Миссия — сделать Россию истинной федерацией

Post navigation

Миссия — сделать Россию истинной федерацией

Рафаэль ХАКИМОВ долгое время являлся бессменным советником первого президента Татарстана по политическим вопросам. Сейчас он возглавляет Институт истории АН РТ. Его книги всегда вызывают живейшее обсуждение в среде интеллектуалов. Чем живет Татарстан и что волнует одного из главных идеологов республики? Об этом Рафаэль Сибгатович любезно рассказал «Молодежи Татарстана» в 2006 году в рамках проекта «Татарстан-2016».  ОТ ПОЛИТИКИ ДО СПОРТА

— Рафаэль Сибгатович, статус Татарстана — это повестка дня или уже прошлое?

Рафаэль ХАКИМОВ долгое время являлся бессменным советником первого президента Татарстана по политическим вопросам. Сейчас он возглавляет Институт истории АН РТ— Он для нас очень важен. Мы его во многом укрепили, через законодательство, собственность, другие вещи. Теперь новый проект договора готов. Конечно, он не такой масштабный, как прежний, но все равно многие положения он сохраняет. Как-то уйти от того, что мы добились, сложно, как бы Москва не хотела выстроить вертикаль. Пока есть демократия, останется и наш статус.

— Недавно Президент Татарстан Минтимер Шаймиев заявил, что лучшая идеология — это спорт. Не является ли это откатом назад от идей суверенитета, государственности и признанием поражения в идеологической сфере?

— Нет, конечно. Спорт, безусловно, нужен, но спорт спортом, а политика — политикой… Я сам с недавних пор возглавляю Федерацию парусного спорта РТ. И даже интервью у меня берут все про спорт, а не про политику! Для молодежи, начиная с детского возраста, занятия физическими упражнениями важны, и развитие спорта — позитивный шаг. Уже с шести лет, например, дети могут «ходить» на малых парусниках и они заражаются этим. Не наркоманией, не преступностью, а здоровым образом жизни. У нас очень много водной акватории, думаю, что у парусного спорта потенциал очень большой. И затраты для любителей — копеечные.

Но, говоря о спорте, я не сторонник покупки спортсменов. Чтобы мои следующие слова не казались кремлевскими мечтами, расскажу один пример. В Хьюстоне есть небольшой университет Райса, где учится девять тысяч студентов. А стадион при нем — на пятьдесят тысяч! И там все время идут соревнования. И это еще считается не очень большим стадионом. Нужно в спорт вкладывать именно так, косвенно, развивая условия, а не покупая хороших чужих игроков за 300 тысяч долларов. Идеологию даже в спорте можно выстраивать по-разному…

НОСИТЕЛИ ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ

— Вы — автор известной концепции «евроислама» и книг на эту тему. Как вы оцениваете роль исламской составляющей в современном обществе?

— Когда открывали мечеть Кул-Шариф, приезжал профессор Экмеледдин-бей Ихсаноглу, Генеральный секретарь Организации исламская конференция (ОИК). И он сказал, что в свое время реформация ислама начиналась в Татарстане и сейчас происходит аналогичный процесс. Эти надежды надо оправдать, но это не так просто. Это действительно великое дело. Мы сейчас в институте истории издаем антологию татарской богословской мысли. Где еще были такие глубокие и перспективные мысли, как у наших предков? Скажем, в том же Аль-Азхаре самым знаменитым был Муса Бигиев, которого отсюда выслали.

Я абсолютно убежден, что ислам не может оставаться таким, каким он представлен сегодня. Это должны быть наши традиции, потому что они — самые лучшие. В мире интерес к нам становится все больше, греки например снимают фильм про ислам у татар. Мы должны осознать, что мы — носители этой великой культуры. Больше неоткуда ждать. Турки тоже пытаются реформировать ислам, но они, чтобы этот процесс начать, приезжают в Казань, изучают наше наследие. Остальные мусульмане просто находятся в режиме ожидания.

— А что наше духовное управление?

— Я не понимаю наших имамов, которые слишком приземленные и материально озабоченные. Они должны были бы быть инициаторами издания этих томов, а не институт истории… Они, а не я, должны по всему миру ездить и «продвигать» наших богословов. Наши религиозные лидеры должны как-то отнестись к богатейшему наследию, ведь муфтии — это главные толкователи Корана на определенной территории. Если им не нравится тот или иной мыслитель, они должны объяснить почему, написать книгу об этом.

Наша ситуация, на самом деле, очень сложная. Мы не просто живем с одной стороны в светском, а с другой — в православном государстве. Мы должны зарабатывать мозгами, в отличие от тех же арабов. Они продают нефть и кладут деньги — под проценты! — в швейцарские и американские банки. Мы так жить не можем. Наши вертолеты, самолеты, КамАЗы должны быть на высоком уровне, иначе не продашь.

Я говорю имамам — вы не просто людей учите читать намаз, но пускай они изучают аэродинамику. Они не понимают, что только от намаза самолет не полетит.

МИР СТАЛ УММОЙ

— То есть, с одной стороны должна быть вера, с другой — наука?

— Не совсем так. Вспомните Авиценну, по учебникам которого Европа до 18 века училась, Ибн Рушда — они не просто мусульманами были, а учеными. А сейчас имамы говорят — надо исполнять ритуалы. А наука как? Ислам и был наукой, потом осталась только традиция. Не надо отделять светское и ислам, джадиды тоже об этом говорят. Вклад татар — именно в этом, но наши деятели этого не понимают. Потому что учились в таких странах, как Саудовская Аравия, где ситуация абсолютно не такая, как у нас. Они, когда читают Коран, читают не его, а свои политические манифесты. Ваххабиты многое вырывают из контекста, отбрасывая то, что их взглядам противоречит.

Они говорят: мораль. Но если ты не производишь, если у тебя нет высоких технологий — какая же может быть мораль? В том, чтобы ты был отсталый? Надо развивать мусульман, они должны быть передовыми!

Я думаю, что те, кто занимается наукой, технологиями, продвижением татар — это и есть истинные мусульмане по духу, а не по букве Книги. Пророк, мир ему, говорил, что если ты занимаешь наукой и распространяешь ее среди людей, то ты достоин чести 77 святых. Это и есть намаз! Также в одном из хадисов говорится, что весь мир — мечеть. Я как-то нашему муфтию сказал, что моя мечеть — это мой компьютер. Он, конечно, сильно возмутился (улыбается). Я же это все делаю для людей, мне самому много не надо.

Следует пытаться взглянуть на Коран и сунну по-новому. Скажем, многие понятия изменились. Раньше у арабов «кальп» означал «вместилище разума». А перевод этого слова — «сердце», что для нас означает «место чувств». Когда раньше говорили «любить Аллаха всем сердцем», это означало разумом! Или возьмем понятие «умма». Тогда у Пророка была одна умма, в Османской империи затем — другая, в России — третья и так далее. Но сейчас весь мир стал сообществом, то есть уммой! Потому что есть международное право, есть международные институты, и мир быстро глобализуется.

ДВЕ «ИНШАЛЛЫ» СОВЕТНИКА

— Каков будет вклад Татарстана в укрепление связки «Россия — исламский мир» через 10 лет?

— Мост между цивилизациями республика расширит. Но именно республика, а не имамы. Хотя, иншалла, к 2016 году у нас уже появятся продвинутые имамы, когда уйдет нынешнее поколение религиозных деятелей, уйдет наше поколение политиков.

Наш вклад в диалог между Россией и ОИК был весьма значительным. Экмеледдин-бей был четыре раза в Казани. И три раза — у меня дома в гостях (Улыбается). Он стал почетным доктором института истории задолго до получения своего высокого поста. ОИК готов работать прежде всего с Татарстаном. Сейчас и МИД РФ, который был ранее напряженным по этому поводу, изменил свое мнение. Вот они, например, хотят, чтобы я с девятого числа поехал по всей Европе и толковал, что такое джадидизм. Значит, мы очень востребованы. Демографически нас будет меньше через десять лет, потому что мигрантов становится больше. Идеологическая же роль, несомненно, будет больше.

— Останется ли Россия федерацией в 2016 году?

— Иншалла. У нее нет другого выхода. От демократии ей уже никуда не деться. А если она будет демократической, то и федерацией останется 100 процентов. Вопрос только в том, насколько быстро она станет нормальной федерацией. И это наша историческая миссия — сделать Россию истинной федерацией.

Ильшат САЕТОВ

http://etatar.ru/top/39297

Похожие материалы

Ретроспектива дня