В Молдове вышла книга о династии Кантемиров

Post navigation

В Молдове вышла книга о династии Кантемиров

Увидела свет новая книга известного молдавского ученого и дипломата, журналиста и писателя, бывшего посла Республики Молдова в Турции Фёдора Ангели, ставшая плодом его многолетних исследований истории молдавской государственности. 

В своей книге «Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров: конец XIV — первая половина XVII в.в.», богато иллюстрированной и прекрасно изданной Центральной типографией Кишинёва, Федор Ангели рассказал о сделанных им открытиях, касающихся ранее неизвестных фактов о молдавской господарской династии Кантемиров.

«Нет народа без дивной и горестной истории, — пишет во вступительной статье Федор Ангели, — на её страницах запечатлены его дела и чаяния, выдающиеся мыслители и государственные деятели. В благодарной памяти многонационального народа Молдовы яркой личностью прошлого останется Дмитрий Кантемир (1673 — 1723 г.г.).

Его дарования крупного государственного деятеля сочетались в нём с глубокими познаниями философа, историка, этнографа, музыковеда, востоковеда, знатока многих европейских языков. Дмитрий Кантемир, будучи широко образованным человеком, по праву считался одним из самых блестящих представителей своего поколения».

Отметив, что замечательный молдавский писатель Ион Друцэ, внесший огромный вклад в развитие культуры народа Республики Молдова, назвал Дмитрия Кантемира «книгой, которая вывела нас в мир», Фёдор Ангели указывает в своей книге, что корни династии Кантемиров ведут к правителям Золотой орды: мать одного из предков Кантемиров была китаянкой; дед господаря Дмитрия Кантемира был казнен султаном, потому что был неудобным; отец Дмитрия — Константин принял трон Молдавии в качестве благодарности за то, что спас со своими воинами от неминуемой гибели гарем султана.

Об этих и других удивительных открытиях рассказывается в новой книге Фёдора Ангели, в работе над которой ценную помощь оказал ему академик АН РМ Андрей Ешану.

Все эти открытия Фёдор Ангели сделал, работая в турецких, австрийских архивах и архивах народа ногайцев. По словам Фёдора Ангели, утверждения некоторых историков о наличии у Кантемиров общих корней с эмиром Тимуром (Тамерлан, 1336-1405 годы) не подтверждаются историческими фактами.

«Тамерлан — явление сугубо среднеазиатское, а Кантемиры пришли с берегов Волги», утверждает Фёдор Ангели.

Родословие Кантемиров, вышедших из племени Мансуров Большой ногайской орды, имело, согласно исследованиям Федора Ангели, шесть-семь колен.

В 1419-1427 годах Мансур был ханом Золотой орды. Ногайская орда была образована в 40-е годы ХV века после распада в 20-30-х годах Золотой орды.

Основателем Ногайской орды был Едигей. Его мать была китаянкой. В середине 50-х годов ХVI века в состав Ногайской орды входило 18 различных племен. Одно из них было племя Мансуров, из которого вышли Кантемиры.

Все родоначальники древних предков Кантемиров, отмечает в своей книге Фёдор Ангели, были мусульманами и не могли иметь ни греческих, ни славянских, ни романских имен.

По архивным материалам, родословие Кантемиров имеет ступени: Едигей — Мансур — Дивей — Араслан (Араслан Дивей) — Арасланоглу Кантемир (дед Дмитрия Кантемира, он же Кантемир Дивей) — Константин Кантемир.

«Кантемир» исторически является прозвищем, состоящим их двух слов: кан (хан) — хан + темир (демир) — железо — означает «сильный хан», «железный хан», сообщает автор исследования.

Предки Дмитрия Кантемира, считает Фёдор Ангели, могли переселиться в Буджак после захвата османами в 1484 году Аккермана и Килии, когда султан Баязет II расселил в этих местах 40 тысяч крымских и ногайских татар, освободив их от налогов.

Однако, наиболее вероятно, полагает Фёдор Ангели, что они оказались здесь после похода (1538 год) султана Сулеймана I Законодателя в Молдавию, когда османы захватили Тигину, назвав ее Бендерами.

Тогда же была определена и граница между Буджаком и Молдовой, которая проходила по Траянову валу. Порта переселила в устья Днепра и Буджак большое количество ногайских татар. В течение ХVI века от ногайцев отпочковалась часть их соплеменников и создала Буджакскую (Аккерманскую) орду.

В 1610-1617 годы Кантемировы улусы обитали к западу от нижнего течения Днепра, пишет Ангели. В 1622-1637 годы Кантемир Арасланоглу был губернатором провинции Силистра. Она охватывала территорию от болгарской Силистры до устьев Днепра и Дуная, включая Добруджу, Аккерман и Килию.

Дед Дмитрия Кантемира имел высший воинский титул паши, титул визира (министра) — «администратора берегов Черного моря». Этой чести и титулов турецких султанов он удостоился за героизм, проявленный во время похода против поляков (1621 год) падишаха Османа II, в частности, сражения за Хотин.

По словам Фёдора Ангели, дед Дмитрия Кантемира был настроен антипольски и выступал яростным защитником ислама.

В отдельные периоды он в Буджаке располагал 40-тысячным войском. Его необузданной силы боялись как в Крымском ханстве, так и в Стамбуле.

По приказу султана Мурада IV 5 июля 1637 года Кантемир Арасланоглу был казнен в Стамбуле. Поводом к его убийству послужило другое убийство — совершенное его младшим сыном в Стамбуле, где он в пьяном виде убил мусульманина.

Главная причина, однако, была в другом. Османы готовились к войне с Ираном, им надо было заключить мир с поляками, которые постоянно добивались удаления Кантемира Арасланоглу с берегов Днепра и Дуная.

К тому же вражда крымского хана Инайет Гирея и Кантемира Арасланолгу друг к другу усилилась до такой степени, что постоянно держала в напряжении Порту. Султан сначала убрал крымского хана, а затем главу буджакских ногайцев.

У деда Дмитрия Кантемира в Крыму и на берегах Днепра и Дуная было немало жен. Официально, по документам, — четыре: столько, сколько позволял ислам. Остальные были наложницами.

Судя по всему, одна из его жен была христианкой. В ту эпоху среди тюркских вельмож это было обычным явлением. С Константина Кантемира и начинается «христианская жизнь» новой династии Кантемиров, которая и окунулась в христианский мир.

Ангели рассказывает, что 15 августа 1672 года, при нападении поляков на османские воинские части Константин Кантемир и его доблестные молдавские воины на берегах Днестра спасли от неминуемой гибели гарем султана Мехмеда IV.

Этот его мужественный шаг не был забыт падишахом и его окружением. 15 июля 1685 года Кантемир занял трон (1685-1693 годы) молдавского господаря и получил имя Константин.

«По мужской линии династия Константина Кантемира продолжалась 117 лет, — указывает в своей книге Федор Ангели — до кончины Антиоха Кантемира в 1744 году. В 1820 году род Кантемиров прекратился.

Тогда умер внук Дмитрия Кантемира — полковник Дмитрий Константинович, который помешался на идее о том, что является владетелем Молдавии и Валахии. Он просидел в Ревельской крепости 17 лет. Наследство рода Кантемиров по женской линии досталось князьям Шаховским и Пасекам».

«О Дмитрии Кантемире довольно много написано молдавскими, румынскими и российскими исследователями, — указывает Фёдор Ангели, — Заметным явлением в историографии стал выход в свет (2008 год) в Кишинёве работы «Династия Кантемиров. XVII — XVIII века», научным редактором которой является крупный молдавский учёный — историк, академик Академии Наук Республики Молдова Андрей Ешану».

Единственным упреком, который делает Федор Ангели авторам этой книги, состоит в том, что они, по его мнению, недостаточно использовали турецкие, арабские, персидские источники, а также архивные материалы Московского государства.

«К этим источникам, — пишет Федор Ангели, — относятся «Крымские дела Посольского приказа», «Ногайские дела Посольского приказа», «Турецкие дела Посольского приказа», «Турецкие книги Посольского приказа», «Акты времен правления царя Василия Шуйского», «Акты Московского государства», «Акты исторические» и другие документальные материалы.

Для более полного раскрытия эпохи и личности Дмитрия Кантемира и его родословия Фёдор Ангели использовал материалы турецких и российских архивов, донесения русских дипломатов и агентов.

«Все эти источники, — отмечает Фёдор Ангели, — являются своеобразной летописью внешнеполитического ведомства Московского государства, а позже — России».

Весьма ценные сведения о династии Кантемиров были почерпнуты Федором Ангели в работах турецких историков Хаккы Узунчаршалы и Энвера Зия Карала, а также в десятитомном капитальном труде австрийского востоковеда и дипломата Хаммера «История Османской Империи», которая выдержала несколько изданий также и на турецком языке. В этой работе Хаммер приводит довольно интересные факты из жизни и деятельности Кантемира Арасланоглу, деда Дмитрия Кантемира.

Использовал при написании своей книги Федор Ангели и работы румынских историков, в том числе Тахсина Джамиля, а также «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина, «Историю России с древнейших времен» С.М. Соловьёва, «Борьба Московского государства с татарами в XVII веке» А.А. Новосельского, «Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии» В.Д.Смирнова и «Золотая Орды и её падение» Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского.

Серьёзному анализу были подвергнуты Федором Ангели работы Дмитрия Кантемира «Жизнь Константина Кантемира» и Г.З.Байера «История о жизни и делах князя Константина Кантемира».

В этих работах, утверждает Фёдор Ангели, содержится много противоречивых утверждений, а порой и преднамеренно неверных суждений, продиктованных, видимо, политическими и идеологическими соображениям.

Несмотря на обилие ссылок на исторические документы, книга Фёдора Ангели написана чётким, ясным и доступным пониманию широкой читательской аудитории языком.

Содержащая большое количество до настоящего времени неизвестных или малоизвестных фактов, более полно раскрывающих различные аспекты многовековой борьбы молдавского народа за восстановление своей государственности, показывающих его национальных героев и антигероев, книга Фёдора Ангели практически с момента своего выхода из печати привлекла к себе внимание и стала предметом оживлённых дискуссий в научных и общественных кругах Молдовы, Румынии, России и Турции.

http://ava.md

Похожие материалы

Ретроспектива дня