Аксенову придется умерить амбиции

Post navigation

Аксенову придется умерить амбиции

В связи с рядом громких задержаний высокопоставленных чиновников последние несколько недель крымская общественность активно обсуждает кризис крымской власти.

 

Сергей Аксенов сделал попытку успокоить страсти и расставить точки над « і» в инициированной им встрече с журналистами, но это лишь еще больше усугубило ситуацию. На последовавших бурных обсуждениях этой передачи в соцсетях многие высказывали свое разочарование ответами Аксенова.

 

В связи с этим мы попросили ответить на актуальные вопросы по данной теме директора Крымского института стратегических исследований Рината Шаймарданова.

 

Директор Крымского института стратегических исследований Ринат Шаймарданов— Ринат-бей, скажите, что явилось на Ваш взгляд главной причиной провала управленческой «команды победителей» в Крыму? Ведь они пришли в российские структуры власти с колоссальным авансом доверия от многих пророссийски настроенных крымчан.

 

— Причин управленческого провала «команды победителей» в Крыму много. Во-первых, нынешняя крымская власть почти полностью состоит из прежней украинской номенклатуры, плотно связанной с Киевом крепкими и отлаженными коррупционными схемами. Эти люди два десятилетия не нарабатывали административные и управленческие навыки, не созидали, не строили ничего в государственном масштабе.

 

Все, что они делали в Крыму последние двадцать лет — это оттачивали мастерство составления дутых отчетов о своей якобы плодотворной работе, и совершенствовали самые изощренные схемы распила бюджетных средств.

 

В Украине это срабатывало. Но в России чтобы оставаться у власти, надо реально достигать запланированных центром результатов — а созидать «команда победителей» попросту не умеет.

 

Во-вторых, при подборе «команды победителей» совершенно не использовались такие важнейшие критерии отбора кадров, как компетентность и профессионализм. Подбор кадров на государственную службу и в депутатский корпус нового Крыма осуществлялся на принципах кумовства, давних коррупционных связей и личной преданности.

 

— Кстати, это часто ставят в укор Аксенову многие и общественники, и журналисты, и простые крымчане.

 

— Естественно, родственные связи профессионализма не заменят — отсюда и печальный результат: развал всего, что осталось в Крыму работающего от Украины — и стагнация интеграционных процессов с Россией.

 

В-третьих, ни о какой пророссийской идеологии — а тем паче, идущем от сердца патриотизме — в рядах нынешней крымской «элиты» не может быть и речи. Лидеры крымской «команды победителей», по сути, воспользовались ситуацией и сбежали в Россию от своих многомиллионных украинских долгов, которые их крымские предприятия задолжали украинским банкам.

 

Взамен они, вероятно, надеялись получить от России некий «мандат» на доверительное управление Крымом. И они его действительно получили — но по вышеуказанным причинам не сумели разумно и с пользой распорядиться ни беспрецедентным доверием Кремля, ни миллиардами российских денег, выделенных Крыму.

 

— Тогда сразу вопрос, а что произошло с чиновниками более низких рангов?

 

— Остальной номенклатурный планктон столь же благополучно и практически без потерь в личном составе также переместился в новые российские кресла — какая разница комару, кого сосать?

Эти люди не умеют и главное — не хотят работать по законам России. Они не хотят понимать, что с 18 марта прошлого года Крым — это часть России. Территория, на которой действуют законы России и на которой политические и экономические интересы России имеют безусловный приоритет над личными интересами и желаниями местных князьков.

 

Местечковость мышления и непонимание истинных масштабов стоящих перед Крымом задач — главные проблемы сегодняшней крымской власти.

 

В-четвертых, очень многие депутаты и госслужащие Крыма, патриотично стучащие себя в грудь на телеэкранах, еще в феврале-марте прошлого года активно высказывались против вхождения Крыма в состав России.

 

С чего бы они вдруг изменили свое мнение на прямо противоположное? А они и не изменили — и поэтому где тайно, а где и явно саботируют инициативы федерального центра по развитию российского Крыма.

 

Это ни для кого в Крыму не секрет. Глава крымского ФСБ Виктор Палагин публично заявлял о функционировании на территории Крыма более 15 программ по саботажу и сдерживанию развития российского Крыма — в том числе, и с использованием разного рода «кротов» на всех уровнях крымской власти.

 

Те плачевные показатели, которые сегодня демонстрирует крымская «команда победителей» во главе с Константиновым и Аксеновым, действующих под опекой и прикрытием Олега Белавенцева, — это и есть результат действия названных Палагиным программ дискредитации России в Крыму.

 

— Почему Аксенов жертвует своим оставшимся авторитетом ради таких своих оскандалившихся замов, как Янаки и Полонский?

 

— Тут также возможны несколько вариантов.

 

Первый: глава Крыма не осознает ситуации и думает, что может единолично управлять Крымом, как своей феодальной вотчиной, оставив федеральный центр «за забором» и «сломав через колено» российских силовиков, которые, напомню, являются службами федерального подчинения.

 

Второй: он прекрасно понимает, что пошедшие под арест замы и друзья молчать не будут — и тогда политическое будущее самого Аксенова может оказаться далеко не столь безоблачным и перспективным. Поэтому сохранение любыми путями своих оскандалившихся ставленников «на плаву» — для Аксенова единственный шанс сохранить своё нынешнее место и положение.

 

Третий: некая группа влияния в Кремле, «протащившая» во власть «команду победителей», вынуждена сохранять Аксенова у власти, чтобы не потерять своего лица и влияния на президента России. Не исключено, что со стороны этой группы влияния Аксенову были даны некие гарантии, в надежде на которые он и ведет себя соответствующим образом.

 

Скорее же всего, наблюдаемое сегодня весьма неоднозначное поведение главы Крыма — есть результирующая всех перечисленных факторов, включая и те, о которых широкая публика пока еще не осведомлена.

 

— Просматриваете ли Вы в перспективе раскол между Аксеновым и Константиновым?

 

— Аксенова выдвинул на должность главы республики именно Константинов. Причем, не просто выдвинул, но и сделал все возможное, чтобы Аксенов занял этот пост. Такие «подачи» в политике случайно не делаются — тем более, что ранее тесных связей между Аксеновым и Константиновым не наблюдалось.

 

Это означает, что ни Константинов, ни Аксенов не являются самостоятельными фигурами в большой крымской игре — их двигают игроки более высокого ранга.

 

В свою очередь, это означает, что каких-либо самостоятельных действий по отношению друг к другу ни Аксенов, ни Константинов позволить себе не могут. Будет одна команда — будет между ними формальный раскол, будет другая — будет формальное сотрудничество, любовь и взаимопонимание.

 

Фигуры на шахматной доске свободы воли не имеют. Поэтому даже если нам покажут какие-либо трения либо взаимные упреки между Аксеновым и Константиновым, мы должны понимать — этой яркой картинкой нас будут пытаться отвлечь от более серьезных вопросов. А именно — от факта существования внутреннего саботажа процессов экономического и политического развития Крыма и его интеграции в Россию.

 

— Долго ли будет Москва еще терпеть Аксенова на месте председателя крымского правительства?

 

— Достаточно долго. Москва не может сегодня признать свою ошибку в выборе высшего руководства Крыма — слишком много политических инвестиций сделано в Аксенова. И слишком большие средства вложены в его пиар в России и в мировом информационном пространстве — чтобы отстранить его в ближайшее время без нанесения серьезного урона репутации и кадровой политике Кремля.

 

Для Москвы сегодня проще сделать Аксенова «свадебным генералом» — очистить правительство Крыма от набранных им друзей-непрофессионалов и окружить его грамотными и наделенными достаточными полномочиями федералами, которые будут четко и планомерно реализовывать программы Москвы по развитию Крыма. Лавры же будут приписываться Аксенову — таковой будет цена его смирения и послушания.

 

Реализацию именно этого сценария мы и наблюдаем в настоящее время. Дальнейшее его развитие, скорее всего, предполагает почетный перевод Аксенова по истечению определенного срока на другую должность — не исключено, что с повышением и в другой регион.

 

Если глава Крыма умерит свои амбиции и примет этот сценарий — ему и его политической карьере в ближайшее время ничто не угрожает. Равно как и той группе влияния, которая провела его во власть…

 

— Будет ли продолжение задержаний членов правительства Аксенова?

 

— Увольнения и освобождение занимаемых должностей «по собственному желанию» — будут. Задержания и аресты — возможны, но не обязательны.

Повторюсь еще раз — громкие коррупционные скандалы в Крыму вредят репутации Кремля. Именно поэтому зачистка «команды победителей» от коррупционеров и непрофессионалов, а также перевод Крыма на российские рельсы будут проходить максимально тихо и деликатно — но при этом планомерно и неукоснительно. Ибо если этого не произойдет — Москва рискует потерять не только Крым, но и всю Россию.

 

Слишком много веры, надежды и радости пришло в Россию вместе с Крымом. Мы не можем позволить горстке саботажников и коррупционеров их растоптать. Это понимают крымчане, это понимают и в федеральном центре.

 

И в этом обоюдном понимании — гарантии лучшего общего будущего. И для Крыма, и для России.

 

Беседовал Павел Кривошеев

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня