Тальат Джеппаров: Джемаату многое под силу

Post navigation

Тальат Джеппаров: Джемаату многое под силу

Существовавший некогда среди крымских татар институт «джемаат», возглавляемый советом старейшин, всегда стремился регулировать, консолидировать и направлять общественные силы определенного населенного пункта. О том, что современная общественность отступает от этих принципов, не раз обсуждалось в СМИ. Джемаату многое под силу, только необходимо избавиться от безразличия и прекратить погоню лишь за материальными благами.

Ветеран Национального движения крымских татар Тальат-ага Джеппаров19 августа, в день Ораза-Байрама, у нас в селе произошло чрезвычайное происшествие.

Придя утром на праздничный намаз, я увидел приготовления, урны для голосования по выборам председателя мусульманской общины поселка, где проживает около четырех тысяч татар. Меня просто удивило, что в Ораза-Байрам проводятся выборы председателя.

В день праздника, когда люди должны отдыхать после месячного поста, преподносить друг другу подарки, навещать пожилых, группа молодых людей устраивает выборы, мотивируя тем, что в другой день трудно будет собрать джемаат. Среди молодежи были и мои ученики. Обстановка была накалена до предела. Не обошлось и без рукоприкладства. Народ гудел, как рой пчел.

Чтобы остановить эти разборки, я, выслушав обе стороны, предложил срочно собрать совет старейшин поселка, который мирно решит эту проблему. Собрали джемаат и избрали пятнадцать уважаемых пожилых людей и председателя совета старейшин.

 

Обсудив данное происшествие, совет решил отменить выборы в праздничный день и назначить выборы на неделю позже, то есть 25 августа.

Придя в Дом культуры поселка в назначенный день, я увидел то, что не видел после московских событий 1987 года, когда более тысячи наших соотечественников, бросив все, с маленькими детьми выехали в Москву защищать свои права.

В те далекие времена я убедительно просил джемаат срочно выехать в Москву. В Новоалексеевку вывозили из Крыма всех, кто пытался купить дом на своей Родине, а вещи выбрасывали прямо на вокзале. Тогда и в Херсонской области не прописывали и соответственно не брали на работу, кроме сезонных сельскохозяйственных работ, где не хватало рабочих рук, за тяжелый труд платили копейки. Другого выбора не было.

После более или менее обустроенной жизни в Узбекистане наши соотечественники вновь испытали «депортацию».

Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность Новоалексеевскому джемаату, ибо, если бы не было этой массовости на Красной площади, неизвестно, как бы сложилась ситуация. И только после этих событий высшее руководство СССР вынуждено было создавать правительственные комиссии для решения создавшейся проблемы.

В Новоалексеевку была послана комиссия под руководством одного из руководителей ЦК. Основной задачей комиссии было создание автономии в пределах трех районов: Джанкойского, Генического и Новотроицкого с центром в г.Джанкое.

На мой вопрос, почему не восстановить довоенный статус, тот партократ ответил, что у государства нет денег для восстановления бывшей автономии.

Я тут же задал еще вопрос «А где СССР берет миллиарды, чтобы помогать Кубе, Вьетнаму и бомбить Афганистан?»

У некоторых членов комиссии появилась злоба в глазах, а некоторые и вовсе перекосили рот. Начальник районного КГБ подбежал к моему тестю и попросил, чтобы тот успокоил меня, чтобы я не задавал подобных вопросов, ибо они накаляли обстановку в зале, где битком было народу.

Вот этот джемаат через 25 лет начал давать трещину, и благодаря совету старейшин все встало на свои места.
25 августа зал был полон до отказа. Было много выступающих. Все говорили об одном, то есть о единстве и нашей традиционной культуре. Я часто бываю в разных уголках Крыма и наблюдаю ту же картину раскола в обществе. Неухоженные дворы мечетей, где растет сорняк.

Все увиденное наводит на грустные мысли, неужели местные джемааты не одолеют душой, приходя на пятничные намазы?

Все это наводит на мысль, что ведется целенаправленная работа извне на моральное разложение нашего народа, а мы все воспринимаем совершенно спокойно.

В основном, думаем о том, как прокормить семьи, а некоторые — где больше урвать. Каждый крымский татарин должен душой болеть за свой многострадальный народ, в противном случае мы будем исчезнувшим с планеты Земля народом. В каждом селе, городе нужно избирать совет старейшин из уважаемых людей, к которым прислушивались бы все.

Эта традиция хорошо сохранилась у народов Кавказа. И хотелось бы посоветовать: содержите мечети в ухоженном состоянии, чтобы было приятно приходить, и это зависит от финансового фонда мечетей, ответственность должна нести общественность, а контроль — осуществлять совет старейшин.

Работа местных меджлисов видна, я думаю, по нелучшему состоянию наших мечетей и отсутствию детских площадок, я уже не говорю о массе других проблем нашего народа. Я считаю, от нашего отношения зависит и наша жизнь.

Тальат ДЖЕППАРОВ,
пгт.Новоалексеевка
Херсонской области


Газета «Голос Крыма»,
№ 52 (990) от 28.12.2012 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня