Страсти по репрессированным

Post navigation

Страсти по репрессированным

Наш солнечный полуостров, наконец, начинает оправдывать свою характеристику, численность отдыхающих, хоть и медленными темпами, но идет в рост — это верные признаки того, что в Крыму настало лето.

 

В эту пору года обычная динамика хода событий слегка сбавляет обороты, дабы дать всем участникам возможность перевести дыхание и набраться сил для продолжения боя.

 

Диспозиция

18 мая 2012 года стал особенным ввиду активного участия в нем политической оппозиции МеджлисуЕсли в климатическом смысле жарко стало только недавно, то в общественно-политическом отношении температура накалялась со времен суровых зимних морозов. Кульминацией вереницы событий стало 18 мая — день скорби крымскотатарского народа, выраженный в траурном митинге.

 

По совместительству это именно то событие, которое приковывает внимание, можно сказать, всей страны. На протяжении многих лет монополистом в плане организации и проведения всех мероприятий, приуроченных к особой дате, был Меджлис. Однако в последнее время в этот процесс включается и власть.

 

Естественно, и на сей раз функционеры Милли Меджлиса (ММ) попытались сделать максимум от себя зависящее, дабы все прошло достойно. Но в этом году, как никогда ранее, связке Джемилев-Чубаров пришлось немало потрудиться.

 

Причин тому две — активная деятельность оппозиции и неблагоприятный для Меджлиса общегосударственный политический климат.

 

Еще в начале года было объявлено о создании Крымскотатарского народного фронта (КТНФ), и определилась основная задача — созвать 18 мая Чрезвычайное общенародное собрание по вопросу восстановления прав и реабилитации репрессированного крымскотатарского народа.

 

Понятно, что подобная инициатива вызвала некие волнения во властных кабинетах, не говоря уже о ММ. Все это давало повод думать, что легко оппозиции не будет.

Ввиду игнорирования инициатив КТНФ в ходе своей отчетной конференции Исполком Фронта и ветераны крымскотатарского национального движения в знак протеста объявили голодовку, которую решено было провести под стенами Совмина Крыма.

 

Однако, суд посчитал подобную акцию неприемлемой, и буквально через несколько часов лидеры оппозиции были задержаны милицией. На них были составлены акты и наложены соответствующие штрафы.

 

Но ввиду того, что голодовка не прекращалась, градус протестных настроений не понижался и о задержании голодающих оппозиционеров затрубили иностранные СМИ, в Представительстве президента согласились на диалог.

 

Стороны, видимо, переговорами остались довольны, поэтому и разошлись с миром. Власти позволили провести собрание, а КТНФ в свою очередь пообещал сделать все возможное, дабы 18 мая 2012 года прошел мирно.

 

В это время ключевой оппозиционный международник Надир Бекиров поднимал не менее жаркие проблемы, хотя и далеко от «горячей точки». Сначала он принял участие в работе Консультативного форума коренных народов, который состоялся в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности, а затем отправился в Нью-Йорк, чтобы поучаствовать в 11-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов.

 

Тем временем лидеры Меджлиса организовали встречу с общественностью и по традиции принимали и провожали делегации разного уровня. Осознавая то, что, если ничего не предпринимать, у оппозиции действительно может что-то получиться, в Меджлисе разработали свой план действий.

 

Начали с простого — дезинформации, которая имеет свойство психологической атаки. Ведь все мы помним заявления М. Джемилева в прессе, мол, оппозиция может захватить с помощью силовиков балкон Украинского театра, ну и прочее.

 

Затем лидер Меджлиса поднял из забвения законопроект «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» и бросил все силы, чтобы до 18 мая этот документ был проголосован в Верховной Раде в первом чтении. В случае положительного результата не стоило бы и сомневаться, что Мустафа Джемилев позиционировался бы не только героем ХХ века, но и всего ХХI-го. Однако законопроект был безжалостно провален накануне скорбной даты.

 

Из года в год на трибуне траурного митинга мы видим политиков разного уровня. На этот раз пикантность придавала история взаимоотношений М. Джемилева с нынешним руководителем Крыма А. Могилевым. Всем было интересно посмотреть на совместное стояние двух «заклятых друзей». Но все решилось заранее и просто — премьер ушел на больничный, спикер парламента отправился в командировку. Так что высшее руководство Крыма было представлено лишь постоянным представителем президента в Крыму — В. Плакидой.

 

Видимо, предвкушая нечто подобное, в Меджлисе крепко задумались, каким же образом поступить, дабы при нынешней диспозиции сделать так, чтобы, как говорится, все было красиво. Тут кстати оказались старые и личные друзья Мустафы Джемилева — советские диссиденты и правозащитники.

 

Кроме них среди приглашенных были политики-оппозиционеры, для которых выступить с трибуны 18 мая — по-видимому, это не более чем очередная возможность привлечь электорат.

Кульминация

И все они отозвались, приехали. Так что задумка удалась. И вообще, 18 мая 2012 года во многих отношениях оказался показательным.

 

Первое, что бросалось в глаза, — на порядок меньшая численность людей, принимавших участие в митинге. Это признак явно не положительный.

 

Дальше последовал непривычный формат выступавших. На этот раз громогласному оратору Рефату Чубарову лишь со второго захода удалось убедить какую-то часть собрания хоть как-то поддержать его призыв «Ватан. Миллет. Меджлис».

 

Народ отреагировал только тогда, когда начали осуждать главного коммуниста страны Петра Симоненко, довольно дешево пропиарившегося накануне (в рамках своего электорального поля, конечно) неосталинистскими речами с парламентской трибуны.

А если уж быть совсем честными, то приторно-дружеские речи в исполнении бывших оранжевых уже немного раздражают. Хотя бы потому что совсем недавно у них была вся полнота власти, но закон по крымским татарам так и не был проголосован. Причиной тому можно назвать только отсутствие политической воли.

18 мая стал особенным еще и ввиду активного в нем участия политической оппозиции Меджлису — нейтрализовать подобную для себя опасность ММ так и не удалось. Сторонниками КТНФ был занят правый дальний угол площади.

Сторонниками КТНФ был занят правый дальний угол площади

Стоит отметить, что на протяжении всего митинга оппозиция не покидала занятой территории и не предпринимала никаких дестабилизирующих ситуацию действий.

 

Чего не скажешь об их оппонентах. Дело в следующем: люди привыкли к тому, что во время митинга те или иные политические, общественные, даже религиозные деятели свободно распространяют различную информацию в виде листовок, газет и т. д. Однако в этом году впервые раздача материалов жестко пресекалась группой молодчиков. Они, путем физического воздействия, отнимали у людей приглашения-мандаты. Одним из таких чуть позже размахивал с трибуны Рефат Чубаров, призывая саботировать акцию КТНФ.

 

Интересно, а что будет в следующем году? Будут подготовлены специально обученные люди, которые станут физически расправляться с неугодными, или созданы контротряды?

Тем не менее КТНФ удалось провести Чрезвычайное собрание, правда, людей осталось не много. Сказались несколько факторов. Во-первых, было жарко, и людям (многие из которых в солидном возрасте) было тяжело находиться под палящим солнцем на протяжении стольких часов. Во-вторых, приехавшие из других городов спешили на свои автобусы. И, наконец, в-третьих, ведущий мероприятия Р.Чубаров очень убедительно и неоднократно призывал собравшихся сразу же после того, как он поставит точку, покинуть лобное место.

Еще одним интересным событием оказалось учреждение диссидентами и советскими правозащитниками Крымского форума — ежегодного совещания политических узников коммунистического режима и правозащитников, цель которого — обеспечение преемственности правозащитного движения бывшего СССР в деятельности институтов гражданского общества в постсоветских государствах.

Послевкусие

Стоит оговориться, что объективно после развала СССР правозащитники не принимали никакого участия в судьбе крымских татар.

 

Некоторые из них ныне живут в Европе и Америке, болея другими проблемами и задачами. По оценке определенных участников национального движения, диссиденты, правозащитники в какой-то мере питались борьбой крымских татар. Так как в нашем случае мы имели практически общенародные масштабы и значительный человеческий ресурс.

 

Правозащитники же, в основном, были одиночками, во многом не понимаемые своим же народом. Мустафа Джемилев — чуть ли не единственный среди них, который возглавляет систему национального самоуправления и имеет власть. Поэтому не случайно было решено собираться именно здесь — в регионе, где есть ресурс. Вполне возможно, что под формат такого мероприятия удастся пробить финансирование.

 

О мотивах, возможных последствиях работы Крымского форума уже было много критического написано. Хотя, кто знает, может, и не стоит особо беспокоиться, ведь ни одна подобная инициатива ничем системным не заканчивалась — вспомнить хотя бы Всемирный конгресс крымских татар.

Приехали к нам громкие имена, светлые головы, еще и пообещали каждый год наведываться. «Что же в этом плохого?» — спросят многие. Да ничего в принципе, смущают только два момента.

 

Во-первых, 20 лет они здесь никому не были нужны, а тут вдруг пригодились — это как-то странно.

 

Во-вторых, как показало их первое заседание и как становится ясно из духа подобной инициативы, Крымский форум будет принимать разного рода документы по отношению к тем или иным странам и их руководителям. То есть a-priori крымские татары тоже будут подписываться под подобными заявлениями.

 

Но не нанесут ли вред такие выпады нам и нашим соотечественникам в разных странах? Ведь раньше некоторые руководители государств тоже подвергались критике из-за неразвитости демократии в их странах. Это делалось устами наших лидеров.

 

Однако, ничего хорошего из этого не вышло.

 

Подтверждать последний тезис долго не придется, достаточно ответить на вопросы — почему за более чем 20 лет М. Джемилев ни разу не побывал в Узбекистане? И почему с руководством этой страны плодотворно не решается вопрос возвращения на родину оставшихся там наших соотечественников?

Подводя итог, можно сказать, что и Меджлис, и оппозиция проделанной работой остались довольны.

 

Первые в весьма сложной для себя обстановке смогли, так сказать, сохранить статус.

 

Вторые реализовали принципиальную задачу — с трибуны 18 мая огласить свои требования и очертить основные принципы своей политической программы.

Сегодня Меджлис возлагает большие надежды на проведение международного форума. Данная инициатива находит поддержку со стороны Запада, но не воспринимается руководством Украины.

 

С законопроектом М. Джемилева — все плохо. 6 июня парламент отказался включить его в повестку дня. В этих условиях лидеры ММ готовятся к грядущим осенним выборам. Уже было откровенно обозначено, что Меджлис поддержит любую демократически настроенную партию, если оная предоставит им в своем списке два проходных места. Кто таким манером расщедрится депутатскими портфелями, пока неизвестно. Оппозиция же Меджлису возлагает надежды на партию «Объединенные левые и селяне».

 

Помимо этого, КТНФ уже запланировал на 18 октября — День образования Крымской АССР, проведение II Чрезвычайного общенародного собрания, причем все с той же целью — поспособствовать законодательной реабилитации репрессированного крымскотатарского народа.

 

Так что и во втором полугодии точно будет о чем поговорить.

 

Эльвина СЕИТОВА,
Газета «Голос Крыма»
№ 24 (962) от 15.06.2012 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня