Союз для Средиземноморья как модель отношений Украины с ЕС

Post navigation

Союз для Средиземноморья как модель отношений Украины с ЕС

В МАЕ 2008 ГОДА в Европарламенте было предложено создать Черноморский Союз (Союз для Черного моря), в который, помимо ЕС, должны войти Украина, Турция, Россия, Молдова и Грузия. Не исключается включение в ЧС также Азербайджана, Албании и Армении. С учетом стратегических целей Украины этот проект может стать значительным шагом к усилению взаимодействия между Украиной и ЕС. Поскольку данный проект предполагается реализовывать по аналогии с Союзом для Средиземноморья, возникает необходимость в анализе евро-средиземноморского партнерства как модели развития отношений между ЕС и Причерноморьем.

Средиземноморский регион имеет большое значение для ЕС в силу географических, исторических, экономических, ресурсных и политических факторов. Кроме того он включает в себя семь стран Евросоюза (Греция, Италия, Испания, Мальта, Словения и Франция).

  В настоящий момент среднегодовой рост внешней торговли ЕС и стран Средиземноморья (Алжир, Египет, Сектор Газа и Западный берег Иордана, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Сирия, Тунис, Турция) составляет 11%, экспорт ЕС в эти страны в 2007 году достиг 119,6 млрд. евро, импорт — 107,2 млрд. евро. И хотя удельный вес средиземноморских стран во внешней торговле ЕС остается довольно низким (8,5% внешнеторгового оборота), для них ЕС выступает главным торговым партнером (43,7% внешнеторгового оборота).

Важным элементом сотрудничества в Евро-Средиземноморском регионе выступает энергетический сектор. За последние 30 лет энергопотребление в нем удвоилось и составляет в настоящее время 10% мирового потребления нефти и электроэнергии. На средиземноморские страны приходится около 5% мировых резервов природного газа и 4% — нефти. В регионе функционирует Средиземноморская энергетическая сеть (MEDENER). Из североафриканских стран в Европу проложены такие газопроводы, как «Транс-Средиземноморский» (из Алжира в Италию и Словению), «Зеленый поток» (из Ливии в Италию) и «Магриб-Европа» (из Алжира в Испанию). Еще ряд газопроводов находится в стадии строительства. Кроме того, главнейшую роль в процессах диверсификации поставок энергоресурсов и снижения энергозависимости от России должна сыграть Турция, в стратегию которой входит создание энергетического моста «Восток-Запад» с целью формирования альтернативных маршрутов поставки нефти и газа в Западную Европу и Юго-Западную Азию.

До недавнего времени ключевым инструментом развития отношений европейских стран с арабским миром являлось Евро-Средиземноморское сотрудничество («Барселонский процесс»), начало которому было положено в 1995 году. К сожалению, оно оказалось неспособным удовлетворить потребности его членов. Это произошло, в частности, в силу борьбы ведущих стран ЕС за сферы влияния, определенной дестабилизации экономики ЕС после вхождения новых членов, отсутствия четких наднациональных институтов, сравнительно низкой активности стран-участников, усиления арабо-израильского конфликта.

Союз для Средиземноморья был создан 13 июля 2008 года на саммите в Париже. В его состав вошли 43 государства, в том числе 27 членов ЕС, а также Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Ливан, Мавритания, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис, Турция, Албания, Босния и Герцеговина, Монако, Хорватия и Черногория. Поскольку Ливия отказалась участвовать в саммите, ее обозначили в качестве страны-наблюдателя.

Было определено, что управление Союзом осуществляется на основе механизма сопредседательства: один председатель выступает от ЕС, другой избирается от средиземноморских стран-партнеров. Позднее было принято решение о необходимости участия Арабской лиги во всех встречах на всех уровнях.

Союз для Средиземноморья сохранит ключевые элементы и достигнутые договоренности Барселонского процесса, в том числе и создание зоны свободной торговли к 2010 году.

И все же более глубокое рассмотрение причин позволяет сделать выводы о том, что за активным продвижением Европой демократии и политики защиты прав человека стоит прагматичное желание стать определенной нормативной внешнеполитической силой, распространяющей свои ценности на соседние страны, ослабить влияние США в регионе и повысить уровень собственной безопасности. В сфере экономики ЕС заинтересован в расширении существующих соглашений о свободной торговле с учетом именно европейских норм и требований, а также доступе к энергетическому рынку Северной Африки. Сотрудничество в сфере безопасности, в первую очередь, направлено на борьбу с радикальным исламским терроризмом, поскольку в ЕС обеспокоены ростом мусульманской диаспоры и непрекращающимся арабо-израильским конфликтом.

С другой стороны, экономический рост в североафриканских странах (около 3-4%) на порядок ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы (5-6%), Южной Азии (6-7%), Восточной Азии и Тихоокеанского региона (8-8,5%). Поэтому Магрибу нужен сильный стратегический партнер, который мог бы содействовать их экономическому, политическому и социальному развитию.

В случае успешной реализации всех планов, новообразованный Союз будет самым мощным объединением как в экономическом плане, создавая 39,2% мирового ВВП (к примеру, НАФТА производит 35,9%), так и в политическом, учитывая количество участников с общим числом населения в 780 млн. человек. Принимая во внимание возможность присоединения всех арабских стран (по аналогии с членством всех стран ЕС), можно предположить, что организация будет уникальным образованием, которое связывает европейские и мусульманские страны и способствует утверждению мира в регионе. Определенные шаги в этом направлении уже делаются, что подтверждается принятием решения об активном участии Арабской Лиги в деятельности Союза для Средиземноморья.

Тем не менее, Союз для Средиземноморья, вероятнее всего, не сможет стать полноценной интеграционной группировкой, несмотря на значительную заинтересованность его членов. Это обуславливается коренным различием в интересах как отдельных стран, так и их групп, растущим противоречием между европейской и мусульманской цивилизациями и колоссальной разницей в уровнях экономического развития (например, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Люксембурга выше аналогичного показателя Марокко в 19 раз, в среднем же этот показатель для европейских стран в 5-7 раз выше, чем для североафриканских). Это подтверждает и опыт Барселонского процесса.

Рассмотрим, насколько данная модель может быть применима для сотрудничества ЕС и стран Черноморского бассейна (прежде всего, Украины).

Причерноморский регион является одним из приоритетных для ЕС: на Россию, Украину, Турцию, Грузию, Молдову, Азербайджан и Армению приходится 13,4% его экспорта и 14,8% импорта, причем только Россия, Украина и Турция обеспечивают 30% импорта энергоресурсов ЕС. Для Украины этот регион в совокупности со странами ЕС представляет собой основного внешнеторгового партнера, формируя 66% украинского экспорта и 66,5% импорта. Кроме того, через эти страны осуществляется около 80% прямых иностранных инвестиций в Украину, и почти 99% украинских инвестиций направляются в них. Важно также отметить, что по культуре, религии и менталитету данный регион значительно ближе к ЕС, чем юг Средиземноморья.

Оптимальным вариантом развития евро-черноморского партнерства представляется создание Черноморского Союза (Союза для Черного моря), благодаря которому отношения Европейского Союза и стран Причерноморья приняли бы более организованную форму.

Для ЕС Черноморский Союз может предоставить возможность воздействовать на политическую обстановку в «горячих точках» Приднестровья и Кавказа, регулировать газовые отношения между Украиной и Россией с целью предотвращения «газовых войн», а также предложить альтернативу членству Украины в ЕС.

Украине сотрудничество в рамках ЕС-Причерноморье выгодно также по нескольким причинам: проблема недостатка собственных ресурсов для решения производственных, социальных и экологических проблем может решиться за счет различных совместных проектов, а поддержка такого влиятельного игрока, как ЕС, позволит достичь желаемых договоренностей в отношениях с Россией, в том числе и в энергетической сфере. Немало преимуществ, учитывая тесные внешнеторговые отношения, могло бы принести создание зоны свободной торговли по типу той, что формируется в Средиземноморском регионе. Таким образом, Черноморский Союз стал бы важным этапом реализации стратегии Украины по евро-атлантической интеграции.

Сотрудничество в рамках такой организации может принести немало преимуществ, особенно в случае возможного слияния Союза для Средиземноморья и Черноморского союза. Экономические, политические и социально-культурные отношения Украины с арабскими странами находятся на низкой стадии развития, поэтому в условиях дефицита собственных энергетических и финансовых ресурсов расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества становится крайне важным.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

«Полуостров» №1 (305), 9 — 15 января 2009 г. 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня