Единая и неделимая

Post navigation

Единая и неделимая

Авторская рубрика Рафаэля Хакимова

Москве не нравится, что в стране фигурирует слишком много президентов, почти в каждой республике, а должен быть, видимо, один, как и суверенитет. Вслед за этим наступит очередь языка, гимна, затем установят одну религию, утвердят единую и неделимую российскую нацию. В арсенале, скорее всего, достаточно домашних заготовок. Они будут выскакивать из табакерки с определенной периодичностью. А республики выбрали три позиции: одни наперегонки показывают свое раболепие, вроде Чечни, другие сидят в глухой обороне и ворчат, как Татарстан, а третьи проявляют мудрость и следят за тем, что происходит на ринге, как Чувашия.

Нет видимых причин для того, чтобы Государственной Думе отменять просто название, не должность, не объем полномочий, а некий звук. С точки зрения серьезной политики это выглядит как недоразумение, малооправданный шаг, ведь никто не путал Ельцина с Шаймиевым, все знали «кто есть кто». И сегодня маловероятно, что перепутают президента России с президентом Татарстана. Ясно, что от этих перемен людям легче жить не станет, и пожаров не поубавится. На первый взгляд, практической значимости такой шаг не имеет. Значит, существуют глубинные причины, не видимые на поверхности.

Правовая сторона мало кого беспокоит. Думаю, что перед инициированием этого шага разработчики акции не стали себя утруждать вопросом насколько все это противоречит Конституции РФ.

По ст.11 «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Иначе говоря, сама республика определяет пост президента вместе с названием и полномочиями. Данная статья относится к главе «Основы конституционного строя», которую Федеральное Собрание не имеет права менять (ст. 135).

В ст. 72 пункте н) Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления», что содержательно означает установление по всей стране демократического строя с разделением властей, исключая, например, советскую форму власти в регионах. Другого смысла эта статья не содержит. Депутаты, скорее всего, будут опираться на нее, истолковав в пользу центра, что уже многократно проделывалось.

В пользу субъектов можно сослаться на ст. 66, которая гласит: «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики», иначе говоря, по вопросу статуса, а значит и полномочий президента республики нужно договариваться с субъектом федерации. Кстати, у Татарстана с РФ уже есть такой Договор от 2007 г., который подтверждает Конституцию РФ по ряду пунктов. Смысл принятия такого Договора в том, что в отличие от Конституции РФ он может в суде рассматриваться в качестве федерального закона, хотя любой суд в России без особого труда примет политическое решение в пользу центра. Остается еще один юридический элемент, который всю ситуацию выводит на политический уровень. По ст.1 Конституции Татарстана вопросы, касающиеся статуса, а значит и поста президента, могут меняться только референдумом. Ясно, что Москва референдум в Татарстане проиграет, несмотря ни на какие рейтинги руководителей РФ. Пойдет ли на это Татарстан? Думаю, нет. Впереди маячит Универсиада — 2013 и громадные вложения, связанные с ее проведением.

Государственная Дума, конечно же, примет поправки. Если дело дойдет до Конституционного суда, что маловероятно, законность решения будет автоматически признана. Что в итоге получит центр? Еще одно подтверждение раболепия всех регионов? Не без этого. Но есть еще более важная задача, которая называется политическим давлением на республики. Во всем мире политическое давление считается эффективным инструментом, приносящим ощутимые дивиденды. В Москве научились этим пользоваться, опираясь на бюджетную зависимость регионов, подконтрольную Госдуму, «Единую Россию», заранее согласную на всё и управляемые якобы оппозиционные партии, а также СМИ, хором поддерживающие все начинания центра.

Последние из лидеров регионов, претендующих на особое мнение, в лице Шаймиева, Рахимова и Лужкова ушли в отставку. Не осталось старых раздражителей-тяжеловесов. Теперь везде и всюду свои.

Поправки Государственной Думы острием направлены на Татарстан, ведь остальные республики уже начали менять свои конституционные нормы по этому вопросу. Сказать, что в Татарстане сепаратисты? Нет. Сказать, что РТ плохо работает, мало платит налогов, рассадник терроризма? Опять-таки нет. Что же не устраивает? Не устраивает то, что руководство республики контролирует экономику, иначе говоря, слишком много собственности сохранилось в республике, не прихваченное московскими олигархами.

Игра с названиями первых лиц всего лишь проверка клапанов на предмет выяснения, сколько осталось в котле пара? Проверяется наличие политического ресурса в республиках после ухода Шаймиева и Лужкова.

Что будут делать в РТ? Выжидать из расчета, что за пять лет проблема сама собой рассосется. Верно ли такое решение? Нет. Потому, что следующий шаг со стороны федерального центра уже заготовлен, а Татарстан в политической игре занял позу обороны и запасных ходов не имеет.

На сегодня у федерального центра позиция беспроигрышная.

Какой конструктивный совет можно предложить родной республике? Развивать образование, ведь знания отобрать нельзя как собственность или атрибуты республики.

Рафаэль ХАКИМОВ

11 ноября 2010 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня