Пульс гражданского общества в России

Post navigation

Пульс гражданского общества в России

Пульс нашего общества неровен и сбивчив, но главное — он не затихает. Мы отличаемся трезвостью рассудка, граничащей с цинизмом, и все равно ждем чуда. Чудотворец в России — это высшая власть, воплощенная в государстве. Мы любим говорить о гражданском обществе, но для нас это красивая зарубежная метафора. Хотя на самом деле гражданское общество в России — это реальность со своей историей и альтернативами развития. Начнем с истории…

Убить свободу не в состоянии никакая даже самая жуткая тоталитарная или восточно-деспотическая система. Но ее пространство может быть низведено до возможности откровенно высказать свои мысли самому близкому другу.

Евгений КОЖОКИН, ректор Академии труда и социальных отношений История такой потаенной свободы — органическая часть нашей отечественной истории. В конце 50-х гг. прошлого века ситуация стала меняться не только благодаря политическим трансформациям, но и прогрессу в бытовых условиях жизни. Отдельные квартиры в хрущевских пятиэтажках способствовали росту индивидуализма советских людей не в меньшей степени, чем атмосфера «оттепели». Обобществленный быт бараков и коммунальных квартир для миллионов стал уходить в прошлое. Почти одновременно появились свобода частной жизни и очень ограниченная, не защищенная ни законом, ни обычаем публичная свобода. Самым очевидным проявлением такой свободы по типу «луча света в темном царстве» были публикации в «Новом мире» произведений А.И. Солженицына, постановки Ю. Любимова в «Театре на Таганке», выход на экран фильмов А.Тарковского. В то же время слово гражданин ассоциировалось по-прежнему с зэковским обращением «гражданин начальник», а не с запретным словосочетанием «гражданское общество».

И все же в Советском Союзе формировалось общество частных людей, людей, которые не поклонялись официальным идеологическим идолам, но и не протестовали против них. В то же время лучшие, самые смелые из числа художественной и научной интеллигенции своими произведениями демонстрировали возможность мировоззрения, свободного от предписанных партией-государством догматов. Гражданского общества не было, но граждане в самом благородном смысле этого слова уже заявляли о себе.

За период перестройки и постсоветского развития прежнее общество существенно трансформировалось. На рубеже 80-90 гг. прошлого века гражданское сознание было обретено миллионами людей, в Российской Федерации началось стремительное формирование гражданского общества. Для достижения своих целей люди объединялись в самые различные организации. Появились неправительственные организации, существовавшие преимущественно на зарубежные гранты, возникли объединения, построенные по этническому принципу, были созданы организации предпринимателей, продолжили свою деятельность в новых условиях российские профсоюзы, ряд других также в прошлом советских общественных организаций трансформировались и адаптировались к новым реалиям.

Относительное экономическое благополучие (вплоть до кризиса 2008 г.), усталость от политики, дискредитация демократии и превращение избирательных кампаний во многом в формальные процедуры в 2000 гг. привели к тому, что гражданское общество вновь стало обретать черты общества частных людей. То есть тех людей, которые не состоят в партиях и не входят в неправительственные организации, которые не нажились на приватизации и не занимают больших государственных постов. Эти люди смотрят телевизор, но редко читают газеты: кому-то просто некогда, кому-то не хватает денег, а кто-то потерял интерес и к газетам, и к телевизору. Молодые частные люди обращаются в основном к Интернету — на сегодня самому свободному информационному пространству. Большинство частных людей имеют полное право одновременно называться и честными людьми. В сложных случаях жизни частные люди обращаются, прежде всего, к друзьям и родственникам. В России дружеские отношения не редко заменяли гражданское общество и свободу слова.

Доходя до крайних форм неприятия реалий собственной Родины, частные люди ее покидают. Кредо этих людей невольно сформулировал в своей Нобелевской лекции 1987 года Иосиф Бродский. «Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко — и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии…, — начал Бродский свою Нобелевскую речь.

В настоящее время общество вновь приходит в движение. И характер этого движения во многом будет определяться теми организационными структурами, которые оно имеет на данный момент. Среди всего спектра НПО выделяются подразделения ряда влиятельных зарубежных организаций. Это очень активно действующее московское бюро американского Фонда Карнеги, офис Фонда Маккартуров, представительства германских партийных фондов. По сути они являются частью глобального гражданского общества в том числе действующего на территории Российской Федерации, но все вышеуказанные организации связаны с государственными структурами соответственно США и Германии. Эти организации пытаются оказывать влияние на ценностные установки и внешнеполитическую ориентацию российской элиты. В штате их вместе с иностранцами работают граждане России. И все-таки к собственно гражданскому обществу России эти организации вряд ли можно отнести.

К организациям российского гражданского общества относятся правозащитные организации и экологические организации, объединения защитников архитектурного облика городов. Гражданское звучание обрели многие организации обманутых дольщиков. Заметным явлением в российском гражданском обществе является организация солдатских матерей.

Есть другая категория организаций, которые также считаются частью нашего гражданского общества, это организации которые созданы государством и регулярно получают от него субсидии. Не редко без этих субсидий они не могли бы существовать.

Наконец, есть организации, которые построены на этнической основе или по принципу землячества. Среди них есть крупные и влиятельные — такие как — Общероссийская общественная организация Союз армян России, Всероссийский Азербайджанский Конгресс, Азербайджанская молодежная организация России, Общероссийская общественная организация «Союз таджикистанцев России» и целый ряд других. Эти организации решают проблемы общины, стараясь сохранить национальную идентичность ее членов. Так как многие из членов этих организаций получают российское гражданство, то мы и со стороны государства, и со стороны общества заинтересованы в том, чтобы у них преобладало российское гражданское самосознание, а этническое оказывалось бы на втором плане.

Важным компонентом гражданского общества являются негосударственные исследовательские институты и центры в сфере гуманитарного знания. Среди наиболее заметных можно назвать ПИР-Центр (Центр политических исследований России), Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности, Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). Особое место занимает Совет по внешней и оборонной политике, который является общественной организацией с фиксированным членством и в то же время выступает как научная корпорация, которая готовит доклады по широкому кругу вопросов, связанных с проблематикой безопасности государства, общества и личности, внешней и оборонной политики.

Невозможно представить современное российское гражданское общество без объединений предпринимателей. Укажем только на наиболее влиятельные: Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Всероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Наконец, важное значение для развития гражданского общества имеют профсоюзы и, прежде всего, Федерация независимых профсоюзов России. По сравнению со всеми другими организациями гражданского общества Федерация независимых профсоюзов — огромная организация, она насчитывает порядка 25 млн. членов, ее представительства есть практически во всех субъектах Российской Федерации. История российских профсоюзов насчитывает более ста лет. Их развитие прошло три очевидных этапа: дореволюционный, советский и современный.

Глубокий структурный кризис, охвативший Союз Советских Социалистических республик в конце 80годов прошлого века, заставил профсоюзные кадры искать ответы на вопрос о будущем профсоюзов в стремительно изменявшемся обществе. VI пленум ВЦСПС, состоявшийся в сентябре 1989 г., выдвинул в качестве приоритетной социально-защитную деятельность и принял решение о создании в РСФСР профсоюзного центра и республиканских комитетов отраслевых профсоюзов.

Решение о создании Федерации независимых профсоюзов России было принято 22 марта 1990 г. Учредительным съездом профсоюзов РСФСР. Днем позже 23 марта в резолюции Учредительного съезда устанавливалось, что «свои отношения со всеми общественными организациями и движениями, включая партии, профсоюзы будут строить на основе равноправия и партнерства, выступать конструктивным оппонентом органов управления на всех уровнях». Были заложены основы принципиально новой идеологии профсоюзов. Съезд провозгласил, что «трудовые отношения и духовные потребности человека, независимо от его политических взглядов, национальности, религиозных убеждений, всегда будут под защитой профсоюзов Республики».

В годы тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса начала 90-х ФНПР добивалась сохранения целостности российского общества и в то же время выступала в защиту интересов наемных работников. Одновременно профсоюзы постигали науку взаимодействия с государственной властью. Осень 1993 г. выявила сколь непроста, а подчас и небезопасна эта наука. Чтобы выжить в условиях недемократического капитализма нужно обладать не просто силой, а гибкой силой.

В октябре 1993 г. на II (внеочередном) съезде ФНПР был утвержден Устав организации в новой редакции. Было зафиксировано, что Федерация осуществляет свою деятельность на принципах свободы, независимости, демократии и самоуправления, соблюдения полной самостоятельности, равенства прав и обязанностей членских организаций… Но отстоять эти принципы оказалось нелегко. В нашей стране руководство многих частных предприятий откровенно враждебно настроено по отношению к профсоюзам.

Понимание, что цивилизованный капитализм без профсоюзов не построить приходит очень медленно. Специфическая ситуация сложилась и с мотивацией членства в профсоюзах. Вследствие исключительно широко распространённой в больших городах практики работать одновременно в нескольких местах вопросы борьбы за повышение зарплаты и соблюдение трудового законодательства очень многих оставляют равнодушными. И это равнодушие распространяется и на профсоюз, который как раз и является организацией, способной в принципе отстаивать соблюдение норм трудового законодательства и добиваться повышения зарплаты. Возможно, ни в одной организации так остро не ощущается необходимость соблюдения законов как в профсоюзах. Правовое государство — необходимая предпосылка развития гражданского общества и в частности профсоюзов.

Куда пойдет гражданское общество в России? Есть несколько альтернатив. В последнее время усиливается тенденция создания государством неправительственных организаций. Вряд ли это продуктивно не только с точки зрения интересов гражданского общества, но и с позиций самого государства. Государство нуждается в гибкой системе, позволяющей адекватно понимать происходящие в обществе изменения и адекватно на них реагировать, в том числе, опираясь на институты гражданского общества. Если государство порождает полностью от него зависимые организации, диалог с ними фиктивен, и в кризисные моменты они оказываются не в состоянии помочь ни государству, ни обществу. Имитация институтов гражданского общества при капитализме бессмысленна, мыльные пузыри государственного пиара обречены на недолгую жизнь. В том числе и по причине смены личных предпочтений у чиновников, обеспечивающих существование квазигражданских организаций.

Эффективный диалог, который обеспечит динамику развития страны, возможен только с сильными и независимыми партнерами. Ослабление самодостаточных организаций типа профсоюзов, организаций предпринимателей или Совета по внешней и оборонной политике будет работать на атомизацию российского общества и даже на его раскол.

На сегодняшний день для страны особую ценность представляют организации, подобно ФНПР, стоящие на интернационалистских позициях.

События в Москве на Манежной площади, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, выступления с националистическими лозунгами в ряде других российских городов, более ранние столкновения в Кондопоге, беспредел в станице Кущевской и в Гусь-Хрустальном — звенья одной трагической цепи. Россия вплотную приблизилась к Рубикону, за которым целостность страны и общества окажутся под вопросом.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, в котором согласно статье 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». События последнего времени говорят о вызове самим конституционным основам нашей государственности.

Первой и главной особенностью правового государства является соблюдение законов страны. На страже законов стоят органы исполнительной и судебной власти. Коррупция, повсеместно поразившая органы государственной власти, привела к тому, что обычные люди не чувствуют себя защищенными. В противостоянии всем видам преступности, в том числе этнической, россиянин чувствует себя незащищенным. Приходится рассчитывать на собственные силы. Рождаются мысли, если государство не защищает меня и моих близких, остается уповать на защиту людей той же крови, что и я. Поднимается волна национализма, которую если не остановить, то она разрушит, разметает страну, не будет безопасной жизни ни в мегаполисах, ни в маленьких городках, ни в селах.

Нам нельзя поддаться националистическим миражам. России нужен новый интернационализм, но построенный не на теории классовой борьбы, а на идеях общественной солидарности.

Оздоровление атмосферы в обществе необходимо начать с оздоровления ситуации в государственном аппарате. В борьбе с коррупцией нас не спасут показательные пиар-акции. Необходимо очищение и масштабное обновление чиновничьего аппарата и в центре, и на местах. Длительная несменяемость кадров послужила предпосылкой для создания устойчивых коррупционных связей. Россия нуждается в вертикальной и горизонтальной мобильности управленческих кадров.

Народ более не в состоянии терпеть всем известные правила, когда мелкий клерк берет взятку, чтобы значительную часть ее отдать начальнику отдела, а тот принимает взятку, чтобы в свою очередь поделиться с руководителем департамента и так все выше, и выше.. . Подобного рода цепочки должны быть разорваны и прежде всего в правоохранительных органах, чтобы предотвратить безнаказанность убийц и бандитов, чтобы выбить почву у пропагандистов национальной нетерпимости.

Мы заинтересованы в сохранении единой политической нации, заинтересованы в том, чтобы люди разных национальностей, живущие и работающие на территории Российской Федерации, были бы, прежде всего, российскими гражданами. В этом плане самым желательным вариантом развития гражданского общества является вариант связанный с усилением самодостаточных российских организаций.

В последнее время пульс страны участился, голос граждан вновь зазвучал. К нему надо прислушаться, ибо гражданское общество — не дамы приятные во всех отношениях, а миллионы людей, которые исходят из того, что Россия — это наша страна, и надо беречь ее кровь, чтобы пульс всегда был сильным и ровным.

Евгений КОЖОКИН,

ректор Академии труда и социальных отношений

http://www.politcom.ru/12474.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня