Кто убил Номана Челебиджихана?

Post navigation

Кто убил Номана Челебиджихана?

95-летию со дня смерти посвящается

Бизим тарихмызда чокъ бююк шахслар олып кечкен. Бююклерден бююклерны арасында Ханлыкъны эсас эткен Хаджи-Гирай, о замандагъы тыш душманларымызны сустыргъан, Зынджырлы медрессени темельджиси Менгли-Гирай, тек Къырымны дегиль атта тюрк ве ислям алемининъ оджасы Исмаил Гаспринский ве олардан бир сырада тургъан Номан Челебиджихандыр.

Номан Челебиджихан

После аннексии Крыма Российской империей единственным высокой должностью, на который крымские татары могли предлагать своих представителей, был пост муфтия. Предварительно кандидатуру на этот пост выдвигали лояльные русскому царю мурзы, а окончательное назначение муфтия производил министр внутренних дел, и назначение это утверждалось самим российским императором. Духовные лица более низкого уровня утверждались русским губернским начальством.

К 1917-му году умер муфтий Адиль-мырза Карашайский, и пост муфтия оказался вакантным. Этим обстоятельством не могли не воспользоваться наши революционеры, когда царская власть в Петрограде рухнула, и местные чиновники вместе с пригретыми властью мурзаками были в растерянности.

Уже 27-го февраля был создан Крымский Мусульманский Ревком, который провел по всему Крыму всеобщие выборы и 25-го марта 1917-го года 1500 делегатов собрались на Всекрымский мусульманский съезд. Поддержанный своими соратниками и прогрессивной крымскотатарской молодежью 52-летний Али Боданинский сумел настоять на том, чтобы муфтием был заочно избран Номан Челебиджихан. Номану Челебиджихану, получившему в Турции не только светское, но и высокое богословское образование, на тот момент было 32 года, он находился в распоряжении Действующей армии в Одессе.

Второй важной задачей Всекрымского Мусульманского съезда было сформировать легитимный светский орган руководства обществом — Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет из 50 человек. Когда Номан Челебиджихан прибыл в Крым, он был избран председателем Мусисполкома, а управляющим делами стал Али Боданинский.

Челебиджихан лично проводил разностороннюю работу и в качестве Таврического муфтия, и в качестве председателя Мусульманского Исполнительного Комитета Крыма, в чьем подчинении находились и национальные вооруженные силы. Даже его враги из левого и правого лагерей признавали его ум и политическое чутье.

Шовинистические силы в союзе с местной татарской реакцией сразу начали проводить открытую и скрытую борьбу с избранным всем народом Мусульманским исполкомом.

23-го июля 1917-го года Челебиджихан был по надуманному предлогу арестован и отправлен в Севастополь.

Он был обвинен русской администрацией Крыма в антиправительственной агитации среди татарских солдат. Арест был произведен контрразведкой («Контрразведывательным отделением при Штабе Севастопольской Крепости»).

В тот же день было созвано экстренное заседание Мусисполкома. В Симферополь стали прибывать со всех концов Крыма татары с требованием о немедленном освобождении Челебиджихана. В городе собралось до 30 тысяч протестующих людей.

24-го июля был срочно созван Чрезвычайный делегатский съезд мусульман Крыма. Съезд потребовал увольнения губернского комиссара Богданова, виновного в лживом обвинении Челебиджихана в государственной измене.

Под давлением демократических сил Челебиджихан уже через три дня после ареста был освобожден и вернулся в Симферополь. Его встреча с населением города вылилась в мощную национальную демонстрацию.

Было выяснено, что в заговоре против Челебиджихана участвовали вместе с губернскими чиновниками и некоторые члены Мусисполкома — Куршут Крымтаев, Амет Муфти-Заде и другие. Они были исключены из национальной организации.

Очень показательно, что только газета «Южные ведомости», орган губернских властей, лелеющих надежду на возрождение российской империи, поддержала этих исключенных из Мусисполкома заговорщиков.

Воистину, если недруги твоего народа поддерживают твои деяния, подумай, на чью мельницу ты льёшь воду!

Активные действия против Мусисполкома со стороны приласканных царизмом слоев мурз и клерикалов начались, как известно, еще ранее. На Всекрымском мусульманском съезде 25-го марта верноподданный царского режима Сулейман Крымтаев пытался организовать срыв заседаний. Летом 1917-го года членам Мусисполкома приходилось выезжать в некоторые районы Крыма, где мурзаки пытались нарушить работу отделений Мусисполкома. Например, Джафер Сейдамет вместе с Сеит-Джелилем Хаттатом и Аметом Озенбашлы в Дерекое предотвратили контрреволюционное выступление местного богача Мемета Бекирова и приближенных к нему людей, в результате собрание прогнало этих заговорщиков.

Выступления внутренней реакции координировалось внешними по отношению к мусульманскому сообществу Крыма силами. Против Мусисполкома и Курултая в 1917-м году и позже сплотились «демократы» различных мастей, объединенные в земских и городских управах. Известный историк В. Елагин отмечал в изданной еще в 1923-м году книге «Революция в Крыму», что русские «господа демократы» были шовинистами и великодержавниками. Они желали проводить в отношении татар ту же политику, которую проводили до февральской революции. Однако крымские татары в массе своей демонстрировали политическую зрелость.

Оценку предлагаемых чиновниками «национальных деятелей» даже малограмотные люди производили по принципу — избранный на выборах будет за народ, назначенный чиновниками будет в любом случае проводить линию недолюбливающих народ властей.

И все понимали значимость личности Номана Челебиджихана! Поэтому все враждебные действия реакционеров были направлены против него, как когда-то против Исмаила Гаспринского.

Напомню, что Номан Челебиджихан занимал по воле народа должности:

1. Таврический муфтий.
2. Председатель Мусульманского Исполкома.
3. Председатель Национального правительства.

При странных обстоятельствах в первые дни после установления власти большевиков в январе 1918-го года Номан Челебиджихан был арестован и вывезен в Севастополь матросами-анархистами. Однако новая власть не тронула никого из других национальных деятелей, членов Курултая и Национального Правительства.

Кто был заинтересован в ликвидации Номана Челебиджихана, ушедшего в отставку со всех своих должностей и сохранившего только пост муфтия?

Вспомним, какие политические силы существовали в Крыму на тот момент.

Была довольно мощная группа мурзаков и реакционных мулл. Они ненавидели Челебиджихана, но им впору было самим прятаться от новой власти.

Были проимперские шовинистические группы разных мастей из числа губернских чиновников и офицерства, которые знали, что самой выдающейся личностью крымскотатарской революции остается Номан Челебиджихан.

Была большевистская власть, агрессивно настроенная против контрреволюционных сил и не останавливающаяся перед применением насилия. Но с большевиками Челебиджихан вел успешные переговоры, большевики приняли программу сотрудничества с Курултаем при лояльном отношении Курултая к ним.

Логично предположить, что в ликвидации вождя национальной революции Номана Челебиджихана были заинтересованы и имели возможность осуществить свои замыслы проимперские подпольные силы.

Поэтому удивляет настойчивое повторение некоторыми журналистами сегодня фразы, что Челебиджихан был арестован и убит большевиками. Странно, но есть даже среди образованных наших соотечественников личности, которым легче повторять ложные тезисы, чем провести элементарный анализ событий. Ведь известно, что своих мемуарах генерал Врангель вспоминает, как в том же январе (за четыре дня до ареста Номана Челебиджихана!) к нему в его крымское поместье пришли севастопольские матросы и заявили: «Мы только с татарами воюем. Матушка Екатерина еще Крым к России присоединила, а они теперь отлагаются».

С каких это пор в России низшие чины запросто заходят к генералам и рассказывают им о своих исторических раздумьях? Похоже, что представителей матросов-анархистов пригласили с какой-то тайной целью. Возможно, что матросам, «воюющим с татарами», «заказали» Челебиджихана, хоть и ушедшего со своих постов, но, несомненно, самого перспективного национального деятеля.

В эти дни приехала в Симферополь из Евпатории жена Челебиджихана Кериме-шерфе. Али Боданинский и Исмаил Фирдевс достали для нее пропуск в Севастополь, была найдена семья, которая приютит ее в Акъяре. Они же, пользуясь своими прежними связями с крымским большевистским руководством, пытались добиться перевода Челебиджихана в Симферополь.

В севастопольскую тюрьму, находившуюся под полным контролем матросов-анархистов, явился один из руководителей крымских большевиков Ю. Гавен, но спасти Челебиджихана ему не удалось. Матросы в ту же ночь ворвались в камеру, где сидел Челебиджихан, и вывели его на казнь. Так 23-го февраля 1918 года муфтий Номан Челебиджихан был зверски убит.

После убийства Челебиджихана большевистские газеты писали, что эта трагедия произошла по ошибке. Действительно, зачем большевикам нужно было устранять политического деятеля, который договаривался о союзе с ними?

Мы скорбим о трагической гибели великого сына крымскотатарского народа Номана Челебиджихана и одновременно возносим благодарность Аллаху за то, что он послал нам такую личность, имя которого всегда будет знаменем крымскотатарского национального Движения.

Айдын Шемьи-заде

Похожие материалы

Ретроспектива дня