Дагестанцев вытесняют из Ставрополья

Post navigation

Дагестанцев вытесняют из Ставрополья

В декабре президент Дагестана Магомедсалам Магомедов заявил о проблемах, возникших у дагестанских животноводов в Ставропольском крае. По словам Магомедова, их «насильственно вытесняют» оттуда, не продлевая договора аренды. Взгляд на эту проблему изложил министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев.

Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев

 

— Почему у дагестанцев на Ставрополье возникли земельные проблемы?

 

— Проблемы начали возникать после распада СССР, но тогда разногласия носили латентный характер. Ситуация обострилась с принятием новых нормативно-правовых актов по распределению земель и животноводческих помещений, предоставления их в аренду. Эти правовые коллизии можно решать в рамках земельных и имущественных отношений, не переводя на этническую плоскость. Можно выбрать взаимоприемлемую форму организации хозяйствования, условия арендных выплат и налоговых платежей.
Однако в последнее время с проблемами выселения столкнулись этнические дагестанцы, проживающие в Нефтекумском, Левокумском, Туркменском и других районах Ставропольского края.

— Что послужило юридическим основанием для таких явлений?

— Оснований для выселения, на наш взгляд, нет. Поводом стало то, что жилье чабанов не отнесено к категории жилых помещений. Все они зарегистрированы в Ставропольском крае, проживают там более 50 лет, были направлены туда во время СССР для работы в овцеводстве. Но сейчас их против собственной воли снимают с регистрации, выписывают. Сейчас у меня находится 39 заявлений этнических дагестанцев, которые пишут, что они уже получили по решению суда уведомления о выселении и о прекращении с ними всяких отношений. В основном это чабанские семьи и арендаторы земель. Животноводы заявляют, что их насильственно выселяют из кошар, животноводческих точек, где они трудились и где выросло их потомство. Они не понимают, почему их дома именно сейчас стали непригодными для жилья. Была попытка захвата производственного имущества, принадлежащего этническому дагестанцу в городе Будённовск, с применением силовых методов и привлечением ОМОНа. С учетом этого представители органов власти Дагестана за последнее время четыре раза выезжали в Ставропольский край. Я встречался с представителями органов власти края и руководством города Будённовск. Была достигнута договоренность перевести проблему из этнической в правовую и переговорные плоскости. Но последовавшие за этим действия судебных инстанций были иррациональны и не могут быть объяснены с точки зрения человеческой логики.

По официальным данным, в Ставропольском крае проживают более 100 тысяч этнических дагестанцев, по неофициальным данным, их количество достигает примерно 200 тысяч. Если возникнет прецедент выселения, ситуация может в серьез обостриться. А вопросы переселения лягут на бюджет России. Нужно ли это делать, когда мы строим единое государство? Это вопрос не только экономический, правовой, но и духовный и гуманитарный. Это проблема выбора пути будущего России.


— Но не секрет, что в Ставропольском крае есть жалобы и на самих дагестанцев.

— Да, вопрос осложняется и некорректным поведением некоторых этнических дагестанцев. Они на пустом месте провоцируют всякие драки. Как заявляют казаки, некоторые дагестанцы позволяют себе оскорбительные выпады, пристают к женщинам, нарушают общественный порядок. Это еще больше обостряют ситуацию, и казацкие славянские общины начинают требовать их выселения. Руководство и народы Дагестана осуждают любое антиобщественное поведение дагестанцев в республике и за её пределами. Нарушители должны отвечать по закону, но нельзя по поводу и без повода разбрасываться обвинениями в адрес всех дагестанцев, особенно тех семей, которые многие десятилетия ковали трудовую славу края и России. Инциденты должны рассматриваться с привлечением к ответственности виновных.


— Какой ущерб понесет экономика Дагестана, если договоры аренды будут расторгнуты?

— Хозяйства в Ставропольском крае, где заняты этнические дагестанцы, экономически связанны и являются составной частью экономики, прежде всего, России. Дагестан — это Россия. Относительно Ставропольского края сейчас, в отличие от советского времени, нет понятия «отгонное животноводство». Поэтому этнические дагестанцы, которые там занимаются овцеводством, платят налоги в бюджет Ставропольского края. К Дагестану и его налоговой базе они не имеют никакого отношения.


— Как может быть урегулирована ситуация?

— Мы внесли предложения о создании совместной рабочей группы. Сейчас готовится визит президента Дагестана в Ставропольский край. В ходе него мы надеемся достичь договоренностей, не допустить раскачивание ситуации. По нашему мнению, представители разных ведомств Дагестана — Минюста, прокуратуры, МВД — должны выехать на место и со своими коллегами в Ставропольском крае в рабочем порядке решать эти вопросы, не доводя их до конфликтных ситуаций.

Этнические дагестанцы во время реорганизации колхозов на Ставрополье получили земельные паи, как и другие жители края. Многие свои паи, возможно, продали, многие не оформили их вовремя. Ситуация запутанная, и вокруг этого тоже возникают спорные моменты. Их надо урегулировать в спокойной обстановке, не переводя стрелки от своих на «чужих». Не должно быть принципа двойных стандартов. Мы жили и вновь должны научиться жить в мире и добрососедстве, укрепить государство, а не растаскивать людей по национальным квартирам, анклавам и резервациям. Это губительный для России путь.


— Связано ли возникновение этих проблем с дефицитом земли на Ставрополье?

— Земля всегда была предметом спора. Но эти люди туда поехали не земли получать, а работать, поднимать овцеводство. Чабаны имеют большое поголовье овец, и им нужно место, где то их пасти. Для этого и арендуют земли. Дагестанцы имеют свой бизнес и развивают его. Теперь возникла ситуация, когда местные или приезжие люди приватизировали земли и просят, чтобы деньги за аренду платили не в бюджет района или края, а им. Ставят другие условия, повышают арендную плату. У одних чабанов нет денег, другие не успели оформить в собственность жилье и т. д. Местные суды принимают решение о признании недействительным регистрацию по месту проживания 30-50 летней давности, несмотря на то, что есть решение Конституционного суда РФ, согласно которому эти дома признаны жилыми. Мы все живем в едином правовом поле России и оно не должно быть тесным для кого-то.

Не хотелось бы, чтобы людей доводили до необходимости защищать свои права в международных инстанциях. Такой сценарий негативно скажется на имидже России. Этого как раз добиваются те, кто раскачивает ситуацию. В Ставропольском крае и в самом Дагестане дагестанцы не хотят и не должны участвовать в смутах, раздорах, кровопролитии. В традициях дагестанцев мир, добрососедство и безопасность. От эскалации напряженности между соседями мы предлагаем перейти к диалогу и равному партнерству во имя мира в России.

Источник: http://www.regnum.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня