Красный Рай: Анатомия одного предательства

Post navigation

Красный Рай: Анатомия одного предательства

1 октября 1992 года в селе Красный Рай произошло массовое противостояние крымских татар и местных властей, закончившееся многочисленными жертвами, арестом 26 активистов из числа крымских татар и последующим штурмом здания Верховного Совета Крыма.

Красный Рай: Анатомия одного предательства

По этому поводу 6 октября 1992 г. Меджлисом было принято и обнародовано Постановление «Об эскалации преступлений администрации Крыма по отношению к крымским татарам»:

«Кровавое побоище, учиненное администрацией Крыма 1 октября 1992 г. в с. Красный Рай (г. Алушта) над группой возвратившихся на свою Родину крымских татар, переполнило чашу терпения сотен тысяч людей, постоянно испытывающих издевательства и унижения со стороны властей.

Обсудив ситуацию, Меджлис крымскотатарского народа считает, что всю ответственность за совершенное преступление и его последствия несут руководство Верховного Совета и карательных органов Крыма.

Меджлис крымскотатарского народа требует:

1. Немедленно освободить 26 крымских татар, избитых и задержанных в результате погрома в с. Красный Рай.

2. Возбудить уголовные дела против непосредственных организаторов и исполнителей погрома:

Н. Багрова — председателя Верховного Совета Крыма,
Б. Калядина — председателя Алуштинского городского Совета,
В. Бобылева — заместителя председателя Алуштинского городского Совета,
П. Климовича — заместителя председателя исполнительного комитета Алуштинского городского Совета,
Н. Гамиева — начальника УВД Крыма,
А. Воеводкина — начальника ГУВД г. Алушты,

3. Возместить в полном объеме материальный ущерб, нанесенный застройщикам — крымским татарам в с. Красный Рай.

4. Верховным Советам Украины и Крыма, Кабинету Министров и Совету Министров Крыма при равноправном участии Меджлиса крымскотатарского народа рассмотреть и определить механизмы и сроки реализации предложений Меджлиса от 1 июня 1992 года.

5. Отменить действующие в исполнительных органах Крыма дискриминационные положения по расселению и срокам возвращения на свою Родину крымских татар.

6. Осуществлять заблаговременный отвод земель по Крыму, предназначенный для расселения и обустройства возвращающихся крымских татар. Выбор земель и этапность их освоения под строительство жилья для возвращающихся крымских татар производить по согласованию с местными органами национального самоуправления крымских татар.

В сложившейся ситуации Меджлис крымскотатарского народа считает необходимым:

1.Информировать Верховный Совет Украины, глав правительств государств — членов СНГ на совещании в Бишкеке, Организацию Объединенных Наций и другие международные организации о преступлениях в отношении крымскотатарского народа.

2. Обратиться к главам государств — членов ООН выступить с ходатайством в ООН о создании специальной международной комиссии по рассмотрению бедственного положения крымскотатарского народа и принятия конкретных мер по возвращению, обустройству и восстановлению его прав.

Установить с этой целью постоянные контакты с парламентами и общественно-политическими организациями различных государств и международными правозащитными организациями;

3. Провести всенародную акцию по оказанию помощи в восстановлении разрушенного поселка у с. Красный Рай.

4. Местным меджлисам призвать соотечественников в местах их проживания в Крыму к массовым акциям протеста (митинги, пикеты) против произвола властей Крыма по отношению к крымским татарам.

5. Постоянно информировать всех жителей Крыма и международную общественность о преступных действиях властей по стравливанию людей разных национальностей.

6. Во всех местах проживания крымских татар в Крыму принять совместно с представителями общественности разных национальностей меры по организации защиты жизни, здоровья и имущества людей от возможных нападений, организуемых властями Крыма и предотвращать провокации, направленные на разжигание межнациональной вражды и розни, с чьей бы стороны они ни исходили.

Меджлис крымскотатарского народа призывает всех соотечественников к повышению бдительности, сплоченности и выдержки в условиях нарастающих репрессий со стороны властей Крыма».

Об этом постановлении Мустафа Джемилев сообщил тысячам собравшимся на площади людей, вызвав бурю эмоций и воодушевления.

Но все эти тысячи охваченных воодушевлением и энтузиазмом людей Мустафа Джемилев предал!

Предал — когда спецназ и бульдозеры крушили времянки в Красном Раю.

Предал — когда народ шёл на штурм Верховного Совета Крыма.

Предал — когда Меджлис принимал вышеуказанное Постановление.

Предал — когда сообщал об этом Постановлении людям на площади.

Предал — когда ни один из заявленных пунктов этого Постановления не был выполнен меджлисом!

Разве Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров находились с защитниками Красного Рая в момент штурма лагеря? — Нет. Их там не было.

Разве Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров находились с народом в момент штурма Верховного Совета Крыма? — Нет. Их там не было.

Разве вышеприведённое Постановление меджлиса было принято сразу после событий в Красном раю? — Нет. Оно датировано 6-м октября, когда народ штурмовал Верховный Совет Крыма.

Зачем нужно было ждать 6 дней, чтобы принять это Постановление?

И почему оно было обнародовано только к вечеру 6-го октября, уже после штурма Верховного Совета, когда были освобождены арестованные пикетчики?

Единственный ответ на все эти вопросы поражает. Поражает как чудовищностью совершенного Джемилевым предательства, так и чудовищностью цинизма, с которым это предательство совершалось.

Побоище в Красном Раю стало возможным только благодаря подписанному Джемилевым, предательскому по отношению к защитникам лагеря, Соглашению. Соглашению, о котором никогда не говорилось крымскотатарскому народу.

19 августа 1992 года Мустафа Джемилев подписал с Алуштинским горисполкомом Соглашение о том, что спорная территория в Красном Раю будет освобождена от крымских татар не позднее 19-20 августа 1992 года!

Вот текст  этого документа:

Заявление Алуштинского городского исполнительного комитета

и Меджлиса крымскотатарского народа

«Об урегулировании ситуации, сложившейся в поселении Красный Рай»

В результате состоявшихся переговоров в целях разрешения конфликтной ситуации в районе поселения Красный Рай Алуштинский горисполком и Меджлис крымскотатарского народа согласились в следующем:

1. Рабочей комиссии горисполкома по распределению земельных участков на период урегулирования разногласий придается статус согласительной комиссии, в которую дополнительно вводятся члены по согласованию сторон (согласно списку).

В задачи согласительной комиссии входят:

— перепроверка и утверждение окончательного списка от 21.07.92 г. на получение земельного участка или постановки в очередь на квартиру;

— изыскание и выделение для крымских татар земельных участков, пригодных к началу производства строительных работ в двухнедельный срок с выдачей юридических гарантий;

— согласительная комиссия рассматривает также вопросы с учетом протоколов 3,4,5 от 1990 года Комиссии по выделению земельных участков при Алуштинском горисполкоме и другие предложения;

— внесение предложений для временного проживания остронуждающихся, в первую очередь для граждан, указанных в переданном списке от 21 июля 1992 г.

Работу комиссии организуют два сопредседателя — представители горисполкома и крымских татар.

Комиссия принимает решения консенсусом. Заседание комиссии является неправомочным при отсутствии представителей одной из сторон.

2. Алуштинский горисполком гарантирует, что всем крымским татарам, обозначенным в списке от 21.07.92 г., за исключением тех, кто уже имеет постоянное жилье или земельный участок в Крыму, после рассмотрения их документов в согласительной комиссии будут предоставлены юридические гарантии (решение комиссии, утвержденное горисполкомом) на выделение земельных участков под индивидуальное строительство.

Предоставление конкретных участков будет произведено не позднее 2-х недель с момента окончания проекта схемы застройки ОДСПК Комитета по делам депортированных народов.

Алуштинский горисполком и Меджлис крымскотатарского народа приложат все усилия для ускорения проектирования схемы застройки.

3. Горисполком и совхоз-завод «Алушта» гарантируют, что территория персикового сада пос. Красный Рай не подлежит приватизации и будет использоваться только в сельскохозяйственных целях.

4. Меджлис крымскотатарского народа гарантирует, что 19-20.08.92 г. будут разобраны все строения на территории персикового сада, сняты ограждения лагеря (кроме 7-и временных сооружений и 7-и палаток вне территории сада), земельный участок приводится в надлежащий порядок.

Окончательное добровольное освобождение территории будет осуществлено в двухнедельный срок после получения юридических гарантий на выделение земельных участков.

5. Ходатайствовать перед правоохранительными органами о возврате имущества, изъятого у крымских татар 10.07.92 г.

6. Настоящее заявление довести до населения города через средства массовой информации.

Председатель городского исполнительного комитета    Калядин Б.К.

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа    Джемилев М.

(Источник: Крымскотатарское национальное движение. Том 3: 1991-1995 г. Серия: «Национальные движения в СССР / Под ред. М.Н.Губогло, С.М.Червонная, Р.Ф. Аппазов, РАН, ЦИМО, — М., 1995)

Именно потому, что крымская власть имела это Соглашение с меджлисом об освобождении земельного участка в Красном Раю — она и пошла на штурм лагеря крымских татар, будучи уверена, что во время расправы над пикетчиками М. Джемилев ничего не будет предпринимать.

Так и произошло.

За два дня до погрома пикетчики сообщили в меджлис о предстоящем погроме в Красном Раю.

Зная о предстоящем погроме, меджлис не предпринял ничего, чтобы защитить крымских татар: никто не был оповещён, не прислали ни одного человека в поддержку, ни одного корреспондента для фиксации погрома.

Несколько десятков крымских татар в Красном Раю были оставлены один на один с репрессивной машиной государства, которая безнаказанно растоптала пикетчиков. Растоптала, не опасаясь за последствия, которых не должно было произойти — ведь Джемилев подписал предательское соглашение с властями.

И так бы оно и произошло — если бы не восстал НАРОД.

Народ защищал лагерь в Красном Раю.

Народ штурмовал Верховный Совет.

Народ освободил арестованных защитников Красного Рая.

Джемилев появился уже потом, после этих событий — чтобы «возглавить» и остановить народ, чтобы свести на нет требования крымских татар лживыми обещаниями, что будут якобы наказаны Багров и другие организаторы избиений крымских татар, что будет якобы восстановлен уничтоженный посёлок крымских татар в Красном Раю.

В действительности никто не был наказан. Более того, через полтора года меджлис под руководством М. Джемилева принял решение и призвал всех крымских татар голосовать за Н. Багрова на выборах Президента Крыма в 1994 году.

Посёлок крымских татар в Красном Раю до сих пор так и не восстановлен, ведь Джемилев за 40 дней до погрома подписал соглашение, что земельный участок «будет использоваться только в сельскохозяйственных целях…».

Это тот самый участок, на котором с лозунгом «Родина или смерть!» крымские татары строили времянки, в то время как меджлис крымскотатарского народа гарантировал, что за два дня «будут разобраны все строения на территории персикового сада, сняты ограждения лагеря, … земельный участок приводится в надлежащий порядок».

Поэтому о событиях в Красном Раю, о покалеченных крымских татарах, о совершённых преступлениях против крымских татар, о данных обещаниях М. Джемилева и принятых решениях меджлиса умалчивается в течение 20 лет, как о подлом предательстве.

М. Джемилев предал свой народ в Красном Раю четырежды:

— 10 июля 1992 года во время первого погрома пикета, когда крымские татары так же были избиты,

— 19 августа 1992 года, когда подписал соглашение с Б. Калядиным,

— 1 октября 1992 года во время второго, самого жестокого и беспощадного погрома,

— 6 октября 1992 года в Симферополе, когда народ штурмовал здание Верховного Совета АРК.

Джемилев сделал всё возможное, чтобы уже близкую победу крымских татар превратить в поражение, чтобы затушить революционный подьём народа, чтобы оставить всё как есть — довольствуясь только тем, что уже освободили арестованных пикетчиков.

Обратите внимание: из первых шести пунктов меджлисовского Постановления от 6 октября не было выполнено ни одного пункта — за исключением освобождения арестованных активистов.

Но и пикетчиков освободил не Джемилев, а народ — те крымские татары, которые не жалея себя отчаянно штурмовали правительственное здание, получая огнестрельные ранения, увечья и травясь отравляющими газами.

Такова горькая правда о событиях в Красном Раю.

Такова истинная роль Мустафы Джемилева в разгроме пикета крымских татар в Красном Раю.

Такова чудовищная ложь, которой был оплетён и опутан крымскотатарский народ в течение 20 лет пребывания М. Джемилева и Р. Чубарова во главе представительного органа.

Ринат ШАЙМАРДАНОВ,

аналитическая группа Милли Фирка

Похожие материалы

Ретроспектива дня