Он боролся за Родину

Post navigation

Он боролся за Родину

 

Куртсеит Муединов родился в 1932 году в дер. Корбек Алуштинского района. Род Муединовых — один из древних родов в Корбеке. Отец, Якуб Муединов,  был внуком Хаджи Муедина. Он был одним из немногих грамотных жителей села, работал секретарем Корбекского сельского совета.

 

Куртсеит Муединов Мать, Эмине Аблаева (по матери Одабаш), была домохозяйкой. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей. Знала много крымскотатарских сказок, песен, стихотворений. Именно она, наша мама, привила нам, детям, любовь к родному фольклору, тягу к знаниям. От нее у нас столь редкое в наше время тонкое чувство юмора. К сожалению, наша мама рано ушла из жизни…

 

Когда началась война, Куртсеит-ага окончил 3-й класс. При гитлеровцах обучение детей велось на латинской графике. Несмотря на тяжелые условия жизни, дети ходили в школу. Каждый ученик приносил с собой по 2 полена для печки. Иногда на уроке присутствовало только 2 ученика — Курсеит-ага и его друг Сейтмемет Эмиршаев.

 

Депортация 1944 года разлучила людей и с Родиной, и с друзьями. Два друга оказались на чужбине, так и не поняв, в чем заключалось их предательство…

 

Наша семья попала в г. Янгиюль Ташкентской области. В 1951 году, окончив 7 классов, Куртсеит-ага поступил в сельскохозяйственный техникум, расположенный на станции Вревской  Чиназского района, где оказался в одной группе со своим бывшим одноклассником и другом Сейтмеметом Эмиршаевым.

 

В студенческие годы он занимался спортом — легкой атлетикой в обществе «Урожай». Был одним из лучших спортсменов, занимал призовые места, но на крупные соревнования его не пускали, так как он был спецпереселенцем.

 

Окончил техникум по специальности «ветеринарный техник», работал в колхозе «Халкабад». В 1956-м поступил в ТашСХИ ( Ташкентский сельскохозяйственный институт) на факультет «Хлопководство». Работал в СоюзНИХИ (Научно-исследовательский институт хлопководства), занимался выведением новых сортов хлопчатника.

 

В 1962 году женился на Диляре Умеровой, которая стала его другом и помощницей на всю жизнь. В этот период Курсеит-ага активно участвовал в работе инициативной группы в борьбе за возвращение крымских татар на Родину. Работал непосредственно под руководством родного дяди (по матери) Амзы Аблаева.

 

В 1975-м переехал с семьей в г. Новороссийск. Прибыв на новое место жительства, едва устроив семью в небольшой старой времяночке (у него уже тогда было трое детей), Курсеит-ага быстро нашел единомышленников в Новороссийске и продолжил борьбу за права своего народа. Работу по специальности, естественно, он не нашел. Пришлось устроиться на мебельную фабрику простым рабочим. Диляра Умеровна работала медсестрой. После работы всей семьей строили дом, работали в теплице, где выращивали овощи. Большое внимание уделяли отношениям в семье: устраивали семейные праздники, выезжали на природу — одним словом, старались, чтобы у дочерей было радостное детство.

 

И в это трудное для семьи время борьба за возвращение на Родину стояла на первом месте. В Новороссийске Куртсеит-ага сошелся с такими активистами национального движения, как: Длявер Альчиков, Робеспьер Гралов, Гомер Баев, Дильшад Ильясов. Они были не только соратниками, но и друзьями до последних минут.

 

В 1989 году, купив старый татарский дом в родном Корбеке, переехал туда ночью, так как  власти не разрешали местным жителям продавать дома крымским татарам, сразу стал приводить в порядок заброшенный сад: обрезал старые деревья, виноград, срубил черемуху под окном и на ее месте посадил кипарис. Через несколько месяцев перевез из Узбекистана 90-летнего отца. Сразу же включился в работу по организации пикета в г. Алуште. Перевез из Новороссийска трех дочерей с семьями, из Узбекистана —  племянницу с семьей. Все они во время пикета жили в доме Курсеита-ага. Кроме них каждую ночь в его доме ночевало много пикетчиков. Так что каждый квадратный метр его дома служил делу возвращения на Родину. 8 месяцев стоял в Алуште пикет, и все это время никто из обитателей и гостей дома не видел недовольного выражения лиц хозяев. Курсеит-ага и Диляра Умеровна всех встречали приветливо, помогали чем могли, поддерживали морально. Днем взрослые уходили на пикет, а детей оставляли Диляре Умеровне. Часто кроме своих шестерых внучек (самой старшей было 5 лет) в ее «отряде» было еще 5-6 детей пикетчиков.

 

Однажды я предложила брату попросить помощи в Меджлисе, на что он строго ответил: «Бу лафны бир кере айттынъ, экинджи кере эшитмейим! Мен мында кимсеге ишанып кельмедим. Шимди эр кеске къыйын. Меним, оларгъа коре, эвим бар!» («Больше таких слов не произноси. Я сюда приехал, ни на кого не надеясь. Сегодня всем трудно. У меня все же имеется жилье!»)

 

Курсеит-ага старался помочь всем, моему брату Энверу, мне. Он был очень энергичным человеком, успевал везде: работал в совхозе, ухаживал за садом, благоустраивал дом. И каждый день обходил дочерей, чтобы убедиться, все ли у них в порядке, как продвигаются дела. Все это он делал с удовольствием, неиссякаемое чувство юмора помогало ему и нам преодолевать трудности.

 

Курсеит-ага был человеком  разносторонним: с ним можно было говорить на любые темы. Очень любил спорить, причем спорил грамотно, приводя аргументы, доказательства. Никогда не говорил за глаза, был честным, открытым человеком, бескорыстным. Безумно любил свой Корбек!

 

В 1997-м он скончался. Похоронен в родном селе. Всю жизнь он преследовал одну цель и достиг ее. Как он и мечтал, все три дочери построили дома и живут в Корбеке, семеро из восьми внуков имеют высшее образование, и растут семь правнуков, рожденных на крымской земле! Он ушел от нас, выполнив свой отцовский и гражданский долг!

 

Сундус ИСЛЯМОВА (Муединова), г. Акмесджид

 

Газета «Голос Крыма», № 36 (974) от 07.09.2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня