Преданый анафеме в Меджлисе бывший замглавы этой организации Ремзи Ильясов, а ныне — вице-спикер Госсовета Республики Крым заявил о формировании нового общественного движения крымских татар под названием «Крым».
В «представительном органе крымскотатарского народа» (как называют сами себя лидеры Меджлиса) эту инициативу восприняли как попытку власти создать параллельную управляемую структуру в республике.
Однако политологи связывают «Крым» с личными амбициями нереализовавшегося в Меджлисе Ильясова, а также нежеланием Меджлиса действовать по российским правилам внутриполитической игры.
Замена Меджлиса на более лояльный власти проект напрашивалась давно. Лидеры Меджлиса Рефат Чубаров и Мустафа Джемилев — после присоединения Крыма к России ушли в жесткую оппозицию Кремлю. В результате им на пять лет был закрыт въезд в Россию. На этом подстраивание Меджлиса под российские реалии не завершилось.
В офисах организации в Симферополе в сентябре этого года прошли обыски правоохранительных органов, которые подозревали прокиевских активистов Меджлиса в организации террористической деятельности в сотрудничестве с лидерами Меджлиса, управляющими организацией из Киева и приграничной с Крымом Херсонской области Украины. Кроме того, спецслужбы зачищали известные еще с украинского периода связи отдельных духовных лидеров крымских татар с запрещенным в России исламистским движением «Хизб-ут Тахрири аль-Исламийя».
Сигнал проукраинская часть Меджлиса не поняла. Даже когда власти открыто заявили, что не будут воспринимать Меджлис до тех пор, пока он не будет зарегистрирован в соответствии с законодательством РФ. На Украине этот орган также не был зарегистрирован… И Чубаров, и Джемилев решили не идти на уступки российским правоохранительным органам и лично своему давнему политическому оппоненту главе Республики Крым Сергею Аксенову, который заявил, что не будет воспринимать организацию до ее официальной регистрации. В результате перед Меджлисом встала перспектива полного запрета и перехода на нелегальное положение. С этим согласились не все функционеры структуры, состоявшиеся в Крыму.
На фоне таких условий появление легальной структуры крымских татар, к тому же еще и пользующейся поддержкой российских властей выглядит вполне логичной. Господин Ильясов в мае 2014 с легкой руки новых крымских властей занявший пост вице-спикера крымского республиканского парламента несмотря на то, что в украинский период он активно спонсировал антироссийские информационные кампании и в целом выступал в рамках политики руководства Меджлиса и после сентябрьских выборов Госсовета РК сохранивший высокий пост, открыто был объявлен властями «крымским татарином № 1» в Крыму.
Однако его амбициям как крымского бизнесмена и политического деятеля вредило влияние тандема Чубарова-Джемилева, которые блокировали карьерный и иной рост других членов Меджлиса, в том числе и Ильясова. Таким образом, крымский политик использует российский фактор для реализации своих интересов — создания новой крымскотатарской организации на основе ресурсов и поддержки власти, в частности партии «Единая Россия», членом которой недавно стал Ильясов.
Появление «Крыма», скорее всего, внесет раскол в Меджлис, поскольку часть крымскотатарских политиков и бизнесменов, ранее ориентировавшихся на беглых Чубарова и Джемилева, теперь готовы сотрудничать с российскими властями и их «уполномоченными». Так, заместитель председателя меджлиса Нариман Джелялов не исключил, что в «Крым» вступят активисты Меджлиса.
Тогда как другой зампред Меджлиса Ахтем Чийгоз однозначно заявил, что «Крым — это проект власти», сотрудничество с которым не предполагается. В результате татары в Крыму получат две структуры — нелегальную и легализованную.
Логично, что для первой не будет создано никаких условий для продолжения деятельности, тогда как вторая, скорее всего, получит те же или даже больше прав, что меджлис имел в Крыму в украинский период.
Источник: http://www.politcom.ru
Дополнительные материалы по теме:
Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект второй: Реанимация меджлиса