«Менты» бегут из милиции

Post navigation

«Менты» бегут из милиции

21 февраля стало известно, что скандально известный своими «планами по нарушениям» начальник ГАИ Бердянска, был не уволен, а ушел на пенсию. Подобная практика не нова — за последние месяцы МВД Украины покинуло значительное число сотрудников. Притом, значительная часть из них «убегает» таким образом от административной и пенсионной реформ. Верховная рада, тем временем, готовит самую массовую за последнее время амнистию…

Милицейские беженцы

21 февраля стало известно, что скандально известный своими "планами по нарушениям" начальник ГАИ Бердянска, был не уволен, а ушел на пенсиюВ конце декабря Украина переживала не только судебный процесс против экс-премьер-министра Юлии Тимошенко и экс-министра внутренних дел Юрия Луценко, но и процесс массового ухода с должностей сотрудников Министерства внутренних дел Украины. Причиной этого была инициированная правительством пенсионная реформа. Милиционеров напугало то, что если раньше при уходе на пенсию по выслуге лет им полагалось выходное пособие в размере от 60 до 100 тысяч гривен, то после реформы эта сумма уменьшится до 30 тысяч гривен. Да и на пенсию можно будет уходить, прослужив на пять лет дольше, чем теперь. Вот и потянулись «силовики» на пенсионные хлеба. Как сообщает «КП», количество сотрудников МВД, ищущих работу, за последние месяцы увеличилось в 8 раз.

Как сообщил изданию портал hh.ua, наибольшую активность в поиске работы проявляют те соискатели, последним местом работы которых указана милиция. Более трети от всех резюме представителей правоохранительных органов написали ныне безработные «гаишники» и «дпс-ники». «В областном ГАИ около 20 человек собрались «на выход». Предпочитают уходить по-хорошему, не дожидаясь увольнения», — цитирует «Сегодня» высокопоставленного правоохранителя из УВД Одесской области. «Еще много «стариков» уходят из райотделов милиции. Остается лишь молодежь и те, кто сидит на «хлебных местах»», — говорит правоохранитель. На конец 2010 года рапорты об отставке подали уже более 8 тысяч человек. «Людей также страшит еще то, что пенсионная планка службы будет выплачиваться позже на 5 лет, чем она выплачивается сейчас. И поэтому эта неопределенность, увы, побуждает людей писать рапорта. Если это пройдет — увы, мы потеряем и тех профессионалов, которые сегодня есть», — признает заместитель министра внутренних дел Василий Фаринник.

Однако сами увольняющиеся о своем решении не сожалеют. Многие их них шли в милицию ради стабильного социального обеспечения, уверена директор рекрутинговой компании HeadHunter.Ua Марина Маковий. «Многие, устраиваясь на работу в правоохранительные органы, надеялись, что они «заживут» на пенсии», — говорит она. «И те из них, кто пришел в органы именно поэтому, больше не видят себя в структурах МВД», — цитирует ее слова «КП». Теперь же ни пенсии, ни раннего выхода на нее нет. Да и руководство МВД уже заявило о намерении сократить численность милиции. «Выполняя сейчас указания президента, мы идем на масштабное сокращение органов внутренних дел. Из 296 тысяч (человек) сейчас после реформы останется 200 тысяч правоохранителей «, — отмечает Фаринник.

«Главный милиционер» объясняет необходимость сокращения недостатком средств. «МВД финансируется на 40%, поэтому увеличение бюджета милиции на 8 процентов в следующем году — это не большие деньги. Учитывая, что будут сокращения, одна только выплата выходных пособий съест основную часть», — говорит министр внутренних дел Анатолий Могилев. С учетом же режима всеобщей экономии и пенсионной и административной реформ, несложно догадаться, что размер выходного пособия будет явно уменьшен. Так не лучше ли уйти «по здоровью» или «по выслуге», и получить причитающуюся компенсацию и пенсию, чем дотянуть до сокращения, получив гораздо меньшую компенсацию и никакой гарантии спокойной старости. На пенсию идут даже «идейные» сотрудники, и «ревностно» исполняющие служебный долг милиционеры. Такие, как, например, командир взвода ГАИ полковник Вячеслав Федоров — человек, в котором журналисты опознали одного из начальников Бердянской госавтоинспекции, раздававшего «планы на нарушителей» «гаишникам». В то же время, Верховная рада готовит амнистию, которая является наибольшей за прошедшие годы…

Из «дядей Степ» в «Соловьи-Разбойники»?

Украинская милиция в последние годы явно не пользовалась любовью соотечественников. По данным опроса Центра Разумкова, обнародованным в декабре 2010 года, лишь 9,3% украинцев поддерживают отечественных «дядей Степ». Отдельные действия милиции поддерживают 30,9% опрошенных, а вот не поддерживают правоохранителей вообще больше половины — 50,6% опрошенных. И для этого есть веские причины — еще в сентябре 2010 Могилев заявил: после его прихода на пост в милиции выявили более 400 преступников. Количество милиционеров, преступивших закон растет с каждым днем. Причины просты и понятны: скудная (если не нищенская) зарплата рядовых милиционеров, напряженный, практически ненормированный график, из-за которых добровольно служить в органы идут немногие. Как результат — катастрофически низкие требования к потенциальным стражам правопорядка, что в итоге выливается в значительное количество преступлений среди сотрудников МВД. В СМИ уже перестали быть редкостью материалы об «оборотнях в погонах». И эти люди будут среди ушедших из МВД из-за реформы. И они, как, впрочем, и все экс-милиционеры, станут перед непростым выбором: где работать дальше.

Несмотря на оптимистические заявления действующего правительства об улучшении жизни, на самом деле ситуация в украинском обществе продолжает оставаться довольно напряженной. В январе Государственный комитет статистики в очередной раз предоставил довольно пессимистичные данные по безработице — всего лишь за один месяц ее уровень вырос на 7,4% — т.е. до 585,6 тысячи человек. И это только официально! На самом же деле, каково количество реальных безработных в украинском обществе не знает никто: многие потерявшие работу из-за проблем с будущим трудоустройством не хотят становиться на учет. Однако и официальные данные ошеломляют — на 10 рабочих мест в среднем приходится около 90 человек! И это в период, когда растут цены на продукты, ЖК услуги и многое другое. В результате — рост преступности. «На 10 тысяч человек было 683 заявления о преступлениях в 2010 году. Для сравнения — в 2009 — 625 заявлений», — уверяет заместитель главы комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией народный депутат Геннадий Москаль. И эта тенденция будет прогрессировать. Ведь армию безработных пополнят и… бывшие заключенные.

Верховная рада Украины готовит рекордную по количеству отпущенных на свободу заключенных амнистию. «Выпустят этих людей, допустим. А им обеспечили жилье, социальную защиту, им гарантируют работу? Нет. Куда они пойдут? Они пойдут грабить, воровать», — прогнозирует Москаль. И помочь в этом «нелегком деле» им вполне могут те, которые умеют использовать оружие, имеют необходимые навыки и физическую подготовку, знают, как уйти от преследования и неплохо разбираются в казуистике отечественного законодательства и специфике службы правоохранительных органов — экс-милиционеры. «Что такое сократить 100 тысяч милиционеров? Большая часть из них, признаем искренне, это люди, которые умеют стрелять, научились брать взятки и зарабатывать не за счет службы государству, а за счет чего-то другого, аморального. Они усилят криминальный мир. Это на пользу обществу? Нет», — считает глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. В Украине и так достаточно сильный преступный мир. «На сегодняшний день около 50 тысяч преступников находятся в розыске. Это целый город, который просто не видит отечественная милиция. Или не хочет видеть», — говорит Москаль. И в то же время власть делает все, чтобы этот мир пополнялся потенциально опасными лицами — экс-силовиками.

Да, сокращение милиции необходимо. Но можно его провести так, как это сделано в Грузии — за счет сокращения поднять зарплату остальным. И поднять так, чтобы сотрудник получал не 150-300 долларов, как в Украине, а от 700 долларов. И необходимо радикально изменить правила приема на работу. В Грузии результат подобных реформ известен: доверие к полиции составляет 82%. «Это очень высокий показатель, которым могут похвастаться разве что скандинавские страны, где профессия полицейского очень популярна», — хвалит своих подчиненных министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. Можно пойти и другим путем — просто вынудить многих милиционеров уйти в отставку, а остальных пугать растущей безработицей. Чем будет чреват второй вариант, покажет ближайшее будущее.

Борис РУДЬ 

Подробности

Похожие материалы

Ретроспектива дня