Эксперт Института демократии имени Орлика Наталья Белицер в комментарии АМИ «Новости-Украина» отметила, что не стоит сегодня считать крымскую проблему искусственной и способствует этому отсутствие четкой государственной политики.
Эксперт считает, что проблема Крыма и сегодня остается нерешенной. И этому способствует отсутствие четкой государственной политики. «Относительно политики Киева по поводу Крымской Автономной Республики можно сказать, что настоящего стратегического видения вопроса, как и самой политики, фактически не существует», — подчеркнула Белицер.
По ее мнению, политика государства носит больше характер реакции на какие-то острые всплески, кризисы, погашение внутренних напряжений характер. «Эта политика носит больше ответный характер, только в ответ на ситуацию принимаются какие-то в ответ меры. Продуманной четкой стратегии и политики нет», — отметила собеседница АМИ.
На ситуацию с Крымом влияет как внешний, так и внутренний факторы, считает эксперт. «Внешний фактор этого вопроса, конечно же, играет огромную роль на протяжении всей истории, еще до приобретения Украиной независимости. С самого начала массового возвращения крымских татар. Обострилась ситуация, конечно же, сначала после Косово, потом Южной Осетии и Абхазии», — пояснила Белицер.
Но в тоже время, по ее мнению, Крым — это политическая карта, которая разыгрывается не только внешними силами, но и достаточно громко заявляющими о себе лицами и структурами в самом Крыму и в Украине. «А самое главное, информационные мощные атаки, которые на ситуации в Крыму, действительно, оказывают очень большое давление», — подчеркнул эксперт.
Что касается внутренних факторов, то она акцентировала внимание на вопросе о крымских татарах. «Фактически остается нерешенной проблема крымских татар. И боюсь, что украинское государство, в конце концов, может лишиться их лояльности. Есть такая горькая шутка: главные украинцы в Крыму — это крымские татары. Именно они достаточно последовательно все эти годы поддерживают крымскую государственность, суверенность, территориальную целостность и так далее», — отметила Белицер.
И тут же пояснила, что один факт того, что до сих пор так и не был принят закон о политической реабилитации ранее депортированных татар, свидетельствует об очень многом в отношении украинской власти в этом вопросе. «Не решен и вопрос с землей, поскольку все законодательные акты Украины просто не учитывают того фактора, что возвратившиеся крымские татары не могли на равных участвовать в распределении земли, так как к тому времени уже развалились колхозы и совхозы. Хотя освещая этот вопрос, к слову об информационном факторе, говорят лишь о самозахватах крымских татар, не обращая внимания на то, что их доля в общем количестве самозахватов значительно меньше, чем у других», — отметила эксперт.
Она сделала вывод, что считать проблему Крыма искусственной трудно: «Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что, действительно, растет напряжение, ухудшаются межконфессиональные, межэтнические отношения в Крыму. Возрастает уровень ксенофобии, поскольку в Крыму особенно сильны влияния извне, в частности русских радикальных экстремистских организаций, групп скинхедов. И это отнюдь не способствует стабилизации и гармонизации обстановки».
Эксперт Института демократии отметила: «Осторожная политика государства, с одной стороны, привела к тому, что серьезных масштабных насильственных кризисов с кровопролитием, как в других постсоветских замороженных конфликтах, удалось избежать. Но с другой стороны, много проблем осталось нерешенными, при чем не решенными, на всех уровнях. В первую очередь, на законодательном уровне, далее — отсутствие политической воли, не очень умелые действии по украинизации Крыма. В этом вопросе помогли бы меры положительного характера, то есть заинтересовать и показать преимущества то го же обучения, перевода на украинский язык и так далее».
В заключении Белицер сказала еще об одном аспекте этого вопроса: «Стандартная ситуация проигрыша в, так называемой, информационной войне. Объясняется это тем, что у России, конечно, гораздо более мощный информационный ресурс. И у тех, кто пользуется российскими СМИ, постоянно формируется искаженная, гораздо более негативная картина ситуации в Крыму, чем она есть на самом деле».
Ольга Муранова, Киев