Альберт Бурханов об охране наследия Крыма

Post navigation

Альберт Бурханов об охране наследия Крыма

 

В преддверии выборов в Верховную Раду Украины под эгидой народного депутата и по совместительству соискателя на должность народного избранника нового созыва парламента страны Юлии Левочкиной, при инициативе общественности крымских татар состоялся Международный научно-практический круглый стол «Проблемы исследования и восстановления исторического наследия тюрко-мусульманской культуры XIII-XV вв. в Крыму. Памятник национального значения «Мечеть Узбека и медресе в г. Старый Крым».

 

Альберт БурхановЗаявленная тема собрала довольно почтенную публику — прибыли ведущие специалисты-ученые в заданной области, представители власти, а также те, для кого охрана культурного наследия — ежедневная кропотливая работа.

 

Среди долгожданных гостей был и известный историк-археолог и востоковед, профессор Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета, академик Академии военно-исторических наук РФ, заместитель председателя Татарстанского отделения Международной гуманитарной ассоциации туркменов мира, член Научного совета по проблемам социоестественной истории при Институте востоковедения РАН и редсовета журнала «История и современность» Альберт Бурханов.

 

Временные рамки выступления на подобных научных форумах ограничены, поэтому мы попросили Альберта Ахметжановича специально для «ГК» изложить свои выкладки более подробно.

 

— Крым для исследователя-историка — это почти как земля обетованная. Известно, что это не первый ваш приезд на полуостров. Чем он для вас запомнится?

 

— Круглый стол, посвященный исследованию и восстановлению памятников тюрко-мусульманской культуры XIII-XV веков, а также памятникам Старокрымского комплекса, — это первая попытка организации такой дискуссионной площадки, посвященной исключительно тюрко-мусульманской культуре. За бортом такого мероприятия я оставаться не захотел, поэтому с удовольствием приехал.

 

Нужно отметить, что задача, которая была поставлена организаторами, оказалась более чем выполненной. Кроме того, мне, естественно, удалось познакомиться с коллегами. Еще раз посетил Судак, посмотрел памятники Старого Крыма, Музей М. Волошина, наконец увидел те раскопки, которые велись в последние годы под руководством Алие Ибрагимовой в Бахчисарае.

 

Своими глазами увидел Хан-сарай, результаты реставрационных и археологических работ и, честно говоря, восхищен деятельностью археологов, реставраторов, которые своим ежедневным кропотливым трудом и творчеством воссоздают облик средневекового Бахчисарая.

 

— Проблема охраны культурного наследия для нашего региона чрезвычайно актуальна и важна. Какой комплекс мер и мероприятий, на ваш взгляд, необходимо реализовать, чтобы памятникам истории и культуры уделялось должное внимание?

 

— На круглом столе я выступил с темой «Некоторые итоги изучения и сохранения объектов тюрко-мусульманской культуры в регионах Евразии и перспективы исследования и восстановления памятников XIII-XVIII веков в Крыму».

 

Я хотел поделиться опытом работы в столице Хорезма — в Куня-Ургенче, других местах Средней Азии и Казахстана, Нижнего и Среднего Поволжья. Времени для выступления было мало, поэтому я решил дать общий обзор археологических, архитектурных и эпиграфических памятников основных регионов Евразии и предложил конкретные мероприятия по изучению и восстановлению памятников Крыма.

 

Необходимо отметить, что к Золотой Орде у нас относились по-разному. Обычно когда речь заходит о Золотой Орде, то всегда имеется в виду «кочевая, дикая, варварская культура». Но это не так.

 

С одной стороны, эта культура действительно создавалась кочевыми народами, но данная цивилизация имела составные части. С одной стороны — действительно стихия кочевников.

 

С другой — это был мощнейший очередной ренессанс тюркской культуры, высокая общеевразийская тюрко-мусульманская оседло-земледельческая и городская цивилизация. Это очень важно понимать. Она формировалась на базе городской культуры трех крупных регионов: Среднеазиатский (Хорезм), Поволжский (территории бывшей Волжской Булгарии) и мощного пласта крымской городской цивилизации, которая была зарождена до монголов, до создания Золотой Орды. И эта традиция в итоге восстановилась в новом более мощном качестве.

 

Альберт БурхановУ древних тюрков еще в Центральной Азии и Сибири были свои города, они сейчас исследуются. Необходимо подчеркнуть — исследования, посвященные Золотой Орде, проходят по нескольким направлениям.

 

Первое, по которому уже много сделано, начиная с XIX в., — это исследование письменных источников.

 

Второе — изучение материальной культуры. Три крупные территории, которые я уже назвал, оставили нам важнейшие архитектурные объекты. А именно в Хорезме, частично в Казахстане, на территории современного Татарстана и в Крыму — памятники Солхата, мечеть-медресе хана Узбека, памятник, названный именем Бейбарса, и, естественно, мавзолеи, которые сохранились в Джуфт-кале. Второй момент, на который, к сожалению, уделяется мало внимания, — изучение эпиграфических памятников, то есть надмогильных плит с тюрко-мусульманскими надписями. Этот вид источников дает много полезной информации.

 

Третье направление — это археологические работы, стоит отметить, что они ведутся достаточно успешно. Проводились они и в XIX-XX веках, но более глубокие исследования стали проводиться благодаря патриарху золотоордынской археологии, моему учителю Герману Алексеевичу Федорову-Давыдову и его ученикам.

 

Если брать в целом, то изучение эпохи Золотой Орды проходит достаточно динамично. На сегодняшний день активно ведется изучение археологических памятников на территории Сибири, Казахстана, Хорезма, Нижнего Поволжья, Мордовии, Татарстана, Северного Кавказа, Молдавии…

 

Уже сегодня мы можем говорить о значительных открытиях. Очень многое в этом направлении предстоит сделать на территории Украины. В Крыму по сравнению с остальной частью Украины подобные работы проводятся более успешно, однако нужно еще более активизировать усилия.

 

На сегодняшний день перед государственными деятелями, общественными организациями, специалистами — учеными, реставраторами, археологами и перед общественностью в целом стоит многоплановая задача по изучению, сохранению, восстановлению, музеефицированию и использованию объектов культурного наследия тюрко-мусульман Крыма.

 

Вместе с тем при исследовании памятников истории и культуры необходимо уделить внимание находящимся рядом объектам природы. Микрорегион Старый Крым, Феодосия и Судак, Херсонес и Бахчисарай, а также Евпатория, где сохранились наиболее яркие объекты, — они находятся в окружении уникальнейшей природы, здесь чистый воздух, богатая флора и фауна, прекрасный природный ландшафт, удивительные памятники древности, в том числе эпохи каменного века, античности и средневековья.

 

Можно сказать, что эта территория вполне может превратиться в один из центров туризма и научных исследований не только в масштабах Крыма, Украины, но и всей Евразии.

 

— Звучит захватывающе! Какое место вы отводите государству в рамках реализации такой прекрасной идеи?

 

— С учетом всех международных и внутренних реалий необходимо принять государственную комплексную программу по изучению, сохранению, использованию объектов истории и природы зоны Старого Крыма, Судака, Феодосии и районов Бахчисарая, Херсонеса и Евпатории, а также Керчи.

 

Эта программа должна состоять из нескольких этапов.

 

Я определил бы следующие направления:

 

первое — научно-исследовательская работа, в ее рамках необходимо решать важные задачи: комплексное изучение всех объектов истории и культуры с участием в первую очередь крымских (в том числе крымскотатарских) исследователей, украинских и зарубежных: палеонтологов, зоологов, биологов, почвоведов, экологов и, естественно, археологов, историков, архитекторов, искусствоведов…;

 

второе — провести работы по подготовке научных и научно-педагогических кадров, а также специалистов по туризму и народным промыслам. В этом плане немаловажно подключать местное население.

 

Еще одним значимым направлением является издание научных трудов — сборников, журналов, монографий. Целесообразней их публиковать на уровне международных стандартов, в том числе под эгидой ЮНЕСКО.

 

Дальше — подготовка и проведение научных круглых столов, научно-практических конференций — региональных и международных. Это обязательно даст реальные плоды.

 

Очень важным представляется усовершенствование законодательства Украины и Крыма по охране историко-культурного наследия.

 

Необходимо также определять и закреплять охранные зоны вокруг объектов истории и культуры. Например, в Бахчисарае я видел, что некоторые объекты мешают работать историкам.

 

Археологические объекты, которые уже открыты, нужно музеефицировать. Необходимо проводить срочные консервационные, реставрационные, благоустроительные работы объектов культурного наследия. Создавать внутри заповедных зон музеи, где были бы представлены экспонаты исчезающих видов животных, птиц, растений.

 

Третье направление — использование памятников истории и природы, а также решение вопросов по развитию инфраструктуры. Стоило бы создать государственный историко-культурный музей, этнографический музей под открытым небом.

 

В рамках государственной программы, о которой я говорил, необходимо выделить специальный блок по изучению археологии, истории, культуры, этнографии и социально-экономического, культурного развития Крыма в целом и отдельных его регионов. При этом планировать развитие в этом направлении на несколько этапов каждые 5 лет и на перспективу.

 

Очень важным представляется проведение сплошных разведывательных историко-археологических исследований в определенных мною зонах. При этом необходима организация крупномасштабных, целенаправленных, планируемых археологических раскопок и выявление новых объектов; изучение историко-архитектурных объектов на определенных выше территориях, а также изучение традиций, занятий, жилища, промыслов местного населения разных этнических групп, но прежде всего коренного населения Крыма.

 

Необходима подготовка научно-популярной литературы по истории и культуре юго-восточного и центрального регионов Крыма; подготовка национальных кадров по истории, археологии, истории, туризму, этнографии; создание на базе Таврического госуниверситета и Крымского инженерно-педагогического университета специальных отделов по изучению истории крымскотатарского народа; подготовка специалистов по народным промыслам, по изготовлению сувенирной и ювелирной продукции; создание качественных просветительских пропагандистских фильмов, интернет-материалов по отдельным регионам; создание единой сети, которая превратится со временем в национальный геопарк Крыма и, наконец, включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО крымских объектов.

 

Я в свою очередь готов при необходимости участвовать в реализации всех этих проектов в каждом конкретном случае.

 

Эльвина СЕИТОВА, аспирант исторического факультета ТНУ,

Газета «Голос Крыма», № 45 (983) от 09.11.2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня