Каким был 2017 год в Крыму

Post navigation

Каким был 2017 год в Крыму

Каким был 2017 год в Крыму

Российский полуостров активно развивается, но непонятно, в каком направлении…

Происки врагов

После воссоединения полуострова с Россией различные недоброжелатели неоднократно пытались и пытаются до сих пор устроить крымчанам террористические акты и диверсии. За это время отечественные спецслужбы и правоохранительные органы провели десятки арестов, предотвратили множество происшествий, но за всем, как говорится, не уследишь.

Вечером 31 октября и утром 1 ноября в районе курортного городка Алушта были зафиксированы повреждения двух газопроводов и сбой в электроснабжении в связи с падением опоры ЛЭП. Авария оставила без газоснабжения от полутора до двух тысяч человек в населённых пунктах Виноградное, Кипарисное, Малый Маяк, Пушкино и Утёс. Местные жители рассказывали, что перед отключением слышали сильный хлопок в районе газораспределительной станции «Малый Маяк».

В Национальном антитеррористическом комитете сообщили, что на газопроводе были обнаружены признаки внешнего повреждения. 2 ноября ГУ ФСБ по Крыму и Севастополю возбудило три уголовных дела по факту подрыва трёх объектов рядом с Алуштой.

Тогда же глава Крыма Сергей Аксёнов предположил, что повреждения газопроводов и ЛЭП — дело рук «гостей» с территории соседней Украины.

«Гадости нам соседи пытаются сделать регулярно… Я думаю, что 100% это сделано руками приезжих из соседнего государства», — отмечал глава РК.

Последствия аварий были быстро локализованы, подача электричества не прекращалась, а подача газа крупным потребителям была организована по резервному каналу. Сумма ущерба топливно-энергетическому комплексу Крыма составила 7,54 миллиона рублей. Косвенные экономические потери — 34,7 тысячи рублей.

Само же дело пока не раскрыто.

В целом, по данным властей, жизни и безопасности крымчан на данном этапе угрожает деятельность ряда экстремистских ячеек крымско-татарского и украинского национал-сепаратизма и присутствие на территории полуострова «спящих» ячеек международных террористических организаций. Несут опасность и планы спецслужб Украины по проведению диверсионных и террористических акций в Крыму, прежде всего на объектах инфраструктуры. Поэтому, несмотря на отсутствие человеческих жертв от террористических актов, оперативная обстановка в регионе остаётся сложной.

Дела курортные

При этом на полуострове в 2018 году рассчитывают принять до шести миллионов человек.

Несмотря на то, что в 2017 году местный парламент принял закон «О введении курортного сбора», согласно которому с 1 мая 2018 года туристы должны были бы платить по 10 рублей в сутки с одного отдыхающего, эксперимент сдвинули на 2019 год. Главный мотив — до открытия моста через Керченский пролив туристический сезон в регионе не может считаться полноценным. Перенос эксперимента также мотивируют необходимостью подготовки гостиничного комплекса к проведению процедуры оформления сбора.

Одновременно с этим чиновники из курортной отрасли бьют тревогу по поводу чрезмерно высоких налогов на землю и имущество, которые вынуждают отельеров сворачивать свой бизнес в Крыму. Шутка ли: за три года размер платежей в местные бюджеты вырос в десять раз.

По словам главы комитета по санаторно-курортному комплексу РК Алексея Черняка, налоги и сборы составляют более 20% стоимости путёвки.

«Алуштинский горсовет увеличил арендную ставку на землю в 14 раз, и только курортный комплекс «Море», занимающий 8 га в Профессорском уголке, должен уплатить 46 млн руб. В Бахчисарайском районе за гостиницу нужно заплатить почти 9 млн рублей налогов на землю и имущество, что превысило доходы собственника, и учредители приняли решение уходить с рынка, закрывать объект и выставлять его на продажу», — отмечал специалист, прогнозируя на 2018-й продолжение роста издержек коллективных средств размещения.

«Расходы на оценку, землеустройство, кадастровые работы для одного санаторно-курортного учреждения составят несколько миллионов рублей, что также ляжет в стоимость путёвок. Помимо этого, к налоговым платежам добавились возросшие расходы на обустройство и открытие пляжей. Один анализ морской воды и грунта в зависимости от пляжа обходится в сумму от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Водолазное обследование дна — 5,25 руб. за 1 кв. м. Подсыпка одной карты пляжа — от 500 тыс. рублей», — пояснил в конце года Черняк, предлагая как можно скорее пересмотреть ставки налога на землю и имущество для санаторно-курортных и гостиничных учреждений.

В целом за 2017 год турпоток в республику снизился почти на 5%, а объем туристических услуг рухнул почти на треть.

«За год республику посетили почти 5,3 миллиона туристов. Эта цифра немного ниже прошлогодней: тогда на крымских курортах отдохнули 5,5 миллиона человек: на 21,6% больше, чем было в 2015 году, зато и на 4,6% больше, чем в 2017 году», — отмечал министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко, подводя предварительные итоги сезона 2017 года.

По его словам, согласно данным соцопроса, 81% туристов намерены вернуться в республику на отдых снова. По информации Росстата: за 2017 год сумма оказанных услуг туристических агентств и туроператоров сократилась на 32,5%, а санаторно-курортных организаций — на 11,6%. То есть в Крыму снижается не только количество туристов, но и денег, которые они тратят на отдыхе.

Причины проблемы известны: недостаточная квалификация частных и государственных управленцев курортной сферы, а также высокие цены на авиаперелёты и железнодорожные переезды, отели, автобусы и общепит. Ну и низкий уровень доходов населения, конечно.

Чиновничьи диверсии

Низкий уровень квалификации и социальной ответственности чиновников является базовой проблемой не только курортной сферы, а почти всех областей жизнедеятельности полуострова, поэтому за один только 2017 год более полусотни республиканских и муниципальных госслужащих досрочно лишились своей работы: 11 руководителей исполнительных органов власти, 39 их заместителей, а также один вице-премьер.

Летом, например, по города и районам прокатилась градоначальницкая лавина отставок. Один за другим заявления по собственному желанию написали глава Джанкойского района, руководитель администрации Кировского района, глава администрации Красногвардейского района, руководитель администрации Феодосии, а также председатель горсовета Феодосии. Покинули посты глав администраций Симферополя и Ялты Геннадий Бахарев и Андрей Ростенко. Кроме того, «на летней переправе» сменили министра курортов и туризма РК Сергея Стрельбицкого, министров топлива и энергетики Светлану Бородулину и жилищно-коммунального хозяйства Сергея Карпова, а также зампредседателя Совета министров РК Бориса Зимина.

На первый взгляд многочисленные кадровые перестановки могут показаться полезными для стимулирования работы чиновников, но по факту кроме фамилий пока мало что меняется.

ФЦП и т.д. и т.п.

Как известно, в рамках федеральной целевой программы стоит задача обеспечить развитие транспортного, промышленного и энергетического комплекса, инфраструктуры, связи и водообеспечения, социальной сферы и туристического кластера Крыма. Сначала на эти цели было запланировано порядка 680 млрд рублей, однако со временем объём финансирования скорректировали до 825,4 млрд рублей.

Летом 2017 года Счётная палата РФ заявила о серьёзных нарушениях при выполнении ФЦП. Одной из главных причин отставания специалисты назвали тогда «отсутствие эффективной системы управления» со стороны дирекции ФЦП. Также в Счётной палате пришли к выводу о необоснованном финансировании самой дирекции, в организационно-штатной структуре которой половину должностей занимают руководители и их заместители: на свою деятельность в 2016 году они получили 163 млн рублей, а в нынешнем — 157 млн.

В конце года глава РК Сергей Аксёнов заявил, что общий объём неосвоенных средств составил более 5 млрд рублей, то есть около 10−11%.

«Причины сейчас устанавливает служебное расследование. При этом огромное количество вопросов возникает к бывшим руководителям и сотрудникам региональной экспертизы, которые принимали проекты строительства объектов ФЦП. Примерно в 30% случаев эти проекты не соответствуют никаким реалиям, просто некачественно подготовлена техническая документация, поэтому начальник региональной экспертизы был заменён в начале осени. Есть проблема и в специалистах, которые там работают», — отмечал на итоговой конференции глава Крыма, заверив, что, в случае обнаружения субъективных причин задержки, все ответственные должностные лица будут незамедлительно наказаны.

А вот по информации крымского общественника Александра Талипова, которого местные чиновники сейчас пытаются засудить за многочисленные разоблачения, по состоянию на 1 декабря средства, выделенные на реализацию ФЦП в Крыму, были освоены лишь на 52,6%.

«Скорее всего, такой резкий скачок процентов связан с тем, что под конец года заключили дополнительные контракты строительства или обслуживания объектов. Это не значит, что средства будут освоены вовремя или эффективно освоены», — писал общественник в своём Телеграм-канале.

Также поговаривают, что выполнение ФЦП перенесут на 2023 год, а в 2018 году на полуострове будет создана Служба единого заказчика по ФЦП и остальному строительству, но официального подтверждения или опровержения данной информации пока нет.

Первый трёхлетний бюджет и всеобщая распродажа

В конце 2017 года депутаты крымского парламента впервые в новейшей истории утвердили трёхлетний бюджет. В отличие от своих севастопольских коллег, сделали они это достаточно быстро и спокойно.

Согласно финансовому документу, на 2018 год общий объём доходов составит 172,2 млрд рублей, а общий объём расходов — 174,7 млрд рублей. Дефицит бюджета — 2,5 млрд рублей, а покрывать его планируют за счёт продажи акций государственных санаториев.

Законом также утверждены плановые доходы крымского бюджета на плановый период 2019 и 2020 годов: 181,4 и 190,4 млрд рублей, соответственно.

«Бюджет является бездефицитным и не предполагает наличия госдолга. В проекте бюджета планируется реализация региональной бюджетной политики с учётом уменьшения зависимости от внешних факторов и дальнейшей стабилизации внутренних экономических показателей», — отмечал, представляя законопроект, спикер крымского парламента Владимир Константинов.

Он также подчёркивал, что в Крыму по-прежнему остаётся множество проблемных вопросов по финансированию.

«Это строительство модульных детских садов, утепление и ремонт школ, газификация, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительство модульных спортзалов, ремонт дорог и сельских клубов», — подчеркивал председатель Госсовета РК.

Пополнять казну власти республики, по сложившейся после 1991 года традиции, планируют за счёт распродажи госимущества. Например, санатория «Ай-Петри», который власти оценили в какие-то 225 млн рублей, «Мисхор» за 111 млн рублей и «Дюльбер» — за 53 млн рублей.

А в сентябре за 1,5 млрд рублей с молотка ушёл легендарный завод шампанских вин «Новый Свет», основанный в 1878 году князем Львом Голицыным. Теперь владельцем предприятия является дочерняя компания банка «Россия» — ООО «Южный проект».

На очереди — не менее легендарная «Массандра», которую планируют продавать по частям. Со временем власти республики хотят отдать в частные руки почти все предприятия полуострова.

«Обсуждается вопрос приватизации всех объектов, кроме монополий — «Крымгазсетей», «Черноморнефтегаза» и «Крымэнерго». Здесь продаваться ничего не будет, хотя в перспективе государственно-частное партнёрство на каком-то этапе возможно. Но я считаю, что это должны быть предприятия, подотчётные государственным органам власти. Относительно объектов, которые касаются рекреации, виноделия, — там всё должно быть продано частным инвесторам, которые более эффективно работают, здесь никаких сомнений нет, и политика в этом направлении будет продолжена», — расставил все точки над «i» Сергей Аксёнов.

Так что совсем скоро отечественный капитал получит возможность вдоволь насытиться в Крыму. Капитализм, однако…

Таким был 2017 год в Крыму, уже почти четвертый с момента воссоединения с Россией.

Александр Дремлюгин

Источник: https://regnum.ru/news/polit/2364867.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня