Что говорит Старый Крым

Post navigation

Что говорит Старый Крым

Каждый свой приезд я обязательно еду на рынок в Старый Крым. Причины две: я люблю баранину, и второе — мне интересны люди в Старом Крыму. Город этот татарский, был когда-то столицей Крыма. С тех времен ничего не сохранилось. Но аура — совсем иная, чем на берегу. Мечеть, типажи крымских татар…

 

Базар в Старом Крыму

Музей Грина и Паустовского. Два совсем разных писателя бывали здесь. Сейчас открыты два музея. Если будете проездом — загляните. Романтик Александр Грин в Старом Крыму жил три последних года своей жизни. Он писал так: «Здесь дико, но в этой дикости — покой. И хозяев нет».

 

Наступали 1930 годы. Грин, или Гриневский, скрывался в Старом Крыму от хозяев советской литературы. Иногда ездил за гонораром в столицу. Деньги шли на оплату долгов. Печатали мало. В старом Крыму Грин написал роман «Дорога никуда». Свой последний законченный роман.

 

Ставлю пикап в переулке у рынка Старого Крыма. Ближе не подъехать. Торговля начинается уже здесь. Натыкаюсь на гаражный развал — старая пила, какая-то автомобильная камера, тиски, кирка. Вот и сам рынок.

 

Махмуд — мой старый знакомый. Торговец в мясном ряду. Лет 50, плотный. Мусульманин. Совершал хадж. Его уважают. Повторяет вопрос: «Как живем? Нормально. Работаем целый день». И правда, смотреть как работает Махмуд — приятно. Барана раскидывает быстро, за минуты. 220 рублей килограмм. Для меня — небольшая скидка.

 

Я не отстаю. «Скажи, Махмуд, вам как перемены?» «Слушай», — говорит. — «Главное, чтобы не баламутили народ. Мы хотим спокойно жить и работать. Ты всего возьмешь?» — кивает на тушу барашка. Беру целиком. На вечер назвал гостей. Всего не съедим. Но скоро в Наниково приедет брат. Оставлю запас.

 

В соседнем ряду покупаю зелень. Торгует незнакомый, небритый, маленького роста татарин. Повторяю вопросы. В ответ — юмор и мудрость. «Слушай, тяпку у меня никто отбирает. Как жил, так и живу дальше». Смеемся, забираю пакеты, тащу к пикапу.

 

После обеда беру мотоцикл. Курс — на Феодосию. От Коктебеля близко — километров 20. Обещал семилетнему сыну сувенир. Нужен магазин, игрушки. На повороте — новый стационарный пост. Тормозит лейтенант. В летней форме, подтянут, живота нет. Я прошу назваться еще раз. Объяснить, зачем остановил. Лейтенант терпелив. Все повторяет. Причина — проверка документов. Имеет право — на стационарном посту.

 

Разговорились. Оказался не местный. Командирован из России. Случай типичный. На дорогах Крыма сейчас микс-экипажи. Один местный, другой — с юга России.

 

Сергей Фонтон (старший)

 

Источник: http://radiovesti.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня