Выступление Президента России Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле 20 июля 2017 года было особенным. В нем он довольно определенно изложил свой взгляд на языковой вопрос в России: русский язык должен знать каждый, а заставлять человека учить не родной для него язык — недопустимо.
Кремль пошел против Конституции
К сожалению, тезисы, озвученные первым лицом страны, не совсем точно отражают содержание Конституции РФ. Более того, они могут обострить межнациональные отношения, так как ощутимо меняют приоритеты в языковой политике государства и ослабляют принципы федерализма, на которых зиждется государственность России.
Необходимо отметить, что во многих республиках наблюдается довольно острое противостояние, разделившее население по этноязыковому принципу. Сторонники усиления позиций государственного языка своей республики ведут борьбу с теми, кто категорически возражает против его обязательного изучения в школах. И данное противостояние с каждым годом нарастает.
Видимо игнорировать данную фундаментальную языковую проблему и дальше руководство страны уже не может. Возможно, данные обстоятельства и стали причиной, побудившей Владимира Путина высказаться на языковую тему. Нельзя также исключать и влияние собственно политического фактора — близости предстоящих президентских выборов, которые пройдут весной следующего года.
Безусловно, легкого решения языкового вопроса в России не существует. Однако выбор, сделанный главой государства, лишь на первый взгляд может показаться «меньшим злом». Он является популистским, так как позитивно воспринимается большинством населения, не желающим погружаться в особенности федеративного устройства родной страны и ее языкового законодательства.
Русский каркас страны
Не случайно вначале он подчеркнул, что «русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны».
Конечно, 4/5 страны являются этническими русскими, а подавляющее большинство из оставшихся 20% — владеет русским языком. По данным последней переписи, лишь 0,6% жителей России, указавших, что владеют языками, не знают русский. В этом отношении альтернативы русскому языку быть не может.
При Президенте РФ функционирует даже отдельный Совет по русскому языку, на заседаниях которого поднимаются актуальные вопросы. Однако еще сильнее укрепить в России позиции русского языка, и так являющегося государственным на всей территории страны, уже не представляется возможным, так как они достигли своего законодательного «потолка».
Но в нашей стране имеются еще и государственные языки республик (статья 68 Конституции РФ). Кроме того, функции межнационального языка на отдельных территориях страны выполняет не только русский язык. То есть не на федеральном уровне, но в масштабе республик и отдельных территорий, русский язык пока еще в той или иной степени дублируется другими языками. В принципе, это само собой разумеющиеся реалии, которые соответствуют основам федеративного государства, которым и является Россия.
Русского не больше, а лучше
Безусловно, в России существует довольно актуальная проблема повышения качества владения русским языком, но она не связана с его статусом, так как имеет принципиально иные причины. Для ее решения следует провести изменения в сфере образования, направленные на улучшение ситуации не только с преподаванием русского языка, но и других предметов школьной программы. Также необходимо повышать языковые требования к программам государственного сектора телерадиовещания, уровню владения русским языком у госслужащих и т. д.
То есть на федеральном уровне языкового вопроса как такового не существует, зато на региональном и местном далеко не все так просто. И дальнейшие инициативы, направленные на усиление особого статуса русского языка, будут на самом деле приводить к другим последствиям, а именно к сужению языковых прав российских граждан и утверждению политики очищения языкового пространства страны от других языков.
Тем не менее, Владимир Путин сказал, что русский язык «знать должен каждый», имея в виду граждан или жителей страны. Это политическое заявление, если не воспринимать его буквально, и так во многом отражает существующую реальность. Более того, в подавляющей части школ обучение ведется на русском языке, а там где оно осуществляется на иных языках (в основном в начальной школе), русский язык является обязательной частью школьной программы. То есть в этом отношении заявление Президента России является излишним.
О чем говорит статья?
Однако, если понимать данный посыл не как пожелание, а требование, то оно не соответствует положениям российского законодательства. В статье 5 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» прямо говорится, что «государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка», и дополнительно подчеркивается: «знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации».
В то же время остальные языки народов России в речи Президента как бы противопоставляются русскому языку: «Языки народов России — это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное».
О коммуникативной роли языков народов России, соответствии их требованиям современного информационного общества ничего не сказано, языки были низведены на уровень части самобытной культуры своих народов.
Более того, Владимир Путин подчеркнул, что изучение языков остальных народов России не должно быть обязательным. Эту свою мысль он дополнительно усилил, сказав, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».
Причем глава государства имел в виду республики, так как в конце этой части своей речи он специально обратился к их руководителям: «обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».
Права республик на госязык
Необходимо разобраться в том, насколько справедливыми являются высказывания Президента России о недопустимости обязательного изучения языков народов России. Следует сразу оговориться, что далее будет идти речь только о государственных языках республик, а не о языках народов России в целом.
Но прежде следует сказать, что по данным последней переписи около 20 млн жителей (из 138 млн, указавших родной язык) России в качестве родного языка указали не русский язык. Почему для них в таком случае делается исключение, и их можно заставлять учить неродной язык, ведь это более 14% населения страны?
В 2013 году изменился упомянутый Закон «О языках народов Российской Федерации». Согласно его ранней редакции, преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством (пункт 3 статьи 10). В последней редакции закона данный вопрос уже регулируется законодательством об образовании.
Однако в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на который он ссылается, сохраняется первоначальное положение:
«В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации» (пункт 3 статьи 14).
Таким образом, можно утверждать, что решение о том, как будет осуществляться преподавание государственных языков республик, принимается на региональном уровне и федеральные органы власти не должны вмешиваться в данный процесс.
Суд решил
Вопрос преподавания государственного языка становился предметом разбирательств и в Конституционном суде РФ (КС РФ). Обратимся к Постановлению КС РФ от 16.11.2004 г. N 16-П.
«По мнению гражданина С.И. Хапугина, поскольку примененные в его деле законоположения и соответствующее положение части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них — при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ — ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно)», — говорится в пункте 1 установительной части.
При принятии решения КС РФ сослался на положения рассмотренных выше федеральных законов, а также на законодательство Республики Татарстан:
«В целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе — по смыслу статьи 68 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 43 и в соответствии с федеральным законодательством — предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.
Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (статья 26, часть 2) и право на образование (статья 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (пункт 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации») (в действующей редакции закона это положение отсутствует — А.С.), право на получение основного общего образования на родном языке (пункт 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «Об образовании») (в действующей редакции закона это положение отражено в пункте 4 статьи 14 — А.С.), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию — содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»)» (пункт 3.1 установительной части).
В пункте 1 резолютивной части КС РФ постановил признать «нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции Российской Федерации».
В данном постановлении КС РФ не столько важно соотношение объемов преподавания татарского и русского языков в Татарстане, сколько сам факт признания судебным органом конституционного контроля законности введения обязательного изучения государственного языка республики в учреждениях образования, расположенных в пределах ее территории.
В этой связи обращение Президента России к главам республик о недопустимости недобровольного изучения неродного для учащегося языка, касательно государственных языков республик, противоречит решению КС РФ.
Татары сказали «Нет!»
Следует также вспомнить о модельном законе «О языках», принятом на 24-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление N 24-6 от 4 декабря 2004 года «О культурном сотрудничестве государств — участников СНГ»), то есть и Россией тоже. В нем имеется определение государственного языка. Это язык, который законодательно закреплен для обязательного использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах. Здесь важно отметить сочетание «обязательное использование».
Примечательна последовавшая реакция властей Татарстана и Башкортостана, после выступления Владимира Путина.
Глава Минобрнауки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что республика не будет отказываться от обязательного изучения татарского в школах:
«У нас два государственных языка — русский и татарский, они изучаются на паритетных началах в одинаковом количестве. Мы действуем в форме федерального стандарта. В этом плане у нас нет никаких нарушений, все наши действия согласованы с Министерством образования РФ. Мы исполняем закон».
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов решил прислушаться к Президенту России и отменить обязательное обучение башкирскому языку. По его мнению, данные занятия должны быть факультативными.
Чем грозит новая языковая политика?
Если новый подход, даже являясь антиконституционным, будет и дальше продавливаться таким образом в остальных республиках, то положение Закона «О языках народов Российской Федерации» о том, что «государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия» не сможет исполняться.
В таком случае в ближайшее время окончательно сойдет на нет многоязычие и русско-национальное двуязычие (владение русскими других языков народов России), так как на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) обязательным языком будет только русский.
Неизбежно будет усиливаться языковой конфликт в республиках. Это связано с тем, что языковые права граждан, желающих использовать в официальных сферах общения государственные языки республик (которых в последние годы становится все больше), будут сильно урезаны, особенно в тех субъектах, где высока доля русского и другого «нетитульного» населения.
Чтобы восстановить языковые права носителей государственных языков республик, можно будет ввести ограничения для лиц, не владеющих данными языками (конечно, наряду с русским), но желающих занимать государственные и муниципальные должности, работать в сфере услуг и ряде других сфер занятости, предполагающих общение с населением. С учетом смены приоритетов в языковой политике, такого сценария не допустят федеральные власти.
Более того, данная процедура, необходимая для утверждения реального статуса государственных языков, вызовет, в свою очередь, еще больший конфликт. Она не встретит никакого понимания в первую очередь у широких слоев русского, в меньшей степени остального «нетитульного» населения, а в ряде случаев ее реализация окажется попросту невозможной.
То есть в конечном итоге конфликтный потенциал на языковой основе будет только нарастать.
О положении языков
В завершении следует особо стоит отметить, что, несмотря на гарантии социальной, экономической и юридической защиты языков народов России (статья 4 Закона «О языках народов Российской Федерации»), список которых до сих пор не уточнен, их реальное положение никак нельзя назвать безоблачным.
Оно серьезно уступает уже и иностранным языкам, обязательное знание которых закрепляется конкретными нормативно-правовыми актами (см. подробнее статью «Иностранным языкам — зеленый свет, а родным — красный»).
Между последними переписями населения России (2002 и 2010 гг.) снизился удельный вес носителей родного языка у всех без исключения российских народов (без учета явно искаженных цифр у некоторых малочисленных народов). У многих народов произошло резкое падение этого показателя, оно составило от 25% до 75% и даже больше.
За очень редким исключением уменьшилось абсолютное число носителей российских языков. А уровень владения родными языками видимо снижается еще стремительней даже у титульных народов республик.
Реальная проблема языков народов России, названных в Законе «О языках народов Российской Федерации» национальным достоянием Российского государства, почему-то каждый раз оказывается вне серьезного внимания федеральных органов власти. Даже наоборот, их действия лишают российские языки хоть какой-то востребованности в современных условиях, делают бесперспективными усилия по поддержанию их функционирования хотя бы на существующем уровне.
С сожалением приходится констатировать, что настоящая попытка сделать необязательными языки народов России, являющихся государственными языками республик, парадоксальным образом напоминает coup de grâce («удар милосердия»), который должен поскорее покончить хоть с каким-то шансом на их сохранение в перспективе.
Амиль Саркаров,
РИА «Дербент»
Источник: http://riaderbent.ru