Без жилья на родной земле

Post navigation

Без жилья на родной земле

 

Хочу рассказать о судьбе Алиме Ягъя кызы Садыковой, родившейся в селе Капсихор 90 лет назад.

 

Без жилья на родной земле Детство Алиме прошло в родном селе в кругу родителей, сестер и братьев. Война ворвалась в юность того поколения, искалечила судьбы целых народов. Наши отцы и матери сполна испытали на себе все ее тяготы, ужасы и лишения. И сегодня последствия минувшего отражаются эхом в необустроенности многих наших соотечественников, вернувшихся на Родину.

 

В 1941 году по распоряжению властей вся молодежь из сел Судакского района была направлена на сооружения укреплений на подступах к Кефе (Феодосии). В течение месяца здесь копали противотанковые рвы и окопы. Вплоть до начала боевых действий продолжались земляные работы. Уже когда со станции Кировская из установленных на железнодорожных платформах пушек начались интенсивные артобстрелы, и оборона была прорвана, военные и гражданские побежали. С трудом удалось покинуть «долину смерти».

 

Едва прибыли в родное село и оправились от шока, как в один из дней над селом появились самолеты. Алиме-абла уже не помнит, какие знаки — свастика или звезды были на их крыльях. Одна из бомб угодила в ее дом, начался пожар. У Алиме-абла сильно обгорела спина. Долгое время раны не заживали.

 

Потом была радость по поводу окончания войны, но она была кратковременной. Депортация крымских татар советским режимом оказалась не менее ужасной.

 

Об этих годах наши старики вспоминают со слезами, ведь на их глазах умирали тысячи безвинных людей, лишенных права жить на Родине. В Узбекистане в селе Дальверзин Алиме-абла родила и воспитала шестерых детей.

 

Мустафа, младший сын, одним из первых в 1989 году приехал в Крым, обосновался в селе Кызыл-Терчек Кировского района. Он был принят в члены колхоза «Украина» и прописан в общежитии. Алиме-абла не могла оставаться в Узбекистане.

 

Зов Родины — это чувство дано только тем, кто не по своей воле был оторван от родного очага. Она переехала к сыну Мустафе. Долго пришлось доказывать колхозным чиновникам, что приехала мама и необходима еще одна комната (свободные комнаты были).

 

С большим боем удалось получить разрешение выложить стену в тамбуре, прилегающему к комнате, где жил сам, и соорудить комнату для себя, а маму поселить в своей. А когда приехала сестра Эмине с семьей, колхозным чиновникам это не понравилось, бросили реплику: «Ты что, намерен всю родню перевезти сюда?»

 

Вскоре колхозы начали разваливаться, общежития должны были быть переданы сельским советам. Как эти процедуры проходили в нашем селе, в то время мало кто интересовался. В этом общежитии инфраструктура и жилищно-бытовые условия и так были не ахти, но постоянные отключения света и отсутствие воды вынудили жильцов покидать свои жилища. А в 2006 году электроснабжение было отключено совсем.

 

Сейчас Алиме-абла вместе с семьей дочери Эмине снимает квартиру в ожидании очереди на жилье.

 

Сын Мустафа — одинокий, инвалид по зрению, также мыкается по квартирам. Оставшиеся в Узбекистане дети на переезд смотрят без оптимизма.

 

Дочь Эмине говорит с горечью: «В прежние годы маму поздравляли с Днем Победы, вручали награды- медали от президента Украины. Но в этом году никто из сельских чиновников не вспомнил, что в селе живет человек, приближавший денно и нощно победу, потерявший дом и здоровье в результате бомбежки. Обидно».

 

Лишь газета «Кировец» поздравила с 90-летием. Спасибо. Дай Бог вам здоровья, а Алиме-абла скорее получить жилье на Родине».

 

 Э.Алиев, с.Кызыл-Терчек (Яркое Поле) Кировского района

Газета «Голос Крыма», № 45 (983) от 09.11.2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня