Узбекистан является ключевым государством Средней Азии

Post navigation

Узбекистан является ключевым государством Средней Азии

Среди постсоветских государств и Среднеазиатских республик, Узбекистан занимает особое место и не только ввиду своего стратегического геополитического положения. Изначально на землях древнего Туркестана именно Бухара, Самарканд и Коканд, были центрами политической власти, науки, культуры и экономики…

Узбекистан является ключевым государством Средней Азии

В период Российской Империи и СССР именно Ташкент был признанным региональным центром, чему способствовало наличие на его территории штаба ТуркВО, развитой системы учебных заведений, а в последующем, республиканской Академии наук. Общественно-политическая жизнь Узбекистана развивалась благодаря подлинному духу интернационализма, царившего в республике, который позволил взрастить значительную прослойку образованных национальных кадров и творческой интеллигенции, тесно связанных с российской, русскоязычной культурой и наукой.

Сейчас на просторах СНГ трудно найти бывшую советскую республику, которая — бы более успешно и эффективно воспользовалась своим независимым статусом, чем Узбекистан. Хотя, иногда, у стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что Узбекистан и его новейшая история очень напоминает историю современной Украины. Действительно, и в том, и в другом случае, обе страны объединяет их геополитическое положение и мощный транзитный потенциал. Два государства были в свое время самыми консервативными, с точки зрения верности коммунистической системе, союзными республиками и обладали при Л.И. Брежневе наиболее авторитетными в Политбюро лидерами (Ш.Рашидов и В.Щербицкий).

Но после обрушившейся на них независимости 1991 года, обе страны стали поступательно дистанцироваться от России. При этом, периодически, этапы вынужденного сближения с Москвой сменялись у них резким креном в сторону США, ЕС и НАТО. В определенный период обе страны одновременно были даже членами созданного Западом в пику СНГ и ЕЭП антироссийского объединения — ГУУАМ.

 

Пожалуй, и сейчас у Узбекистана и Украины найдется много общих черт: и в том, и в другом случае политическая власть сосредоточена в руках кланов или «семьи» (И.Каримов и В.Янукович). И в том, и в другом случае, серьезную роль в государственном управлении, реализации коррупционных схем в экономике играют дети президентов: две дочери И.Каримова и два сына В.Януковича. Также как и в Узбекистане, на Украине любой более-менее привлекательный и успешный бизнес может быть отобран в пользу Александра Януковича (в Узбекистане в пользу Гульнары Каримовой).

Однако на этом общие черты двух стран заканчиваются. Сразу отмечу, что государственность Узбекистана, не смотря на многочисленные противоречия, многонациональность и внешне угрозы, является гораздо более сильной и устойчивой конструкцией, которая ни в какое сравнение не идет ни с одной из постсоветских стран, включая даже Белоруссию и уж тем более — Украину.

Для понимания процессов, которые происходят сегодня в Узбекистане необходимо уяснить тот факт, что узбеками веками управляли ханы, беки и баи «…до советской власти, при советской власти и после советской власти». В этом смысле коренной смены элит и внутренних общественных взаимоотношений в Средней Азии никогда не происходило. Напротив, элиты, «как хамелеон», подстраивались под существующую политическую реальность и остро воспринимали только один фактор воздействия — жесткую силу, но при этом всегда стремились сохранить свои влиятельные позиции.

 

Так было во время падения Хорезма, когда местная элита покорилась и перемешалась с монголами Джагатайского улуса. Так было при покорении Туркестана Русской Армией в 19 веке. Так было и при установлении Советской власти в 1920 году, когда на руководящие посты Бухарской республики попали представители «младо-бухарцев» из состоятельных влиятельных семей.

Когда союзный центр — Москва стал постепенно утрачивать силу, он утратил и власть в Средней Азии с конца 80-х годов прошлого века. Бывший советский партийный функционер Ислам Каримов, став президентом независимого Узбекистана быстро сообразил, что без помощи мощной идеологии ему не обойтись, не удержать народ в повиновении. Так был создан гениальный миф про Амир Тимура (Тамерлана) — якобы создателя узбекской государственности. Памятники этому удачливому завоевателю и выдающемуся государственному деятелю с успехом заменили статуи Вождя мирового пролетариата, которые ни чего ни говорили, ни сердцу ни уму рядового узбека. Улицы запестрели цитатами из изречений Тимура, в каждой чайхане нынче можно увидеть его портрет рядом с портретом первого и пока единственного президента Узбекистана.

За последние двадцать лет довольно успешного лавирования между Россией и США, Каримов создал устойчивую систему светской авторитарной власти, которая, (что очень важно для его западных партнеров), не опирается на ислам. В Узбекистане была успешно реорганизована советская экономика, основу которой теперь составляет госсектор, средний и мелкий частный предприниматель. Общество, в особенности «простой народ» с удовлетворением принимает тот факт, что «олигархов» в Узбекистане нет и любой даже самый влиятельный человек, вне зависимости от размеров своего богатства, по решению президента может быть посажен «в зиндан» и лишен имущества и привилегий. При этом, не смотря на авторитарный режим Узбекистан активно привлекает внешние инвестиции, сотрудничая с Южной Кореей, Японией, Китаем.

Правда и то, что в Ташкенте могут в 24 часа вышвырнуть с рынка любую солидную иностранную компанию и это не только российский МТС, а и немецкий «Крупп унд Болен» и, если россияне возмущаются, то европейцы, как правило молчат.

Почему? Видимо, большая политика и тут диктует свои условия экономике.

Известно, что стабильность политического режима Узбекистана опирается в том числе, и на одну из самых эффективных (по некоторым независимым оценкам) спецслужб не только в регионе, но и в СНГ, а также одну из самых боеспособных в Средней Азии армий.

Узбекские спецслужбы эффективно работают на севере Афганистана в Мазар-е-Шарифе, обеспечивая влияние Ташкента среди этнических узбеков этой провинции, а также контролируя действия талибов и собственных исламистов (ИДУ — ИДТ) сосредоточенных на афганской территории. Активно присутствуют «узбекские чекисты» (СНБ) и в зарубежных центрах, где сосредоточена узбекская диаспора и представители оппозиции (Россия, Англия, Норвегия). Естественно, что мимо такого мощного силового потенциала не могли пройти США и их союзники по НАТО в свете перспектив вывода своих контингентов из Афганистана.

Надо отметить, что И.Каримов ни когда не прерывал своих контактов с Западом, даже во время самых острых кризисов, таких как кровавые Андижанские события, он считался важной фигурой для сохранения стабильности в регионе Центральной Азии. И если это не всегда понимали его американские партнеры или «озабоченные» проблемами прав человека и сексуальных меньшинств «старые европейцы», то англичане, со своим колоссальным опытом колониальной политики в Азии, всегда высоко ценили И.Каримова и закрывали глаза на любые проявления «недемократической политики» Узбекистана. Ибо как мы помним, у Англии нет ни друзей, ни врагов, а есть только интересы.

Так, сразу в период андижанских событий к И.Каримову в Узбекистан прибыла достаточно известная в узких кругах специалистов — Ширин Акинер, профессор Лондонского университета и крупный эксперт по странам Центральной Азии еще с советских времен. Именно она, единственная, была допущена на место событий и давала однозначно позитивные оценки решительным действиям Каримова по подавлению бунта в тот период (как будто это не Запад и не ее коллеги инспирировали парад «цветных революций» на постсоветском пространстве?!). Говорят, что госпожа Акинер и до сих пор пользуется доверием узбекского лидера и помогает ему в личных контактах с политическими деятелями Туманного Альбиона.

За несколько лет до Андижана случилась вообще малоизвестная и воистину фантастическая история, когда в Термезе разбился самолет с британскими дипломатами на борту, которые спешили в местную тюрьму, где разыгрался очередной скандал по поводу пресловутых прав человека с задержанными представителями узбекской оппозиции. Представитель посольства Великобритании, прибывший на освидетельствование обнаружил у обожженных трупов своих соотечественников и коллег входящие пулевые отверстия, из чего сделал вывод об их насильственном устранении некими силами (вероятно инопланетянами).

 

После доклада в «Форин Офис» англичанину мягко, но очень настойчиво посоветовали забыть о случившемся и увиденном, а вскоре и вовсе отозвали на родину и уволили из министерства иностранных дел, впрочем, дав возможность перейти на престижную работу в одну из частных британских компаний. Все попытки экс — дипломата поднять шумиху в прессе и начать официальное разбирательство ни к чему ни привели. Не официально, на Острове его считают «странным типом» (или попросту сумасшедшим) принимая во внимание, факт его развода с женой и женитьбу на узбечке, которую он увез с собою в Лондон. Вот такая вот она, странная британская демократия и мультикультурализм.

На самом деле все предельно просто, реальной силой в регионе сейчас обладают США и их союзники, именно поэтому господин Каримов и его окружение сделали ставку на альянс с США, именно поэтому он осмелился выйти из ОДКБ. Американцам тоже выгоден Каримов и стабильный Узбекистан, как наиболее удобный стратегический плацдарм в Средней Азии. На территорию Узбекистана будет выводится инфраструктура оккупационного контингента в Афганистане. Узбекские силовики, наконец, получат в свое распоряжение вожделенное современное вооружение и боевую технику, которую американцам дешевле передать Ташкенту, чем вывозить в Европу. Кроме того, частично законсервировав вооружение в базах хранения на территории Узбекистана, создаются предпосылки для развертывания в случае необходимости, войсковой группировки сил США и НАТО на узбекской территории, а также правовые основания для сохранения присутствия ограниченных контингентов США и НАТО в Узбекистане (для охраны логистической инфраструктуры).

Следует отметить, что в распоряжение Узбекистана, скорее всего, безвозмездно попадет и инфраструктура обеспечения боевых частей и подразделений, инженерная техника, строительные материалы, лекарства, медицинская техника и оборудование, передвижные госпитали, жилые комплексы, автотранспорт, обмундирование и снаряжение. По некоторым сведениям, часть уже полученного вооружения и инженерной техники используется узбеками для укрепления границы Узбекистана с Казахстаном. С другой стороны, высококачественные стройматериалы, лекарства, попавшие в распоряжение лиц близких к семье И.Каримова, уже предлагаются к продаже частным компаниям в Москве и некоторых странах СНГ.

Не секрет, что одной из привлекательных особенностей режима И.Каримова для его иностранных партнеров, является его светский характер и реальное противодействие исламистам и террористическим движениям регионе. Точно также, Каримов упорно не поддается пантюркистскому влиянию, которое в последнее время приобрело ярко выраженный характер в соседних постсоветских государствах: Казахстан, Киргизстан, Туркменистан. И если еще несколько лет назад турецкое присутствие в узбекской экономике и образовательной сфере было достаточно ощутимым, то с 2011-2012 годов оно сошло «на нет». Изгнаны представительства турецких компаний, закрыт один из крупнейших супермаркетов в Ташкенте — «Туркуаз», спецслужбами взяты на контроль все граждане Узбекистан получившие высшее образование в Турции и находящиеся на госслужбе (по некоторым данным таковые граждане принудительно увольняются с работы). Закрыты центры изучения турецкой культуры и языка (аналог «Россотрудничества»). Делается это естественно не потому, что господин Каримов идейный враг Османов и противник возрождения Турецкой империи, нет, дело в том, что место в пантюркистском президиуме уже занято, эту тему активно и успешно эксплуатирует Г.Бердымухамедов, очередной президент Киргизстана и даже…, чтоб подразнить Кремль — сам Н.А.Назарбаев.

Впрочем, учитывая российский интерес к региону Средней Азии, тот факт, что И.Каримов хочет остаться по-настоящему независимым лидером, не связанным с политикой Т.Эрдогана, а также светский характер его власти, может послужить определенным основанием для возобновления некоего диалога Кремля с И.Каримовым на данном этапе.

Вопрос преемственности власти и сохранения стабильности в Узбекистане является сейчас основным, как и вопрос преодоления кризисной ситуации 2014 года в контексте проблемы Афганистана. Несомненно, что большинство населения Узбекистана предпочитает стабильность войне и клановым разборкам. В этих условиях Каримов будет контактировать с теми внешними политическими силами, которые обеспечат ему незыблемость его политического режима, гарантируют безопасность и неприкосновенность его семье и обеспечат реализацию его собственного сценария передачи власти. При этом, для иностранных партеров будет всячески раскручиваться информация про активизацию террористических группировок в Узбекистане, угрозы со стороны Талибана и Исламского движения Туркестана. В ряде случаев обстановка будет нагнетаться искусственно — для создания соответствующего устрашающего впечатления на представителей США и НАТО.

По некоторым сведениям, Ислам Абуганиевич отдает себе отчет в том, что передать свой «трон» ни одной из дочерей он не сможет. По древней восточной традиции Каримов сейчас наблюдает за действиями возможных претендентов на власть внутри страны, распускает слухи о своей слабости и плохом самочувствии. «По огромному секрету», иностранцам в Ташкенте рассказывают о том, как неизлечимо болен острой формой диабета глава СНБ и верный слуга режима — Иноятов (слухи о близкой кончине которого циркулируют в Ташкенте последние лет пять).

 

В качестве официального преемника И.Каримова оппозиционные и независимые зарубежные СМИ «пиарят» первого вице-премьера и министра финансов — Р.Азимова (которого уже позиционируют как либерала и прозападного кандидата), тогда как влиятельнейший представитель «кокандского клана» и глава узбекского правительства — Ш.Мирзиеев (на которого, якобы, ставит Москва, но с которым контактирует и Вашингтон, и который якобы будет еще жестче Каримова) всегда остается тени.

Определенно одно: кто-бы не сменил И.Каримова на посту президента (Мирзиеев, Азимов или загадочный губернатор Кашкадарьинской области, которого якобы выбрал и готовит в преемники сам президент) управлять Узбекистаном как-то иначе чем жесткими авторитарными методами они будут врядли. Западные партнеры Каримова присматриваются ко всем претендентам на власть, изучают их перспективы и реальные возможности удержать ситуацию под контролем. Скорее всего, этого добиться сможет тот, кого поддержит СНБ. А пока есть Папа-Каримов и есть стабильность, но будущее неопределенно, как и все на Востоке.

А что же Россия?

Россия ведет себя достаточно пассивно в Узбекистане, беря во внимание ее амбиции по восстановлению транспортной инфраструктуры в Афганистане и права на промышленные объекты, построенные СССР на советские деньги. Строительство железных и шоссейных дорог, использование афганского, и иранского транспортно-транзитного, нефте-газового потенциалов вкупе с выходом на индийский рынок в интересах российской экономики, несомненно приличный куш, ради которого стоит ввязаться в большую геополитическую игру.

 

Однако, начинать такое большое дело, имея у себя «в тылу» не лояльный и не очень дружественный Узбекистан, по меньшей мере, рискованно. Необходима четкая внешнеполитическая стратегия России по отношению ко всем странам СНГ в отдельности с учетом их геополитического положения, национальных особенностей, обычаев и традиций, психологии и менталитета, а также степени важности для стратегических интересов России. Это то, что не было сделано за последние 20 лет.

 

Все это в полной мере касается и Узбекистана, как ключевой страны Средней Азии, ее транзитной транспортной развязки, наиболее развитой в военном, промышленном и научном плане за годы существования СССР. Определенная часть населения Узбекистана тяготеет к России, значительная часть управленческого аппарата госорганов являются продуктами советской образовательной системы.

В тоже время, следует максимально прагматично подходить к проводимой в Средней Азии внешней политике, учитывая, что другой элиты там не будет никогда, необходимо отдавать себе отчет, что только почувствовав силу и угрозу своим интереса со стороны России (либо возможность защиты своих интересов со стороны России), узбекская элита будет играть по российским правилам.

 

На сегодняшний день такового ощущения у узбекской элиты нет. И Москва может дождаться того, что США разместят на узбекской территории элементы ПРО в обмен на гарантии И.Каримову, и тогда ситуация станет просто необратимой.

Алишер ДЖАХАНГИРОВ

Источник: http://www.iarex.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня