымскотатарской молодежи к учебе в марксистских курсах, а также направлять перспективную молодежь в Москву для поступления в Коммунистический Университет Трудящихся Востока (КУТВ). 

 

Ощутимыми были  успехи в образовательной сфере, проводимой под руководством профессора Бекира Чобан-заде. Об этом достаточно материалов в книге Дмитрия Урсу. Под предлогом отсутствия средств из года в год не выделяются средства из союзного бюджета на отселение жителей Южного берега в пустующие степные районы, но начатый процесс не прекращался. Причем, за переселяющимися в степные районы сохранялись их жилье на Южном берегу.

 

1924 год ознаменовался для крымских татар значительным успехом — председателем Крым ЦИКа был избран Вели Ибраимов, председателем Крым Совнаркома — Осман Дерен-Айерлы. Близкий к Вели Ибраимову Решид Ногаев стал наркомюстом Крым АССР, Усеин Балич — наркомом просвещения. Амет Озенбашлы — видный деятель Курултая-Мабюсана — стал наркомом финансов, Халиль Чапчакчи — наркомздравом республіки и членом КрымЦИКа, А.Э. Памукчи был назначен главой Крымпредставительства в Москве…

 

Программа национального возрождения получила «второе дыхание». За успехами национального строительства внимательно следят из Турции. Джафер Сейдамет доводит до сведения соотечественников свое мнение о том, что если и есть надежды на возрождение крымскотатрской нации, то эти надежды могут быть связаны только с крымскотатарскими «правыми» национал-большевиками.

 

С новой силой продолжаются мероприятия по «татаризации» государственного аппарата, успешно проводится программа «разукрупнения сельсоветов» смысл, которой в организации национальных сельсоветов. Из 345 сельсоветов 292 являлись национальными, из которых 145 — крымскотатарскими. Одновременно открываются курсы при Наркомфине, Наркомюсте, Наркомпочтеле, КрымЦИКе по подготовке преподавателей и секретарей сельсоветов. Успешно развивается кооперация, большие успехи у созданного национал-большевиками и миллифирковцами кооператива «Ширкет», экспортирующего из Крыма фрукты и овощи, деньги от прибыли шли на поднятие национальной культуры.

 

О росте бюджета республики можно cудить по следующим цифрам: если в 1924-25г.г. было собрано 10992 тыс. рублей, то бюджет следующего 1925-26 гг. составил 15813 тысяч. Система образования представлялась таким образом: к 1927 году полуостров насчитывает уже 797 школ из которых русских — 261, татарских — 348 (43,7%), немецких — 139 (17,4%), прочих — 49 школ. В которых училось: русских — 22559 (44,5%), татар 17602 (38,1%), немцев 4943 (10,7%).

 

В 1925 и 1926 годах, были организованы научно-исследовательских экспедиций по изучению крымскотатарской культуры в Крыму, крымским правительством совместно с Научной Ассоциацией Востоковедения при ЦИК СССР. Совнаркомом РСФСР в 1925 году были выделены средства на организацию двух научных экспедиций для исследования памятников Солхата, а также этнографического исследования степных татар полуострова. (Результаты так и не были опубликованны).

 

Областком ВКП(б) тем не менее не оставляет попыток внести раскол в среду крымских татар. Петропавловский инициирует арест и возбуждение уголовного дела в отношении близких к руководству республики братьев Муслюмовых.

 

В годы борьбы отрядов «зеленых» с врангелевцами они были связными Османа Дерен-Айерлы с другими отрядами и городским подпольем. План Петропавловского был понятен — через осуждение Муслюмовых дискредитировать председателей КрымСовнаркома и КрымЦИКа.

 

Отстоять Муслюмовых удалось с большим трудом, так как к тому времени крымские татары лишились былой поддержки в Наркомнаце — по обвинению в «национал-уклонизме, связях с басмачами и т.п. был выведен из Коллегии Наркомнаца главный оппонент Сталина по национальным вопросам Мирсаид Султан-Галиев, руководители Советского Татарстана К.Г. Мухтаров, Г.Г. Мансуров, А.М. Енбаев были переведены в Москву на менее ответственные должности и лишились должностей во ВЦИКе, близкий друг и соратник Турар Рыскулов так же лишился поста заместителя наркома по делам национальностей РСФСР.

 

Но в целом, благодаря титанической работе крымскотатарского руководства, огромного энтузиазма, охватившего широкие массы населения, общественно-политическая ситуация в республике продолжает оставаться стабильной, а положение крымских татар устойчиво-доминирующим. Управленческий аппарат из представителей коренного народа вырос к 1927 году до 3,5 тысяч человек, как один из государственных развивается язык, большие успехи достигнуты в кооперативном хозяйстве (процент крымских татар, проживающих в сельской местности — 36,6%), есть успехи и в культурном строительстве.

 

Несмотря на постоянные требования из Москвы ускорить темпы коллективизации, руководство республики твердо стоит на своем: имеющиеся особенности развития КрымАССР не позволяют форсировать создание колхозов и совхозов. Эту позицию поддерживают и немцы, и болгары, занятые в сельском хозяйстве.

 

1927 год явился критическим для республики в целом, так и для его национального руководства. Первое это стихийное бедствие — землетрясение на Южном берегу, нанесшее значительный экономический ущерб республике и, ставшие известными планы Москвы, на будущее Крыма. Если с первой бедой еще можно было справиться силами республики, то вторая оказалась, поистине, трагедией для всего полуострова и его жителей.

 

Оказалось, что переселение евреев из различных регионов СССР с начала 1920-х годов и деятельность в Крыму «Бундесбунда» (1921 г.), еврейского потребительского кооператива «Самодеятельность», (1922 г.), филиала банка «Агроджойнт», финансировавшего переселение евреев, а также подготовку евреев в учебных заведениях Крыма, является частью плана, принятого кремлевским руководством в обмен на получение значительного по тем временам кредита в 10 миллионов долларов от объединения американских банкиров «Джойнт».

 

Существование плана заселения полуострова евреями и создание еврейской республики раскрыл представитель Отдела национальностей ВЦИК И. Рашкес:

 

«Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а с целью устройства на земле трех миллионов евреев СССР».

 

26 сентября 1927 года Ларин (влиятельный партийный функционер, зять одного из кремлевских вождей Бухарина) предложил комплекс мероприятий по устройству еврейских переселенцев в Крыму, в соответствии с которым основной специализацией их хозяйств должно было стать не пахотное хозяйство, требующее выделения большого количества земли, а производство виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов.

 

Эти планы, для крымского руководства оказались совершенно неожиданными, так как были совершенно секретными.

 

Национальное руководство республики заявляет о своем несогласии с этим проектом, названным «Калифорния в Крыму» и требует от Москвы обязательств по реэмиграции крымских татар из Турции, Румынии и Болгарии — 20-ти тысяч семей. В свою очередь Наркомзем СССР объявляет северные земли полуострова, находящимися под юрисдикцией союзного правительства и ускоряет темпы переселения евреев в Крым.

 

К весне 1927 года, несмотря на сопротивление татарского руководства автономии, количество выделенной для еврейской колонизации Крыма земли составило свыше 140 тысяч гектар для устройства свыше 4 тысяч хозяйств. В поддержку «крымского проекта» и с призывом к Западу о сборе средств выступили 49 известных писателей и поэтов. В Америку и Европу отправилось несколько делегаций с целью агитации за создание еврейской республики в Крыму.

 

В Берлине на встрече с представителями финансово-политических кругов Европы народный комиссар иностранных дел Чичерин заверил, что правительство СССР очень серьезно относится к «крымскому проекту», и в его воплощении не предполагается никакого затруднения.

 

Обстановка в Крыму резко обострилась.

 

Заволновались немцы, в основном проживавшие в северной части полуострова, в Москву направляются резолюции многих десятков конференций и собраний отказаться от воплощения в жизнь плана «Калифорния в Крыму».

 

КрымЦИК в этой обстановке принимает беспрецедентное постановление о главенстве постановлений государственных органов КрымАССР над союзными. Это был открытый разрыв с хорошо прогнозируемым результатом. Для руководителей республики и первую очередь Вели Ибраимова — жертвенный акт, уж он то хорошо знал на что способен кремлевский режим по отношению к своим врагам.

 

28 января 1928 года внеочередная сессия КрымЦИКа постановила «снять Вели Ибраимова с поста председателя КрымЦИКа и исключить из состава членов КрымЦИКа».

 

Новым председателем КрымЦИКа был едиогласно избран Кубаев Мемет-Исмаил, уроженец с. Корбек Ялтинского района, член ВКП(б).

 

По имеющимся опубликованным данным Вели Ибраимов был арестован 8 марта (по другим 15 марта) 1928 года, следствие велось следователем по важнейшим делам при прокуратуре республики Эльмановичем, под наблюдением зампомпрокурора республики Фридберга.

 

А 28 апреля 1928 года в Симферополе началось инспирированное кремлевским руководством позорное  судилище. Председательствовать на суде был командирован член Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) Арон Сольц, заседателями назначены Измайлов, Кудрявцев, Тархан.

 

Обвинителями на суде стали Фридберг, Гралов и Чагар. Всего по делу было привлечено 17 человек. Вели Ибраимову было предъявлено обвинение по знаменитой «58-й»: ст.58 п.8 (террор), ст.59 п.3 (участие в бандитской шайке), и ст.116 ч.2 (растрата).

 

Очевидно, что за подлинные «преступления» большевистский режим судить лидера нации просто не осмелился. В помощь по подготовке общественного мнения были мобилизованы все «левые октябристы» крымскотатарской национальности: Гралов, Чагар, Азизов, Бояджиев, Тархан и другие. После встреч этих, интегрированных во власть деятелей с соотечественниками — жителями сел, рабочими фабрик и заводов, преподавательским составом институтов и техникумов в ведущей газете Крыма появлялись такие вот обращения: «Рабочие и служащие Севастопольского морского завода на своем общем собрании просят красный пролетарский суд применить к Вели Ибраимову и его соучастникам высшую меру наказания…», «Рабочие всех цехов Керченского госметзавода, табачной и консервной фабрик Керчи требуют высшей меры наказания», высшей меры в отношении Вели Ибраимова «требовали» и рабочие и служащие совхоза Ай-Даниль Гурзуфского района и бедняцкое собрание Алушты, и 70 крестьян Гурзуфа, и даже «собрание батрачек» села Аутка…

 

28 апреля  председатель «суда» Арон Сольц огласил приговор: Вели Ибраимова и Мустафа Абдуллу приговорить к высшей мере наказания — расстрелу, остальных к тюремному заключению от года до 10 лет.

 

9 мая 1928 года приговор в отношении Вели Ибраимова был приведен в исполнение. Его тело было тайно погребено на территории совхоза «Красный» Симферопольского района, а место вспахано невесть, откуда взявшимся тракторами.

 

Погиб подлинный патриот своего народа, отдавший всю свою сорокалетнюю жизнь его служению.

 

Его жизнь и борьба — пример высочайшей любви к своему народу, боли, сострадания и величайшей ответственности за его судьбу и страны, страстный и жертвенный подвиг во имя настоящего и будущего крымскотатарского народа и его родной земли Крыма.

 

Нариман ИБАДУЛЛАЕВ,

Кезлев (Евпатория)

 

P.S. С расстрелом Вели Ибраимова в Крыму начались запоздалые меры по приведению мятежного полуострова к общесоюзному стандарту: коллективизация, сопряженная с раскулачиваем, массовые репрессии против национальных кадров республики, выселение семей в Архангельск, на Урал, Среднюю Азию.

 

40 тысяч крымских татар было репрессировано и выслано в период раскулачивания, которому до последнего сопротивлялся председатель КрымЦИКа. Но ни эти репрессии, ни последовавшие в тридцатые годы не смогли уничтожить детище Вели Ибраимова и его соратников —  возрожденная после 130-летнего гнета крымскотатарская государственность в виде Крымской АССР стала объективной реальностью, разрушенной лишь массовым выселением коренного народа из Крыма в мае 1944 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня