Листая страницы школьных учебников по мере восхождения по ступеням знаний, приходилось останавливать свое внимание на образах государственных деятелей, ученых, писателей, военачальников. Задавался вопросом: почему, за какие заслуги эти люди заслужили право являть собой образец для поклонения у современников и будущих поколений?
С тех пор прошло более 60 лет. Портреты в учебниках сменились. Устойчивость сохраняет галерея ученых-изобретателей, людей, плодами ума которых пользуются наши современники. Редакция газеты «Голос Крыма» также небезразлична к деятельности успешных соотечественников.
Шевкет Батырев родился 2 апреля 1923 года в семье парикмахера Усеина-ага в Акмесджиде (Симферополе). Четверо сыновей были радостью, надеждой и опорой семьи. Шевкет в 1940 году окончил с отличием образцовую крымскотатарскую школу №13 в г. Акмесджиде по ул. Караимской и в том же году вместе со своим одноклассником Якубом Бекировым поступили в Казанский авиационный институт.
Когда началась война, студенты были мобилизованы на военный авиационный завод в Казани. Летом 1942 года их отправили курсантами в военное училище в г. Рубцовск Алтайского края на 6-месячные курсы лейтенантов, но в октябре они были возвращены в институт для продолжения учебы. Так повелевал приказ главы правительства.
Авиационный институт Ш. Батырев окончил в 1947 году и был направлен на работу на Казанский авиационный моторостроительный завод инженером-конструктором.
В 1954-м в составе группы военных специалистов численностью 50 человек Ш. Батырева направили на работу в г. Николаев Украинской ССР на военный завод. Работал там начальником конструкторского отдела по созданию корабельных газотурбинных двигателей для военно-морского флота. Возглавляемый им отдел сотрудничал с предприятием по созданию двигателя на атомной энергии.
В 1964 году по приказу Председателя Совмина СССР А. Косыгина 550 специалистов авиационной промышленности были направлены в Украину для создания газотурбинных двигателей.
За создание высокоэкономичных двигателей для Военно-морского флота СССР в 1974 году Шевкет Батырев был удостоен Государственной премии СССР. За результативную трудовую деятельность ученый-производственник имеет ряд государственных наград.
Выйдя на пенсию, он продолжал работать, его знания были востребованы, и только в 2003 году в возрасте 80 лет он использовал свое право на отдых. Его супруга Ольга Александровна также работала в конструкторском бюро, сейчас на пенсии. Дочь Эмилия с семьей живет в Акъяре (Севастополе). Пенсионеры Батыревы живут с семьей сына Володи. Он — руководитель крупного производственного участка на том же заводе, где работали родители.
Шевкет-ага говорит, что вернуться в Крым не смог. Не хотел бросать любимую работу по своей прямой специальности. 55 лет трудился на одном заводе. По нескольку раз в году приезжал в Акмесджид, чтобы пройтись по улицам своего детства. Говорит, что и в институте, и на заводе гордился тем, что он крымский татарин. Друзья и коллеги по работе считали акт Сталина по выселению народов несправедливым.
Шевкет-ага, несмотря на трудные моменты, доволен прожитыми годами. Его дети, внуки и правнуки доставляют радость.
«Я рад, что они восприняли лучшие традиции в воспитании крымскотатарских детей: трудолюбие, уважение к старшим».
У Шевкета Батырева 4 внука, 3 правнука — старший уже инженер и нашел хорошую работу в Канаде, куда уехал с семьей. Глава семьи сохранил в чистоте знания родного языка. Вспоминает, что в институте первые полгода после лекций все свободное время изучал русский язык и только после этого стал успевать записывать лекции.
Посетив с Якубом Бекировым несколько лет назад Акмесджид, они стали членами партии «Милли Фирка».
Уходя мыслями в прошлое, Шевкет-ага вспоминает, как в Николаеве за городом в степи создавали Николаевский южно-турбинный завод (ЮТЗ), на котором впоследствии трудилось 13 тысяч работников. Рос завод, рос и микрорайон ЮТЗ. Сейчас это целый город. Дома строятся для работников завода.
В самые трудные годы предприятие работало устойчиво, никого не уволили и ни в чем не ущемили. Главный конструктор получал правительственные заказы. Отделы компрессоров, турбин и прочности корректировали варианты будущих двигателей, выпускали документацию, чертежи и руководили созданием, изготовлением двигателя, следили за испытанием агрегатов.
Сам Шевкет Батырев участвовал в разработке идей и в практическом воплощении их в жизнь. После сдачи изделия Государственной комиссии оно запускалось в серийное производство. От рождения идеи и до испытания изделия и запуска в серийное производство требовалось 5-6 лет. Только в конструкторском бюро работало более 500 специалистов. Это был единственный завод в Украине, который самостоятельно работал и реализовывал свою продукцию — газотурбинные двигатели.
Покупателями были Россия, Индия, Китай, Греция, Южная Корея и даже США. Специалистов для предприятия готовит Николаевский кораблестроительный институт, Харьковский, Казанский и Московский авиационные институты. В прошлом на предприятии был цех ширпотреба.
В наше время есть спрос на индивидуальные ветряные электростанции, но вопрос об их производстве должно решить государство. Об этом говорилось не раз, но проблема с места не сдвинулась.
90-летний юбиляр Шевкет-ага Батырев временами мечтает съездить на родину в Крым, но здоровье уже не позволяет совершать дальние прогулки. Необходимо чье-то сопровождение.
Приятно было слышать, что ученый-созидатель выполнил поставленные перед собой задачи.
Милли Фирка сердечно поздравляет Шевкета-ага Батырева с 90-летним юбилеем
и желает ему и дальше достойно представлять крымскотатарский народ
в городе корабелов Николаеве!
Адиль СЕИТБЕКИРОВ,
Газета «Голос Крыма»
№ 13 (1003) от 29.03.2013 г.