Крымские татары… Многострадальный народ, подвергшийся семьдесят лет назад сталинской депортации, сегодня, после вхождения Крыма в состав России, получил реальную поддержку. 21 апреля этого года Президентом РФ подписан Указ о его реабилитации, который стал основой для системных мероприятий по обеспечению поступательного развития крымскотатарского народа на его родине.
Культурная, политическая реабилитация крымских татар включает в себя и возвращение из забвения имен тех из них, кто отважно сражался против немецких фашистов на фронтах Великой Отечественной войны. Руководителем проекта является депутат Госдумы от Республики Татарстан Марат Бариев, который ответил на вопросы газеты «Республика Татарстан».
— Марат Мансурович, почему в поле внимания поисковиков Татарстана попал именно Крымский полуостров?
— Во-первых, напомню: поисковые отряды Татарстана в числе ведущих в Российской Федерации. Они смогли восстановить добрые имена сотен солдат Красной армии, погибших на фронтах войны. А также помогли очень многим людям установить места захоронения их родственников, которые сложили головы на полях сражений.
После начала украинских событий, в том числе связанных с вхождением Крыма и Севастополя в результате референдума в состав Российской Федерации, поисковики Татарстана заинтересовались судьбой военнослужащих, ушедших на фронт из тогда еще Крымской АССР. А после установления дружеских отношений Татарстана с Бахчисарайским районом начали работать конкретно по мобилизованным из этого района, особое внимание уделив судьбам призывников-татар.
Инициаторами здесь стали Татарская республиканская общественная организация инвалидов войны в Афганистане (председатель Евгений Кабыш) и один из самых авторитетных поисковиков республики, заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаил Черепанов. Это люди, которые особенно тонко чувствуют важность и необходимость кропотливой, зачастую незаметной деятельности поисковиков.
Известно, что после депортации крымско-татарского народа в 1944 году в его судьбе появилось много трагических и неизвестных страниц. А после распада СССР судьбой фронтовиков некому было и интересоваться, так как военные архивы остались на территории России, а рассекречены они были всего несколько лет назад.
При изучении архивных данных, наградных документов выясняется, что среди крымских татар, воевавших в Красной армии, отмечались тысячи случаев проявления героизма. К сожалению, многие из них заканчивались ранениями или смертью бойцов. За воинские подвиги они были представлены к высоким государственным наградам. И наши поисковики за основу взяли как раз эти бесценные документы — наградные листы.
— Много ли крымских татар участвовало в Великой Отечественной войне?
— Около шестидесяти тысяч. И больше трети из них погибли на полях сражений. 17 тысяч крымско-татарских парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч были насильно угнаны фашистами в Германию. Немцы сожгли дотла 127 крымско-татарских сел и деревень.
Но народ ожидала еще одна страшная трагедия. 18 мая 1944 года весь крымско-татарский народ был насильно выслан со своей родины на Урал, в холодную Сибирь, знойные степи Средней Азии, без малого половина изгнанников умерли в местах ссылки или не доехали до них, умирая в пути.
К счастью, теперь мы знаем имена героев-фронтовиков из числа крымских татар. Перечислю только некоторых.
Это:
— Узеир Абдураманов (командовал отделением 321-го армейского инженерного батальона, строил мосты через Десну и Сож),
— Фетислям (Анатолий) Абилов (воевал с сентября 1941 года до Дня Победы, в 25 лет стал командиром полка, получил многочисленные ранения и контузии),
— Абдураим Решидов (с первых дней на фронте, как военный летчик управлял бомбардировщиками, был командиром эскадрильи, затем авиаполка, совершил 222 боевых вылета),
— Сеитнафе Сеитвелиев (воевал на Южном, Сталинградском, 1-м Белорусском и других фронтах, участвовал в обороне Севастополя, Одессы, Сталинграда),
— Абдуль Тейфук (командовал батальоном в боях при закреплении плацдарма на правом берегу Днепра),
— Сеит-Ибраим (Саадул Исаевич) Мусаев (участвовал в боях за Крым, Новороссийск, освобождал Керчь),
— Сеит-Неби Абдураманов (прошел всю войну),
— Насибулла Велиляев (участвовал в обороне Сталинграда, освобождении Одессы, Польши),
— Исмаил Булатов (был военным комиссаром 39-й стрелковой дивизии, военкомом 281-го артиллерийского полка),
— Абляким Гафаров (участвовал в Сталинградском сражении),
— Абибулла Мустафаев (был командиром эскадрона, заместителем командира штаба полка),
— Куртсеит Мустафаев (участвовал в освобождении Балканских стран, Венгрии, Австрии),
— Ибраим Рамазанов (был инженером-механиком дивизиона подводных лодок),
— Эмир-Усеин Чалбаш (защищал небо над Москвой, участвовал в операции «Орел-Курск», а также в боях за Смоленск, совершил 360 боевых вылетов),
— Абидин Мамутов (командовал подводными лодками Л-16 и Л-24),
— Усеин Сулейманов (был командиром полка, с первых дней до конца войны — на передовой).
Имена фронтовиков можно перечислять и перечислять. Но напомню еще только об одном крымско-татарском джигите. Это дважды Герой Советского Союза, отважный летчик, гвардии майор истребительной авиации Ахмет-Хан Султан.
— Действительно, крымские татары внесли огромный вклад в Победу. История расставляет все на свои места…
— Да. Среди героев, кстати, были представители разных родов войск и воинских специальностей. Меня лично удивило большое количество летчиков и политработников. Есть среди крымских татар-фронтовиков также артиллеристы, танкисты, снайперы, морские пехотинцы, санитары и другие. Есть командиры рот и полков, авиационных эскадрилий.
— Ваша исследовательская работа на этом не заканчивается?
— Сделать предстоит еще очень многое. Сейчас уточняем выявленные архивные данные, ищем родственников погибших. Это сложно, так как с тех пор прошло уже семьдесят лет, да к тому же народ был выселен из Крыма, и установить местонахождение родных и близких погибших воинов будет непросто. Здесь мы рассчитываем на помощь со стороны Центрального архива Министерства обороны, сотрудников Администрации Президента РФ и, конечно, руководства и жителей Бахчисарайского района. Со всеми этими организациями мы уже связались и налаживаем сотрудничество.
Большую помощь в этой работе оказывает руководство Татарстана, лично Президент Рустам Минниханов.
Мы надеемся, что все это поможет восстановить справедливость в отношении павших бойцов, вручить заслуженные награды им самим или их родственникам.
— Марат Мансурович, я знаю, вы недавно были в Крыму. Какие остались впечатления?
— Да, я вместе с депутатом Ильдаром Гильмутдиновым находился в Крыму в составе группы депутатов Госдумы после того, как Верховный совет Крыма принял решение о проведении референдума о присоединении к России. Было ясно, что у крымчан появится много вопросов о жизни в России, ее социально-экономическом развитии, правовом поле и многом другом. Время было ограничено, и наша задача состояла в том, чтобы успеть ответить на эти вопросы, посмотреть, действительно ли это свободное волеизъявление крымчан. К этому времени в Крыму, в Бахчисарае уже побывала делегация Татарстана во главе с Президентом Рустамом Миннихановым.
Сначала увиденное в Крыму нас потрясло: развитие инфраструктуры, наверное, лет на двадцать отстает от российских регионов. На встречах с населением не было равнодушных. Все ждали перемен, крымчане устали от такой жизни, их пугала новая киевская власть, и свои надежды на будущее они связывали с нашей страной. «Мы хотим вернуться домой, в Россию», — говорили они.
Некоторые крымские татары встречали перемены, подготовку к референдуму с тревогой. Объясняли это тем, что боятся повторной депортации. Но многие были за Россию, что и показал референдум. На него пришли более 66 процентов избирателей Бахчисарайского района, из которых 96 процентов проголосовали за присоединение к России. Рассказы тех, кто говорит, что референдум проходил под дулами автоматов, что цифры были «нарисованы», — это чушь, которую не буду и комментировать.
Мы и сейчас поддерживаем тесные отношения с жителями и руководством Бахчисарайского района, чтобы помочь им поскорее решить проблемы и «вжиться» в российское правовое и социально-экономическое пространство.
Беседовал Зиннур Хуснияр
«Республика Татарстан»,
29.05.2014, № 76 (27690)