Многоликий, многонациональный, многострадальный…

Post navigation

Многоликий, многонациональный, многострадальный…

Говоря о Крыме, очень сложно употреблять еще какие-то слова, кроме эпитета «уникальный». Здесь, на полуострове, единственное и неповторимое — буквально все. Даже такая, казалось бы, скучная вещь, как административно-территориальное устройство, в Крыму — целая история, иногда драматичная, иногда ироничная, но уж точно — совершенно уникальная

Сам по себе полуостров перестал быть частью Тавриды как местности и обрел четкое задокументированное название в 1921 году — к качестве Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Одновременно с депортацией крымских татар в 1945 году была упразднена как факт и стала просто Крымской областью РСФСР — и в таковом качестве была передана в распоряжение УССР. Автономия на полуострове была восстановлена после референдума 1991 года. Свое нынешнее официальное название Автономная Республика Крым носит с 1995 года. И это — только краткое изложение того, какие изменения претерпевал Крым как административная территория в течение века, а ведь для истории 100 лет — пыль.

Целый калейдоскоп правительств, режимов и политиков промелькнул на полуострове в 1918-1921 годах. Дважды провозглашенная Социалистической, побывавшая под немецкой оккупацией и пережившая англо-французскую интервенцию, увидев крымскотатарсую Директорию, Краевое правительство и Врангеля, крымская земля все-таки стала землей советской.

Полуостров все время делили — и не только между разными политическими силами, но и внутри самого себя. Так, в 1921 году Крымская АССР была поделена на семь округов и 20 районов. В 1930 году было образовано 16 районов, из них пять — татарских, один немецкий, один еврейский, один украинский. В 1935 году были образованы еще два татарских, в самостоятельные административные единицы были выделены Симферополь, Севастополь, Керчь, Ялта и Феодосия. К 1941 году в Крыму имелось 26 районов, а уже к 1965 году их стало 16.

В 1948 году было переименовано в общей сложности 11 районов и районных центров, 333 сельсовета и, соответственно, 333 селения, а также 962 населенных пункта на полуострове. Ушла с карт и осталась в разговорном языке почти тысяча исторических топонимов, составлявших не-отъемлемую часть истории и культуры Крыма.

Кстати, о культуре. Крым всегда был настолько многонациональным, что сложно представить себе столь близкое соседство и такую концентрацию на небольшой сравнительно территории не просто разных народностей, но разных религий. К сожалению, именно национальный вопрос был и остается одной из самых больных тем в истории автономии.

Политика «коренизации», начавшаяся в СССР в 1921 году, на полуострове стала «татаризацией». Лица крымскотатарской национальности пользовались преимуществами при выдвижении на руководящие посты. Бурная и не всегда оправданная деятельность по продвижению представителей якобы отсталого народа создала у части крымскотатарского населения представление о том, что Крымская АССР создавалась якобы как национальная. В действительности же таковой крымская автономия никогда не была. Зато у нее были все шансы стать Еврейской Автономной Республикой: в 1923 году появились первые проекты по переселению евреев в Крым. Существовал план расселения евреев по СССР на 10 лет, причем основной базой переселения называли Крымскую АССР, где в 1927-1936 годах должно было быть размещено 250-300 тысяч еврейских переселенцев. Проекты оказались нежизнеспособными.

Считается, что как отдельная административно-территориальная единица ни Республика Таврида, ни Крымская ССР, ни Крымская АССР не формировались по национальному признаку, а только по территориальному принципу с учетом многонационального состава населения, но при особой политике в отношении крымских татар.

Об «особом отношении» к крымскотатарскому народу написаны десятки тысяч книг, статей и писем: депортация стала одной из самых трагических страниц истории полуострова.

Не менее значимым стал для Крыма факт передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в 1954 году. Это деяние Никите Хрущеву до сих пор не простили многие крымчане.

Крымскую автономию проспали?

Так получилось, что восстановление автономии в Крыму пришлось на время, когда никому особо не было дела до полуострова, потому что в самой стране творились вещи куда более важные

Крымская область (в которую она превратилась в 1945 году из АССР) в 1954 году была передана из состава РСФСР в состав УССР. Это был единственный регион Украины, в котором преобладали этнические русские. Но в 1989 году началось массовое возвращение в Крым депортированных Сталиным крымских татар, и в 1991 году их было уже 135 тысяч. Прибытие такого огромного числа поселенцев, не имеющих ни жилья, ни работы, внесло в жизнь области сильное напряжение.

По инициативе Крымского областного Совета народных депутатов 20 января 1991 года был проведен первый в СССР референдум. За «воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора» высказалось 93 процента крымчан. Уже 12 февраля Верховный Совет УССР от греха подальше поспешил принять Закон о восстановлении Крымской АССР в составе УССР. С тех пор бывшая «всесоюзная здравница» превратилась в постоянную головную боль киевских властей.

Куда более серьезное событие случилось на полуострове уже в августе 1991 года, когда Президент СССР Михаил Горбачев оказался блокированным на своей даче в Форосе. С тех пор название крымского курортного поселка стало знаменитым, хотя попытка реваншистов повернуть историю вспять не увенчалась успехом, и путч провалился, похоронив под своим нетрезвым телом весь СССР. Национальные и политические элиты всех частей «необъятной родины» поняли, что «рука Москвы» ослабила хватку, и начался парад суверенитетов.

Для украинцев показателем того, что СССР пришел конец, стало появление собственных денег — купоно-карбованцев, кстати, первых во всем бывшем СССР. Пока народ судорожно пытался пересчитать купоны в рубли и обратно (доллары тогда простые люди видели только в кино), до крымской автономии никому особо не было дела.

Однако, если Крым вдруг стал автономным, то на его территории уже давно существовала собственная автономия — Севастополь, который никогда не подчинялся симферопольскому руководству (как и сейчас). Уж слишком важным был этот город для страны, и им занимались только на самом высоком уровне. Но став независимой, Украина решила, что надо этим пользоваться сполна, и началось переподчинение армии и флота. Но если сухопутные офицеры Прикарпатского, Одесского и Киевского военных округов спокойно приняли украинскую присягу, то 100-тысячный флот отказался. Подавляющее большинство офицеров и мичманов отказалось даже вести переговоры с Украиной. С трудом удалось найти кандидата на пост командующего ВМС Украины Бориса Кожина. Однако военных кораблей в его подчинении долго не было. Полгода флот в Севастополе фактически оставался ничейным. Наконец 3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты президенты России и Украины подписали соглашение, согласно которому Черноморский флот становился Объединенным флотом России и Украины с общим командованием. Предполагалось, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Реально же к этому вопросу подошли только в 1997-2000 годах.

И вот только когда украинская государственная машина разобралась с первоочередными вопросами, дошел черед до крымской автономии, и тут выяснилось, что на полуострове уже есть свой Президент и вообще живут не по тем законам. А потому президентство было ликвидировано, весьма вольную Конституцию отменили, и автономность осталась во многом лишь в названиях органов власти.

По материалам: http://news.allcrimea.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня