Вернулся татарин на полуостров…

Post navigation

Вернулся татарин на полуостров…

Крым уже давно стал ассоциироваться не только с морем, уникальной историей, природой и знаменитыми санаториями, но и с нашумевшей земельной проблемой. О ней говорят все, кому не лень. Но говорить — это даже не полдела. Проблему нужно решать, а вот с этим дела обстоят намного хуже, чем хотелось бы.

 

Вернулся татарин на полуостров...И пока, к сожалению, Крым невозможно себе представить без так называемых земельных полян протеста и перманентных, искусственно спровоцированных конфликтов на земельной почве.

Трагические страницы истории

Особое место в земельной проблематике занимает национальный аспект, который имеет тесную связь с возвращением в Крым из мест сталинской депортации крымских татар.

В 1944 году, в результате проведённой депортации, крымские татары утратили всё своё имущество, в том числе и землю, которая на протяжении многих веков являлась основой благополучия народа. По словам международного эксперта по проблемам коренных народов юриста Надира Бекирова, материальный ущерб, причиненный народу в 1944 году, достигает 30-40 миллиардов долларов.

В 1967 году Верховный Совет СССР снял с крымских татар обвинения в пособничестве фашизму в годы Второй мировой войны. Именно они послужили формальным поводом для депортации, в результате которой погибло 47 процентов крымских татар. Однако их попытки вернуться на родину сталкивались с противостоянием местных властей. Борьба за возвращение продолжалась… Создание постоянного представительства крымских татар в Москве, самосожжение в 1978 году Мусы Мамута в знак протеста против преследований крымских татар в Крыму — всё это позволило крымским татарам в конце 1980-х начать массовое возвращение на родину.

«Земли нет, и не будет!»

54-летня жительница Симферополя Шазие Аметова вспоминает, что, вернувшись в Крым в 1993 году, её семья обратилась в горсовет с просьбой предоставить земельный участок для строительства дома. Однако власти всячески противились этому: «Земли нет, и не будет» — слышала из каждого кабинета. Тогда она вместе с сотнями таких же обездоленных соотечественников стала участницей первых акций по самовозврату земли, которые в прессе получили название самозахваты. На местах земельных акций протеста, в результате многочисленных погромов, а также жестоких стычек с властями и правоохранительными органами, по всему Крыму выросли целые районы и сёла. Шазие живет в одном из таких микрорайонов, который называется Ак-Мечеть. «С 2006 года мой сын стоит уже на новых захватах. Ему некуда деваться, парню нужно создавать семью, а у него ни дома, ни участка. Куда он приведет жену? К нам в четыре комнаты, где уже живет семеро человек? Почему нам не компенсируют потерянное вследствие депортации, неужели так трудно выдать хотя бы землю, чтобы мы за свои же деньги построились?», — удивляется женщина.

Самозахваты — негативный бренд Крыма

Таких историй, как у Шазие — тысячи. Именно нерешенные земельные проблемы породили самозахваты. На сегодняшний день репатриантов на полуострове насчитывается около 300 тысяч. Для большинства из них до сих пор актуальна жилищная проблема. В связи с этим, наметившийся в начале 2000-х рост недовольства отсутствием конструктивных решений земельного вопроса, в 2006 году вылился во вторую волну земельных полян протеста, не узаконенных доныне.

С этого же периода появляются так называемые славянские поляны протеста. Наибольшую известность приобрела поляна на Петровских высотах в Симферополе. Всё же надо признать, что славянских земельных акций меньше, да и мотивы их организации, как считает директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, от крымскотатарских отличаются. Если для крымского татарина поляна протеста — это способ обеспечить себя и свою семью необходимым жильём, то участники славянских полян действуют на основе иного принципа. «Скорее всего, они выходили из принципа: если крымским татарам можно, то почему нам нельзя?» — отмечает эксперт. По его мнению, крымские татары, в отличие от большинства представителей других национальностей, действительно ощущают ограничения в доступе к совместным ресурсам и благам полуострова.

Однако стоит отметить, что обе стороны нередко высказывают друг другу претензии в неоправданности самозахватов. Эту риторику подхватывают и власти. «В ходе работы комиссии (по решению вопросов, связанных с освобождением самовольно занятых земель — ред.) получена информация, что землю на самозахватах перепродают. И занимаются этим как татары, так и славяне» — заявил в марте текущего года председатель Совета министров Автономной Республики Крым Анатолий Могилёв. Говоря об общем количестве занятых полянами протеста земель, эксперты сходятся на цифре в 1300 гектаров. На них претендуют около 16 тысячи человек. Это лишь малая часть, по сравнению с элитными или коммерческими земельными самозахватами, которые, по данным крымской прокуратуры, составляют около 70 процентов от всей присвоенной в Крыму земли.

Эти же данные озвучивает и представительский орган крымскотатарского народа — Меджлис. «Крымскотатарские самозахваты составляют лишь 17 процентов от общего числа. Это явление вызвано тем, что в выделении земли крымским татарам отказывают, но, в то же время, за большие деньги дают разным коммерческим структурам» — заявил в одном из своих недавних интервью председатель Меджлиса Мустафа Джемилев.

В крымском правительстве на этот счёт разводят руками. Говорят, что борются с земельными воротилами, в том числе тем, что земли теперь продают только открыто — через аукционы. В Республиканском комитете АРК по земельным ресурсам сообщили, что за два года проведения земельных торгов удалось продать около 100 га. Крымскотатарский народ выступает против любой массовой продажи земли. «Откуда берется земля на продажу, если для выделения нуждающимся в ней репатриантам земли нет?» — задаются они вопросом и призывают власти прекратить торговлю главным крымским богатством.

Власти: проблему решаем!

Как бы там ни было, а крымские власти заверяют, что вопрос полян протеста решается. По словам председателя Совета министров Автономной Республики Крым Анатолия Могилёва, созданная в 2011 году по инициативе его покойного предшественника Василия Джарты комиссия по решению вопросов, связанных с освобождением самовольно занятых земель, никуда не делась и продолжает действовать. «Проводится работа по поэтапному освобождению земель, будем стараться делать это как можно быстрее. Есть сложные вопросы в согласовании ряда моментов, но я уверен, что все будет решено», -заявил недавно А. Могилев и добавил: «Необходимо создать прозрачную процедуру выделения земельных участков для личных нужд, строительства жилья, реализации различных проектов. Мы поработаем над этим вопросом и, я думаю, что с нового года будет абсолютно понятный порядок выделения земли. Чтобы каждый крымчанин видел и понимал, какой участок планируется передать, на каких основаниях он предоставляется тому или иному субъекту или структуре». Однако властям пока похвастаться нечем. Василию Джарты летом прошлого года удалось начать процесс добровольного освобождения самозахватов. В середине июля 170 участников поляны протеста возле Симферопольского кладбища «Абдал» освободили насиженные места, а вместо них получили участки на территории Добровского сельсовета в Симферопольском районе. Однако после его смерти 17 августа 2011-го этот процесс остановился.

Специалисты придерживаются мнения, что власти не смогут решить земельную проблему без учёта национальной специфики крымского региона. Так, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика Наталия Белицер уверена — без наделения крымскотатарского народа соответствующими правами и землёй, существующие межнациональные проблемы автономии не решить, а для этого во многие законодательные акты, в том числе и в законопроект «О рынке земли», должны быть внесены изменения, которые бы предусматривали национальный фактор. «И может быть, даже стоит расширить полномочия Автономной Республики Крым для решения этих специфичных для региона проблем», — подчеркивает она.

Скептическое настроение сохраняется и у председателя Меджлиса Мустафы Джемилева. Недавно он заявил, что для решения земельного вопроса должны быть аннулированы все незаконные решения о выделении земель. «Выявляли огромное количество нарушений, далеко не крымскими татарами, но все оставалось по-прежнему. Потому что там всплывают очень интересные имена самых высоких эшелонов власти как Крыма, так и Киева», — пояснил он. «Очень сомневаюсь, что вся незаконно и несправедливо полученная земля на территории Крыма будет возвращена государству», — резюмировал Мустафа Джемилев.

Медат СЕТТАРОВ,  специально для «Голоса Украины»

Источник: http://www.golos.com.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня