Старьё берём и подаём…

Post navigation

Старьё берём и подаём…

14 марта пресс-служба Меджлиса распространила сообщение о том, что «7 марта 2012 года народный депутат Украины М.Джемилёв после двухнедельного общественного обсуждения проекта Закона о «Концепции этнонациональной политики Украины» подал в Верховную Раду Украины на регистрацию проект указанного Закона».

СТАРЬЁ БЕРЁМ! - Народный депутат Мустафа Джемилев подал в Верховную Раду Украины законопроект, отклонённый Радой 6 лет назад - без каких бы то ни было доработок!Помпа, с которой была преподнесена эта новость, не вызывает сомнения, что общество и крымские татары должны расценить этот знаменательный факт как очередную большую «победу» Мустафы Джемилёва.

Слово «победу» берем в кавычки, потому что на деле история и путь данного законопроекта имеют гораздо более длительную предисторию, чем это представлено в сообщении пресс-службы меджлиса.

Кто быстрее — Кабмин или Джемилёв?

12 марта законопроект с аналогичным названием был подан в Верховную Раду от имени Кабинета министров Украины. Естественно, что этому шагу предшествовала достаточно долгая и тщательная подготовка.

Вот информация пресс-службы Министерства Культуры Украины от 2 марта 2012 года:

 

«Кабинет Министров на своем заседании 29 февраля одобрил проект Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины». Законопроект разработан Министерством культуры во исполнение Указа Президента Украины № 615/2010 от 14 мая 2010 г. «О дополнительных мерах по обустройству крымских татар, других лиц, депортированных по национальному признаку, и их потомков, которые вернулись или возвращаются на постоянное место жительства в Украину».

 

http://kmu.gov.ua/kmu/control/ru/publish/article?art_id=245011308

Если обратиться к истории вопроса, то свой проект Закона по этнонациональной политике Кабинет Министров впервые подал в Верховную Раду 29 декабря 2008 года.

 

Кабмин подал законопроект об этнонациональной политике еще в 2008 году

Список разработчиков законопроекта Кабмина

10 июля 2009 года законопроект Кабмина был направлен на доработку по рекомендации Главного научно-экспертного управления от 15 апреля 2009 года. 11 марта 2010 года законопроект был окончательно снят с рассмотрения.

Происхождение, авторов и тернистый путь кабминовского законопроекта можно проследить на этой странице http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=34110

И вот сегодня, под торжественные фанфары пресс-службы меджлиса, нам сообщают, что «свой проект Закона «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» внесён в парламент Украины народный депутат Украины, Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев!» (сохранена орфография источника).

Мустафа Джемилев также внёс свой законопроект об этнонациональной политике. Вопрос только в том - СВОЙ ли?

А был ли мальчик?

Прежде чем разделить восторги ура-патриотов, хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:

 

1. Кто является автором этого законопроекта?

Судя по заявлению пресс-службы меджлиса — автором является сам Мустафа Джемилёв. На сайте Верховной Рады разработчики проекта также не указаны. Следовательно, напрашивается единственно возможный ответ — инициатор законопроекта сам его и разработал.

Однако, Этнонациональная Политика Государства — слишком ответственная, многогранная и многоплановая задача, чтобы её решал один человек. Но ведь именно такой вывод следует из заявления пресс-службы Меджлиса — Мустафа Джемилёв лично взял на себя ответственность определять этнонациональную политику Украины.

Если взять, к примеру, законопроект Кабмина — там указывается, что над проектом Закона работало Министерство культуры — т.е., целый штат специалистов.

 

Кроме того, кабминовский законопроект:

 

Рассмотрен и одобрен без замечаний:


Министерством экономического развития и торговли,
Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства,
Министерством финансов,
Министерством юстиции.

Рассмотрен и одобрен с замечаниями, которые были учтены в целом и частично:


Министерством иностранных дел,
Министерством образования и науки, молодежи и спорта,
Государственным комитетом телевидения и радиовещания,
Национальной академией наук Украины.

В законопроекте М. Джемилёва нет даже намёка на какие бы то ни было согласования и одобрения со стороны других министерств и правительственных учреждений. Что еще раз позволяет «восхититься» законодательными талантами нардепа М. Джемилёва, позволяющими ему в одиночку решать проблемы государственного значения.

2. Где, когда и в каком порядке проходило «двухнедельное общественное обсуждение проекта Закона» М. Джемилёва?

В какой газете был опубликован текст этого законопроекта для общественного обсуждения?

Кто из экспертов и какие общественные организации участвовали в обсуждении этого законопроекта?

Каким образом зафиксированы результаты «общественного обсуждения»?

Как показал анализ правительственных ресурсов и прессы, а также открытых интернет-источников, предложение к общественному обсуждению законопроекта М. Джемилёва было размещено только на сайте Меджлиса 20 февраля 2012 года. Согласно этому предложению, «по завершении обсуждения законопроект с учетом поступивших предложений будет зарегистрирован в Верховной Раде Украины».

Исходя из того, что текст, выложенный для обсуждения на сайте меджлиса, и текст поданного М. Джемилёвым законопроекта абсолютно идентичны, напрашиваются два альтернативных друг другу вывода и несколько вопросов:

Вывод 1. Никакого обсуждения не проводилось, а информация о «двухнедельном общественном обсуждении» всего лишь очередная «развесистая клюква» руководства меджлиса.

Вывод 2. Обсуждение проводилось, но никакие замечания и предложения не были учтены автором законопроекта.

И, независимо от выбранного варианта выводов, со всей остротой поднимаются резонные вопросы:

1. Почему законопроект, касающийся этнонациональной политики всего Украинского Государства, был вывешен для общественного обсуждения только на малопосещаемом сайте узкоэтнического, да к тому же и нелегализованного «представительного органа»? А как же остальные этносы и граждане Украины? Разве они не имеют права обсуждать касающийся их законопроект?

2. Кто решил, что обсуждение государственного законопроекта должно происходить именно на сайте меджлиса? Разве сайт меджлиса — это официальный правительственный сайт, на котором украинская общественность постоянно обсуждает общегосударственные законопроекты и нормативные акты? Или сайт меджлиса настолько известен и популярен в Украине, что большинство граждан Украины, независимо от своей национальности, начинают свой день именно с него?

3. Почему законопроект Джемилева подан в столь спешном порядке — ровно через неделю после выхода информации об одобрении законопроекта Кабмина и ровно за неделю до подачи в Верховную Раду кабминовского варианта?

А вот здесь наступает время совсем иного анализа.

Закон или пиар — что важнее для нардепа?

Ни для кого не является секретом, что в связи с активизацией в крымскотатарской среде оппозиционных М. Джемилёву сил, рейтинг и авторитет М. Джемилёва катастрофическими темпами идёт под откос:

Всплывают многочисленные документы, свидетельствующие о причастности М. Джемилёва и Р. Чубарова к расхищению бюджетных средств, выделенных на обустройство крымских татар.

Ветераны Национального движения крымских татар объявляют М. Джемилёву и Р. Чубарову импичмент, лишая их права говорить от имени крымскотатарского народа.

17 общественных организаций, объединившись в Крымскотатарский Народный Фронт, выступили с беспрецедентными инициативами к правительству Украины о законодательном восстановлении прав и реабилитации репрессированного крымскотатасркого народа. Именно такой постановки вопроса 20 лет «успешно» избегал Мустафа Джемилёв, заведя крымских татар в политико-правовой тупик и лишив свой народ всех законодательных достижений Национального движения, достигнутых в СССР.

Соответственно, вместе с утратой М. Джемилёвым былого могущества, стоящие за ним антитатарские и антиукраинские силы, которые ранее активно использовали руководство меджлиса для дестабилизации ситуации в Крыму, также начали терять на полуострове своё влияние.

В результате, прекратились татарские волнения, ушли в историю массовые антиправительственные митинги и демонстрации, начал решаться земельный вопрос, крымские татары и русскоязычное население Крыма заговорили о взаимопонимании и взаимоуважении…

Фактически, с падением влияния М. Джемилёва начался процесс консолидации здоровых общественных сил крымского полуострова.

 

Эта обратная зависимость была отмечена не только крымчанами и украинской властью, но и теми, кому нужна слабая и раздираемая конфликтами Украина…

Именно в связи с этим фактом, для определённых кругов вопрос восстановления былого негативного влияния лидера меджлиса стал насущной необходимостью.

Поэтому для поднятия авторитета М. Джемилёва были предприняты отчаянные усилия — начиная от визита комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга до поспешного публичного фарса с подачей законопроекта «О концепции этнонациональной политики в Украине» от имени народного депутата Мустафы Джемилёва — через неделю после информации об одобрении аналогичного законопроекта Кабмина.

Но почему фарса? Что даёт основания так уничижительно отзываться об инициативе народного депутата и председателя Меджлиса?

А вот что.

Старьё берём!

Дело в том, что разрекламированный пресс-службой меджлиса и некоторыми СМИ так называемый «законопроект М. Джемилёва» — не что иное, как законопроект, разработанный семь лет назад группой экспертов, в состав которой вошли:

 

Наталья Белицер, ведущий эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика
Владимир Евтух, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, декан факультета социологии и психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Александр Майборода, профессор, заведующий отделом этнополитологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины
Виталий Нахманович, эксперт, Конгресс национальных общин Украины
Елена Нижник, руководитель департамента региональной политики Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины
Татьяна Пилипенко, начальник управления по делам национальностей Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции
Роман Романов, менеджер программы «Верховенство права» Международного фонда «Возрождение»
Елена Семеркина, директор Центра правовой реформы и законопроектных работ при Министерстве юстиции Украины
Юлия Тищенко, руководитель программ развития гражданского общества Украинского независимого центра политических исследований
Рефат Чубаров, народный депутат Украины

Данный законопроект, разработанный столь солидным экспертным составом, был подан в Верховную Раду 6 июня 2005 года от имени Рефата Чубарова.

В Заключении Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) ВРУ по данному законопроекту от 19 января 2006 года, было указано на ряд недоработок и несоответствий некоторых положений проекта нормам действующего законодательства Украины.

Законопроект Белицер-Чубарова был отправлен на доработку, из которой впоследствии так и не вернулся.

Так вот, в чем, собственно говоря, соль ситуации:

 

Законопроект Мустафы Джемилёва от 5 марта 2012 года есть точная копия — буква в букву — отвергнутого законопроекта 2005 года! Без единого изменения и без единой правки, учитывающей замечания ГНЭУ!

О чём это свидетельствует?

Только о том, что повторная поспешная подача одного и того же, однажды уже раскритикованного и отправленного на доработку законопроекта — не более, чем пиар-ход стремительно теряющего авторитет и влияние нардепа М. Джемилёва.

А еще точнее — судорожная попытка набрать хоть какие-то очки в преддверии грядущих парламентских выборов.

 

При этом ни сам М. Джемилёв, ни стоящие за ним силы не имеют ни малейшего сомнения в печальной участи «евро-джемилёвского» законопроекта. Ведь даже школьный двоечник, получивший «неуд» за сочинение, сдаёт его повторно только после исправления всех указанных учителем ошибок. Но то школьник, которому важен результат.

Мустафу Джемилёва, судя по его поведению, дальнейшая судьба поданного им без исправлений (и, соответственно, заранее обречённого на повторный провал!) законопроекта, вообще не интересует. Сдал старьё — и ладно!

Главное — пиар!

Хотя… Не исключено, что планы заявившего о своей оппозиционности действующему правительству нардепа могут быть гораздо «дальнобойнее».

Не исключено, что подавая отклонённый ранее законопроект без указанных ГНЭУ исправлений, М. Джемилёв пытается выстроить для Верховной Рады патовую ситуацию:

 

Принять этот законопроект нельзя, так как в него не внесены требуемые ГНЭУ исправления

Отклонить законопроект — значит, вновь дать повод М. Джемилёву накинуться на Украину с международных трибун с обвинениями в не решении этнонационального вопроса, недемократичности, ущемлении прав, и т.д. и т.п. И естественно, «в защиту» «обиженного» нардепа не замедлит вступиться весь его евро-фан-клуб, как это уже неоднократно случалось.

Думай, Украина!

На этом, собственно говоря, и конец сказочке про добра молодца, правозащитника и законодателя Мустафу Джемилёва и «его» законопроект «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины».

*    *    *

Будет ли польза Украине от таких горе-законодателей? Будут ли ликовать крымские татары и другие национальные сообщества Украины от такой «заботы» нардепа? Чей законопроект будет принят Верховной Радой — Минкульта или «Джемилёва-Чубарова-Белицер»?

Как говорится — время покажет.

Но, каков бы ни был ответ на эти вопросы — сегодня абсолютно ясно одно: и сам М. Джемилёв, и стоящие за ним закордонные «хозяева» сделают всё возможное, чтобы искусственным образом «раздуть» авторитет председателя Меджлиса — если не в глазах крымскотатарского народа, то, хотя бы, перед мировой общественностью.

Цель этих усилий также ясна и понятна: сохранение в украинском политикуме самого М. Джемилёва, а через него — «ручного управления» меджлисом и восстановления былого негативного фона в Крыму, так необходимого для общего ослабления Украины.

Нужно ли это крымским татарам? Нужно ли это крымчанам других национальностей? В конце концов — нужно ли это Украине?

Да кого волнуют проблемы «местных индейцев», когда на кону — геополитика!

Ринат ШАЙМАРДАНОВ,
аналитическая группа Милли Фирка


Похожие материалы

Ретроспектива дня