Крымскотатарская проблема вновь приобретает международное звучание. В это же время в Украине диалог крымских татар с новой властью с самого начала не заладился, и без вмешательства арбитра в лице президента ситуация уже зашла в тупик.
Взгляд из Европы
С трибуны европейского парламента проблемы крымских татар прозвучали не первый и не последний раз в этом году. До сих пор все ограничивалось двухсторонними встречами в меджлисе делегаций политиков из стран Евросоюза. И хотя, в принципе, ничего нового или неожиданного для Киева Джемилев не сказал, украинским дипломатам его доклад доставил несколько неприятных минут. Темы выступления лидера меджлиса в основном касались ущемления прав крымских татар при наделении землей, дискриминационной политики украинской власти в отношении развития национального языка, возвращения исторической топонимики и т.д. Принятие резолюции по итогам парламентских слушаний отложено до осени, но уже известно, что Джемилев настаивает на признании депортации геноцидом крымскотатарского народа, аналогично тому, как это было сделано в отношении голодомора украинцев. По итогам слушаний Организация непредставленных народов инициировала выдвижение Джемилева на международную премию имени академика Сахарова, ежегодно присуждаемую Европарламентом. При этом инициатор рассмотрения крымскотатарской проблемы, депутат Европарламента от Литвы Леонидас Донскис не исключил, что Джемилева могут номинировать на Нобелевскую премию мира и премия им. Сахарова — первая ступенька на этом пути. Об этом он заявил немецкой Deutsche Welle. Правда, сам Мустафа-ага сомневается, что из этой затеи что-то выйдет. «Несколько комитетов в Европарламенте выступили с такой инициативой, а также Организация непредставленных народов, — подтвердил «1К» глава меджлиса. — Но я не думаю, что это получится, потому что там есть география (присуждения — ред.). Последний раз премию Сахарова давали «Мемориалу». Я не думаю, что с поссоветского пространства кому-то снова ее дадут».
Понимания нет
Между тем, налаживая диалог с Европой, меджлис никак не может найти общий язык с новой украинской властью. Меньше чем за месяц работы их отношения зашли в тупик. Как это часто бывает, камнем преткновения стал пресловутый кадровый вопрос. Сразу после формирования Кабмина Украины меджлис выступил с резкой критикой в адрес министра МВД Анатолия Могилева, обвинив его в ксенофобии и потребовав отставки генерала. Напомним, Могилев руководил операцией по сносу незаконных строений на плато Ай-Петри, принадлежавших и членам бахчисарайского меджлиса, а после отставки выступил с политической статьей на страницах крымской прессы.
Дальше — больше. За сравнительно короткое время Джемилев уже дважды отказал Василию Джарты в его просьбах. Первый раз, когда речь зашла о поддержке тогда еще кандидата в президенты Виктора Януковича, а повторно, когда партийному куратору Крыма потребовались голоса фракции «Рух-Курултай» в парламенте автономии для отставки спикера Анатолия Гриценко. На этой неприятной для обеих сторон ноте диалог, похоже, и оборвался.
И снова кадровый вопрос, теперь уже с заинтересованностью меджлиса, готов вылиться в открытое противостояние. После переформатирования власти в автономии крымские татары потеряли два министерских поста, а вице-премьер Азиз Абдуллаев опустился на ступеньку ниже с должности первого зампредседателя Совмина. И эти потери обещают быть далеко не последними. Перезагрузка власти идет вглубь, и меджлис может остаться без квоты для своих представителей в руководстве регионов автономии. Сейчас речь идет о Бахчисарайском районе, которым руководит член меджлиса Ильми Умеров, и Кировском районе, РГА в котором возглавляет Осман Кадыров. А ведь крымские татары хотели бы не только сохранить свое представительство во власти, но и расширить его, получив также пост главы РГА Белогорского района. Однако новый глава Совмина остается непреклонным — никто из действующих глав РГА не останется. «Позиция власти такая, что все главы администраций должны быть заменены. Это несмотря на то, что по поводу главы администрации Бахчисарайского района собирают подписи даже русские с просьбой оставить его, потому что при нем значительно улучшилась ситуация, хорошие показатели в развитии района, меньше стало коррупции, — рассказал «1К» Джемилев. — Но несмотря на это, Джарты заявил, что те, кого ставил Ющенко, обязательно должны быть уволены».
Взаимная неприязнь и непонимание, похоже, успели зайти так далеко, что стороны готовы сознательно действовать в пику друг другу. В меджлисе подозревают власть в подборе коллаборационистов из числа крымских татар с целью сознательно игнорировать органы самоуправления и избежать упреков в дискриминации по национальному признаку. «Есть еще другой путь — подбирать «хороших» татар. Я знаю, что в этом направлении какие-то шаги уже делаются, — говорит лидер меджлиса. — Я им (руководству АРК — ред.) посоветовал встретиться с Грачом и выяснить у него, чем закончилась его инициатива создания «общества акшакалов» (при спикере Граче был создан совет аксакалов — ред.) и к чему это привело. Если вы хотите наступать на те же грабли — это ваше дело».
Теперь как на последнюю инстанцию в меджлисе возлагают надежды на президента. «По поводу каких-то конкретных действий в отношении новой администрации вопрос обсуждается, но, видимо, окончательное решение будет принято после того, как мы встретимся с президентом, — говорит нардеп. — Дата встречи не определена, я спрашивал у Левочкина (глава Администрации президента — ред.), он попросил повторно направить письмо, потому что первое обращение у них… потерялось. Пока ответа нет. Но если не будет ответа — это тоже ответ. Поэтому мы исходя из этого будем принимать решение». Как последний аргумент в меджлисе рассматривают возможность отзыва своих представителей из всех уровней власти.
Поддерживает Ильми Умерова и председатель райсовета Бахчисарайского района Александр Таряник, заявивший «1К», что Умеров пользуется доверием людей в районе, причем независимо от национальности. «Самое главное, что он справедливый. Он относится к славянскому и крымскотатарскому населению с одинаковым вниманием и помогает людям, — сказал Александр Иванович. — Поэтому общественность, в том числе русские, его поддержала. Никакого крена в сторону татар за ним не замечено».
Сам «виновник торжества» тоже не скрывает, что хотел бы продолжить работу на посту главы РГА. «Я хочу остаться на этой должности, когда-то я пришел сюда по собственному желанию с гораздо более высокого поста вице-спикера парламента, — сказал «1К» Умеров. — И сейчас, несмотря на то, что власть поменялась и у нас разные взгляды на прошедшие выборы, я бы хотел сохранить эту должность ради Бахчисарая, ради людей».
Киев их рассудит
Похоже, сейчас разрешение этой конфликтной ситуации зависит только от президента, и у Януковича есть причины пойти на уступки меджлису. Резолюция Европарламента для Украины, скорее всего, будет носить рекомендательный характер, но Киеву не нужен лишний повод для упреков из Брюсселя. Дальнейшая эскалация национальной темы чревата для Украины гораздо более серьезными последствиями. К тому же если меджлис рискнет осуществить свои угрозы и отозвать из органов власти всех крымских татар, для парламентской оппозиции это будет просто подарком. Не говоря уже о том, что в самом Крыму ситуация оказалась бы отброшенной на два десятка лет назад, к острому противостоянию образца середины 1990-х.
Но с другой стороны, Янукович не Ющенко, а Джарты не Матвиенко или Плакида, их ультиматумы только раздражают. Тем более есть сведения о том, что во время предвыборной кампании «бело-голубой» штаб на полуострове наладил отношения с теми самыми «хорошими» крымскими татарами, о которых говорит Джемилев. Эти люди тоже претендуют на какие-то посты, и им якобы это было обещано (по некоторым данным, на уровне замглав РГА во многих районах). Так что и Киеву, и Симферополю придется выбирать: «кинуть» «хороших» татар или отказать меджлису в требованиях сохранить его квоту на уровне руководства районами и при этом получить в ответ акции протеста под своими стенами. А в том, что Джемилев на это пойдет, никто не сомневается.
Глеб СЕРГЕЕВ