В Меджлисе без изменений

Post navigation

В Меджлисе без изменений

Два месяца назад в новейшей политической истории Крыма произошло, немаловажное событие — организация Меджлис, претендующая на право распоряжаться судьбами всех крымских татар, впервые за 22 года своего существования сменила председателя.

 

Политика Меджлиса при новом лидере осталась без измененийЧто изменилось с тех пор? Насколько обоснованы претензии лидеров Меджлиса на верховенство в сообществе? Как будут разворачиваться события в предверие большой схватки за власть в Украине в 2015?

 

На эти вопросы пытается ответить Аким Морозов в статье «Меджлис при новом лидере: без изменений на всех «фронтах», размещенной на сайте Новоросс.Инфо

 

Меджлис при новом лидере: без изменений на всех «фронтах»

 

Выборы главы нового Меджлиса стали насколько неожиданными, настолько и предсказуемыми.

 

Неожиданными — потому, что до последнего держалась интрига, уйдёт ли бессменный лидер Меджлиса Мустафа Джемилев на этот раз.

 

Предсказуемыми же выборы стали потому, что победу в них одержал первый заместитель Джемилева, его «правая рука» Рефат Чубаров. Иными словами, несмотря на минимальный отрыв Р. Чубарова от своего конкурента Ремзи Ильясова по отданным голосам (126 против 114), серьёзных сомнений в его победе не было.

 

Два месяца — срок небольшой, но и он позволяет проанализировать первые шаги и приоритетные направления деятельности меджлисменов при новом лидере. При этом необходимо помнить о сохранении влияния М. Джемилева на политику Меджлиса и о наличии в Курултае внушительной группы, не предрасположенной к поддержке нынешнего председателя Меджлиса Чубарова и желавшей видеть на его месте Р. Ильясова.

 

Не стоит забывать и о том, что Меджлис является политическим союзником украинской оппозиции и агентом влияния Запада в Крыму.

 

С учётом вышеизложенного попытаемся оценить перспективы развития отношений Меджлиса с его основными политическими союзниками и противниками.

 

В поисках диалога с властью

 

По прогнозам аналитиков, после избрания Чубарова в отношениях Меджлиса с крымской властью наступит потепление. Ещё в должности первого заместителя Меджлиса Чубаров неоднократно твердил о необходимости восстановления отношений с властью. Началу гипотетического диалога благоприятствует тот факт, что в отличие от Джемилева новоизбранный руководитель Меджлиса не находится в состоянии личной неприязни с председателем Совета министров Крыма Анатолием Могилёвым.

 

«Необходимо активизировать диалог, и шаг за шагом идти к принятию соответствующих законов», — заявил Чубаров после избрания на свой пост. Сигнал был услышан адресатом и на седьмой день после торжественного принятия Чубаровым полномочий председателя Меджлиса в Бахчисарайском ханском дворце, состоялась его встреча с А. Могилёвым. Показательно, что глава крымского правительства в очередной раз дал понять, что воспринимает лидеров Меджлиса исключительно как депутатов, игнорируя возглавляемую ими нелегализованную в правовом поле Украины этническую структуру.

 

Большинство экспертов сходятся во мнении, что в нормализации отношений с властью больше нуждается Меджлис. Во-первых, в его нынешнем составе сильны позиции бизнесменов, которым ни к чему конфронтация с государством. Во-вторых, власть сегодня и так выигрывает у Меджлиса в «крымском пасьянсе». После назначения Анатолия Могилёва председателем крымского Совмина многие ставленники М еджлиса лишились постов в республиканских органах власти. По информации Меджлиса, на всех уровнях автономии от должностей отстранили более 20 его креатур.

 

Заметим, вся проблема кроется в отстранении от должностей отдельных чиновников, назначенных по квоте Меджлиса, и не имеет ничего общего с дискриминацией крымских татар по этническому признаку, о которой неустанно твердит тот же Меджлис.

 

Несмотря на ряд благоприятных предпосылок, шансы на реальную перезагрузку отношений власти и Меджлиса весьма невелики. Отчасти это связано с тем, что власть сделала ставку на альтернативные Меджлису организации. Кроме того, дистанцию между крымским правительством и Меджлисом увеличивает принадлежность последнего к лагерю украинской оппозиции, которая под видом протестов против приостановления подписания Соглашения об ассоциации с ЕС стремилась свергнуть действующую власть.

 

Существует ещё два повода для скептицизма относительно перспектив восстановления связей Меджлиса с властью: неготовность Киева окончательно принять закон «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» и дать добро на проведение Международного форума по восстановлению прав крымских татар. Между тем, именно это для Меджлиса остаётся приоритетным в краткосрочной перспективе — до 70-й годовщины насильственного выселения крымских татар с полуострова.

 

Сдержанность украинского руководства в этих вопросах, как и в вопросе признания репрессий 1944 г. геноцидом крымскотатарского народа, имеет своё объяснение. Все эти требования содержат большой конфликтный потенциал и способны вызвать межэтническое противостояние в Крыму.

 

Тем не менее, определённое снижение градуса враждебности Меджлиса по отношению к главе крымского правительства становится очевидным, что уже неплохо. Хотя не стоит исключать элемент непредсказуемости.

 

Меджлис и внутренняя оппозиция: грядёт сближение?

 

Сразу после избрания председателем Меджлиса Рефат Чубаров объявил, что намерен искать точки соприкосновения с крымскотатарской оппозицией. Но есть ли основания для реальных сдвигов в этом направлении?

 

Начнём с того, что «оранжевый» режим Виктора Ющенко был очень благосклонен к Меджлису. С приходом к власти Виктора Януковича противники Меджлиса внутри крымскотатарского сообщества обрели «вторую жизнь». На них сделала ставку новая власть, обнажив раскол в крымскотатарском Национальном движении.

 

Нынешнее противостояние украинской власти и оппозиции окончательно развело Меджлис и крымскотатарскую оппозицию по разные стороны баррикад.

 

Особенно ярко это продемонстрировали события в Киеве, когда представители Меджлиса стояли на «евромайдане», а их соотечественники из организации «Себат» прибыли поддержать «антимайдан» Партии регионов.

 

В условиях, пока не налажены устойчивые связи между крымской властью и Меджлисом, говорить о его сближении с лояльными правительству крымскотатарскими организациями нет смысла. Поэтому заявления нового лидера Меджлиса о готовности к сближению с внутренней оппозицией не должны оставлять иллюзий. На первых порах вполне естественно стремление Рефата Чубарова проявить себя на новом посту, в том числе сыграть на контрасте со своим неуступчивым и консервативным предшественником.

 

Псевдоисламистский вызов

 

На сегодня альтернативные Меджлису крымскотатарские организации не настолько сильны, чтобы всерьёз меряться силами с Меджлисом. Куда больше беспокойств ему доставляет псевдо исламская партия «Хизб ут-Тахрир», запрещённая в 29 государствах мира и в некоторых из них признанная террористической. Тем не менее, эта организация открыто действует в Крыму, хотя и не зарегистрирована в соответствии с украинским законодательством.

 

Пропагандируемые «хизбами» идеи восстановления праведного Халифата и внедрения исламских канонов в общественную жизнь находят широкий отклик у молодого поколения крымских татар и тех, кто разочаровался в Меджлисе.

 

Исламисты завладели стратегической инициативой в борьбе за симпатии крымских мусульман, на что очень болезненно реагирует Духовное управление мусульман Крыма, подконтрольное Меджлису. А главное, поставив во главу угла исламскую идентичность, Хизб ут-Тахрир подрывает усилия Меджлиса по консолидации крымских татар на основе этнической принадлежности.

 

В одном из своих интервью в новой должности Р. Чубаров заявил, что оценивает Хизб ут-Тахрир «достаточно жёстко», но призвал её лидеров к признанию Духовного управления мусульман Крыма и началу дискуссии «в рамках этого Духовного управления». Другими словами, глава Меджлиса выставил исламистам заведомо неприемлемые условия. Следовательно, никаких ощутимых перемен в отношениях сторон не предвидится.

 

С этим согласны и сами хизбы. Так, их крымский лидер Фазыл Амзаев предположил, что после избрания Чубарова во взаимоотношениях Меджлиса и Хизб ут-Тахрир существенных изменений не произойдёт. Вместе с тем он допустил, что с уходом Мустафы Джемилева «уйдут в историю наглая ложь и клевета» в адрес «Хизб ут-Тахрир» и у неё с Меджлисом начнётся идейная дискуссия.

 

Действительно, определённые надежды на смягчение негативной риторики Меджлиса в адрес «хизбов» имеются. В отличие от М. Джемилева, неоднократно обрушивавшегося на «строителей Халифата» с резкой критикой, за Р. Чубаровым подобного не замечалось. Напротив, в отдельных случаях он фактически заступался за исламистов, к примеру, весной 2008 года, когда крымский парламент выступил с инициативой принятия постановления «О проекте закона Украины «О запрете деятельности политической партии Хизб-ут-Тахрир».

 

Чубаров тогда жёстко раскритиковал проект постановления как противоречащий действующему законодательству и основанный на избирательном подходе, а оттого не способствующий достижению взаимопонимания в крымском обществе.

 

Впрочем, это было тогда. А сейчас, едва Чубаров успел освоиться на новой должности, как сделал «хизбам» явно недружественный намёк. В частности, 21 ноября на брифинге в Киеве он пообещал предпринять меры для объединения мусульман Крыма «возле и внутри Духовного управления мусульман Крыма» и препятствовать распространению сект, стремящихся расколоть крымскотатарское общество.

 

Украинские союзники и крымские противники меджлиса

 

Как известно, сфера интересов меджлиса ограничена территорией Крыма, но его главные политические союзники находятся за Перекопом. Точнее, в стенах Верховной Рады Украины и в западных регионах страны, не считая зарубежных кукловодов. Речь идёт о трёх партиях украинской оппозиции и давнем партнёре Меджлиса — Народном Рухе Украины.

 

На сегодняшний день экс-председатель Меджлиса Мустафа Джемилев имеет статус народного депутата Украины, избранного по списку партии «Батькивщина». Ранее, в III созыве парламента Украины Джемилев получил мандат по спискам Народного Руха Украины, в IV и V созывах он вместе с Чубаровым прошёл в Верховную Раду в составе блока «Наша Украина», а в VI созыв парламента Джемилев попал по спискам «Нашей Украины — Народной Самообороны». То есть, к сотрудничеству с прозападными национал-либеральными партиями Украины Меджлису не привыкать.

 

В последнее время активно высказывается версия, что Меджлис постепенно переориентируется с «Батькивщины» на партию «Удар». Такой вариант выглядит вполне правдоподобным, учитывая, что на президентских выборах 2015 г. Запад готовится поставить на Виталия Кличко.

 

В этом случае перед Меджлисом открывается возможность вступить в политическую борьбу на стороне предполагаемого соперника Януковича и запросить за это вознаграждение: утверждение закона «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», признание Меджлиса «представительным органом крымскотатарского народа» или даже превращение Крыма в национально-территориальную автономию. Как бы то ни было, выбор союзника для Меджлиса ограничивается тремя оппозиционными партиями, напрочь исключая «регионалов» с коммунистами.

 

Параллельно идёт сближение позиций меджлиса с украинскими неонацистами в авангарде со «Свободой». Оно началось не год и не два назад, но отчётливо выкристаллизовалось на фоне последних выборов в Верховную Раду.

 

С тех пор, как Тягнибок с соратниками занял 36 депутатских мандатов в главном органе законодательной и представительной власти страны, «Свобода» и Меджлис оказались в одной оппозиционной обойме и принялись активно искать точки соприкосновения. И без труда находили их.

 

Категорическое неприятие последних внешнеполитических шагов украинской власти, требования форсированной евроатлантической интеграции и досрочного вывода Черноморского флота из Крыма, лютая русофобия, общий антироссийский взгляд на историю, — по всем этим пунктам взгляды украинских и крымскотатарских националистов сошлись.

 

В то же время спорные вопросы, такие как статус Крыма и его топонимика, были отложены в долгий ящик до «лучших времён».

 

Из этого антироссийского альянса каждый участник извлёк свои выгоды. «Свобода» получила надёжное прикрытие своей деструктивной общественно-политической деятельности в Крыму, а Меджлис обрёл возможность через «тягнибоковцев» в парламенте усилить звучание своих требований к украинской власти.

 

В отличие от союзников, главные этнополитические и идеологические противники Меджлиса сосредоточены в Крыму.

 

Ведя масштабную пропагандистскую работу по взваливанию вины за все исторические беды татар Крыма на Россию, Меджлис попутно демонизирует всех тех, кто активно демонстрирует свою симпатию и тягу к России в Крыму. Прежде всего, к таковым относятся русское движение Крыма и Коммунистическая партия, прочно удерживающая второе место в партийно-политическом раскладе сил в автономии.

 

Характерно, что своими лютыми врагами их считает и украинская оппозиция, в особенности её радикальное крыло — партия «Свобода». Неудивительно, что по основным вопросам внутриполитического обустройства и геополитической ориентации Украины позиции крымскотатарских и украинских националистов с одной стороны, и русских организаций с коммунистами с другой, диаметрально расходятся. К их числу относится внешнеполитический курс Украины, базирование Черноморского флота, статус Крыма и русского языка, федерализация страны и оценка событий Великой Отечественной войны.

 

На сегодняшний день русские и левые силы в Крыму пребывают в состоянии конфронтации с Меджлисом. Однако следует помнить, что при возникновении конфликтных ситуаций переговоры с идейно-этнополитическими оппонентами от лица Меджлиса вёл именно Рефат Чубаров, хотя особых успехов это не приносило.

 

Таким образом, появление Чубарова у руля Меджлиса даёт призрачную надежду, что противоборствующие стороны смогут быть услышанными друг другом и в опасных ситуациях не переступят «красную черту».

 

Между тем, на полноценную разрядку в их взаимоотношениях рассчитывать не приходится.

*   *   *

Последствия ротации главы Меджлиса обязательно проявятся уже в скором времени. И зависеть они будут не столько от персоны лидера, сколько от внутренней конфигурации сил в Меджлисе и конкретных геополитических задач США и Евросоюза в отношении Украины.

 

Пока Меджлис не спешит бросать все свои силы и ресурсы на алтарь «евромайдана», но тревожные сигналы уже поступают. На днях оппозиция объявила о походе на Юго-восток, а сотрудники американского Международного республиканского института (IRI) уже обсуждают возможность участия татар в акциях сопротивления власти в Крыму.

 

Скорее всего, развязку мы увидим ближе к маю месяцу, когда крымские татары будут отмечать 70-ю годовщину насильственного переселения из Крыма. Или не увидим…

 

Аким Морозов

 

Источник: http://novoross.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня