И хочется, и колется, и Юля не велит

Post navigation

И хочется, и колется, и Юля не велит

или Кто и как делил крымский шельф Черного моря

Уже несколько лет продолжается борьба между украинским правительством и компанией Vanco International, получившей право на разработку нефтегазовых месторождений на Прикерченском шельфе Черного моря. Время идет, а перспективные месторождения в условиях критической зависимости от основного поставщика энергоресурсов остаются неиспользуемыми. Первое и единственное украинское соглашение о разделе продукции оказалось неудачным.

До середины 20 века крупнейшие компании метрополий имели фактически бесконтрольный доступ к ресурсам колониальных стран. Для обеспечения этого права активно использовались исключительные лицензии (концессии). Такая лицензия выдавалась владельцем ресурса юридическому лицу с необходимыми квалификацией и финансовыми возможностями и предоставляла держателю право собственности на весь ресурс в течение срока действия лицензии. Во второй половине 20 века многие страны «третьего мира», получив независимость, отказались продлевать концессии. Для того чтобы избежать стагнации (прежде всего, в нефтяной промышленности) была разработана новая концепция допущения иностранных компаний к месторождениям — соглашение о разделе продукции (СРП), позволявшее удерживать ресурсы в национальной собственности.

Первое СРП было подписано в 1966 году в Индонезии. Через некоторое время этот вид соглашений приобрел такую популярность, что в настоящее время используется во всех нефте- и газодобывающих регионах мира, кроме Западной Европы, где такие контракты предлагает только Мальта.

В отличие от исключительной лицензии, СРП не дает подрядчику никакого законодательно установленного права на добычу нефти, а лишь установленное договором право на получение части нефти и газа, которая предоставляется подрядчику (после нефтепереработки) в пункте передачи. Кроме того, СРП предлагает более широкий выбор способов, с помощью которых государство может влиять на деятельность подрядчика, например, сроки соглашения раздела производства, дополнительные налоги на объемы добычи, экспортные пошлины и подоходные налоги.

В целом, соглашения о разделе продукции предлагают сходный по структуре метод раздела продукта, но различаются в том, что касается абсолютных цифр и величины процента «гонорара». Фактические цифры определяются после переговоров с участниками тендера и зависят от конкуренции, особых обстоятельств контракта и территории его действия.

Обычно суммарный продукт делится на три неравные части. Первая часть предназначается государству и считается платой за пользование недрами (10-15%). Может также быть определена серия последовательных траншей, причем, каждому более высокому траншу определяется и более высокий процент «гонорарной» нефти. Вторая часть, или так называемая «затратная нефть», предназначается подрядчику в целях возмещения понесенных им затрат. Третья считается оставшейся или «прибыльной» нефтью и распределяется в сложной пропорции между государственной стороной и подрядчиком.

Закон Украины «О соглашениях о разделе продукции» был принят в 1999 году, а первый тендер в соответствии с ним проведен в апреле 2006 года. Тогда были поданы пять заявок на добычу энергоресурсов в Причерноморском шельфе: от Shell, ExxonMobil, Turkiye Petrolleri, Hunt Oil Company of Ukraine и Vanco International. Но результат удивил многих: несмотря на участие в тендере таких грандов нефтяной промышленности, как Shell и ExxonMobil, победителем была признана Vanco International Limited, которая зарегистрирована на Бермудских островах дочерней компанией Vanco Energy Company (США). Кстати, последняя компания уже занимается подобными разработками в Кот-д’Ивуаре, Гане, Габоне и Экваториальной Гвинее. Как тогда заявила Межведомственная комиссия по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции, именно «компания Vanco представила очень четкий бизнес-план в разрезе как технических, так и финансово-экономических параметров на весь 30-летний период действия соглашения о разделе продукции». В тендерном предложении на этапе до возмещения инвестиционных затрат, в зависимости от налогов и других положений соглашения о распределении продукции, которые влияют на результат, для Vanco предполагалось 70-80% продукции, а на этапе после возмещения затрат — 40-50%.

Процесс подписания соглашения — настоящая проверка на выносливость. С украинской стороны было выдвинуто более 200 претензий и предложений, включая замечания практически всех министерств. В ноябре 2006 года Vanco уже заявила, что готова на распределение продукции в пропорции 45% инвестору, 55% государству на этапе после возмещения затрат.

Однако в апреле 2007 года Межведомственная комиссия утвердила проект соглашения, который предусматривал распределение продукции на этапе возмещения инвестиционных затрат в пропорции 50% государству, 50% инвестору, а на втором этапе — 60% государству и 40% инвестору. Наконец, 19 октября 2007 года соглашение о разделе продукции было подписано, Vanсo International в соответствии с условиями соглашения переуступила свои права и обязательства по СРП компании «Vanco Prickerchenska Ltd.» (Британские Виргинские острова), и подготовка к разработке началась.

Тут самое время оговориться. Все эти события происходили при премьер-министрах Юрии Еханурове и Викторе Януковиче. Сменившая их Юлия Тимошенко заинтересовалась структурой корпорации. Что, собственно, и неудивительно: структура из нескольких аффилированных компаний, зарегистрированных в оффшорах, не может не привлечь внимание. В результате в апреле 2008 года Юлия Тимошенко заявила: «Украина все это богатство отдала одной компании, при этом, когда через Госфинмониторинг разобрались, то она зарегистрирована на четырех студентов от 20 до 22 лет в оффшорах» и попросила Верховную Раду пересмотреть СРП.

Помимо этого выдвигались и другие обвинения. Министерство охраны окружающей среды выявило ряд нарушений законодательства Украины, допущенных в ходе проведения конкурса на право заключения СРП, в процессе выдачи Vanco Prykerchenska лицензии, а также факты нарушения Vanco International некоторых положений СРП. В Кабмине отметили, что правительство Виктора Януковича отказывалось подписывать соглашение на протяжении года, пока Vanco International не сменила Vanco Prickerchenska, 75% которой принадлежало двум малоизвестным инвестиционным фондам и компании ДТЭК Рината Ахметова. В-общем, лицензия была аннулирована, а Кабинет министров, в свою очередь, решил в одностороннем порядке выйти из соглашения с Vanco International.

В июле Vanco Prykerchenska Ltd., которую, кстати, поддержал Секретариат Президента, обратилась в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. Президент компании Джин ван Дайк назвал Юлию Тимошенко «единственным препятствием к реализации проекта Vanco в Украине» и предупредил, что обращение в международные арбитражные институты задержит начало разработки Прикерченского участка шельфа на 5-10 лет.
Несмотря на судебный процесс, в ноябре 2008 года компания предоставила Кабмину бюджет первого этапа разработки участка в 2009 году в размере 80 млн. долл., а Межведомственная комиссия выступила за учреждение прямых переговоров сторон. После этого Кабинет министров выпустил еще одно постановление, которым подтвердил свою позицию по выходу из СРП.

Незадолго до Нового года компания Vanco Prykerchenska Ltd. обратилась в Арбитражный трибунал с просьбой вынести отдельный приказ, который в принудительном порядке должен был бы запретить правительству Украины использовать Прикерченский участок до окончания рассмотрения дела по сути. Однако Арбитраж получил заверения премьер-министра Украины в том, что государство не собирается использовать указанный участок и не имеет намерения осуществлять какие-либо действия относительно поиска или добычи углеводородов в ее пределах до вынесения окончательного решения, и в феврале 2009 года в таком приказе компании было отказано.

История продолжается. Но каким бы ни был окончательный результат, ясно одно — это очередной удар по инвестиционному имиджу Украины. И это вина не только Межведомственной комиссии, которая выбрала малоизвестную и подозрительную компанию, или Виктора Януковича, который заключил соглашение, или Юлии Тимошенко, решившей это соглашение расторгнуть. Это вина всех наших политиков, которые в угоду своим сиюминутным интересам приносят в жертву стратегические интересы всей Украины. И пока приоритеты не поменяются, у нас будут продолжаться и политический кризис, и реприватизации, и коррупция, и еще черт знает что. Только вот этим инвесторов уж точно не заманишь…

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

«Полуостров» №7 (311) 20 — 26 февраля 2009 г. 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня