Как живется сегодня ногайцам в России

Post navigation

Как живется сегодня ногайцам в России

Выступление Янгурджи Аджиева на конференции «Второе международное десятилетие коренных народов: достижение и проблемы»

 

Хочу начать свое выступление словами великого Чингиза Айтматова: «Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учится с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза: куда его согнешь, туда и пойдет».

 

Янгурчи АДЖИЕВСовременные ногайцы, как остальные тюркские племена, являются естественными потомками и преемниками всех предыдущих этнических образований (начиная со скифов и гуннов) на «Дороге народов», и они (Ногаи) были последними из тех, кто доминировал здесь в свое время. Справедливо сказано в отношении ногайского народа: «Народ, имевший историческое прошлое — достоин в настоящем прекрасного будущего».

 

Каждый наш приезд на Украину и в Крым — это возвращение к своим корням, это дань уважения к памяти предков, которая подтверждается многими историческими фактами. Предыстория Ногайской Орды тесно связывается с переводом по воле Токтамыш-хана в 1380-х годах большого количества кочевых татар-ногайцев бывшего Ногайского улуса (из Причерноморья и Крыма) на земли между Волгой и Уралом. После смерти Улуг Мухаммеда (Ормамбет хана, около 1600 года) и распада Ногайской Орды в начале XVII в., большая часть ногайцев оказалась в подчинении Крымского ханства и стали называться по именам ханов и названиям родов и местности, в которой обитали.

 

Волжские ногайцы составляли девять родов — Мансур, Орак, Мамай, Касай, Ормамбет, Тогыз, Идешек, Идесан, Жанбайлык, Карашы (потомки Есеке-бия). К ним ханом Сахиб-Гираем были присоединены роды мансур и сежеут. Согласно официальным данным переписи 2010 года в России насчитывается 103 660 ногайцев: в Дагестане — 40407 человек, в Ставропольском крае — 22006 человек, в Карачаево-Черкесской республике — 15654, в Астраханской области — 7589, в Ямало-Ненецком автономном округе — 3479, в Чеченской республике — 3444 человек. В Ханты-Мансийском Автономном округе из проживавших согласно переписи 2002 года 2502 ногайцев в документах переписи 2010 года ногайцы не указаны.

 

К сожалению, политика, проводимая высокопоставленными чиновниками во властных структурах субъектов Северо-Кавказского и Южного Федерального округов, частично не направлена на стабилизацию политического и социально-экономического благополучия ногайцев. Проблема дальнейшего развития ногайцев в РФ на данный момент стоит как никогда остро, и требуют серьезного внимания. 31 мая 2012 года президент Республики Дагестан М.М. Магомедов на сессии Народного Собрания в ежегодном послании к народным избранникам предложил ввести частную собственность на землю и сделал предложение смягчить механизм приватизации земли сельскохозяйственного назначения», которое для одних — провокационное, для других, наоборот, — революционное. «Нам нужно подумать о введении частной собственности на землю. В связи с этим правительству республики следует подготовить предложения по смягчению ограничений на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, введению частной собственности на землю», — заявил М. Магомедов на ежегодном послании Народному собранию республики. Приватизация в условиях современного Дагестана станет предметом торга и разбазаривания ногайских земель, послужит первопричиной ликвидации Ногайской Степи — исторической Родины, основной и исконной области расселения ногайского народа, которую современные мифотворцы и псевдоученые изменили на Прикаспийскую низменность. Для ногайцев в настоящее время самой болезненной является проблема национальных кадров и трудоустройства, развитие родного языка и культуры.

 

Ногайский народ имеет право на самосохранение и развитие. В справке Президенту РФ «Об общественно-политической ситуации в республике Дагестан» за 2005 год Полномочный Представитель Президента РФ в ЮФО Д.Н. Козак отмечает: «Латентным фактором общественно-политической нестабильности служит отсутствие национально-территориальной целостности у ногайцев, расчлененных административно-территориальными границами между Республикой Дагестан, Чеченской Республикой и Ставропольским краем». Находясь постоянно на землях отгонного животноводства в Ногайской Степи (Дагестан — Ставрополье) на основании противоправного Закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», принятый Народным Собранием РД 26.09.1996 г., крс и мрс выели и вытоптали степь, никаких мероприятий по восстановлению травяного покрова отгонниками не проводится, начался процесс деградации земель. Сам закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» противоречит Земельному кодексу РФ, введенному в действие в 2001 году и принятому в соответствии с ним федеральным законам, регулирующим земельные отношения. Трудами многих известных исследователей доказано, что именно ногайцы в большей мере являются историческими преемниками кыпчаков-куманов-половцев. Исторические факты гласят: «Ногайцы — тюркский народ, кочевья которого простирались от территорий современных Дагестана, Карачая, Чечни и Крыма на юге до Татарстана и Башкортостана на севере, от Казахстана и Каракалпакстана на востоке до Румынии, Молдавии и Болгарии на западе». Завоевав нашу историческую Родину Дешт-и-Кыпчак, Российская империя загнала ногайцев в резервации. Но современные ногайцы, потеряв право пользования землями предков в Ногайской Степи, т.е. утратив Родину, не желают представлять себя частицей умирающего этноса.

 

В 1865 г. был составлен список Таврической губернии Крымского уезда, в котором перечислены роды — аргын, конырат, кыпчак, алшын, канлы, алаш, тама, керейт, боз оглы, онгар найман, карт кожак, кошен, токсаба. В 1783 г., после присоединения Крыма к России, крымские ногайцы стали перекочевывать к туркам, увеличив число их до 500 тысяч, стали подданными Турции. Известный ученый, писатель и исследователь Крыма XIX века Е.В. Марков писал, что лишь татары «переносили этот сухой зной степи, владея тайнами извлеченья и проведения воды, разводя скот и сады в таких местах, где до сего, не уживется немец или болгарин. Сотни тысяч честных и терпеливых рук отняты у хозяйства. Стада верблюдов почти исчезли; где прежде ходило тридцать отар овец, там ходит одна, где были фонтаны, там теперь пустые бассейны, где была многолюдная промышленная деревня — там теперь пустырь… Проезжайте, например, Евпаторийский уезд и вы подумаете, что путешествуете по берегам Мертвого моря».

 

Уход в Турцию в конце XVIII в. свыше 500 тыс. ногайцев привёл к гибели и исчезновению большей части письменной культуры, созданной ногайским народом. Оставшиеся в России кавказские, мелитопольские, астраханские и крымские ногайцы продолжали пользоваться своей письменностью и литературным ногайским языком.

 

Присутствующие на форуме могут про себя подумать, мол, приехал нам историю рассказывать. Я отвечу словами Н.М.Карамзина: «Чем меньше человек знает о прошлом и настоящем, тем ненадежнее… окажется его суждение о будущем». В настоящее время через всевозможные каналы информации — в газетах, научно-популярных, художественно-литературных журналах, монографиях фальсифицируется историческое прошлое ногайского народа. Зачастую авторы этих публикаций не имеют отношения к историко-этнической проблеме. В республиках Северного Кавказа многие «ученые-теоретики», связывают прошлую историю своего народа с историей «престижных» народов. Среди творцов, которые создают в массах стереотипы научной обоснованности провозглашаемых «теорий» имеются солидные профессора, которые действуют по принципу: «Палка, дырка, два струна — я хозяин вся страна», или «Что вижу то и пою». Нельзя препарировать историю, выбирать то, что нравится, и умалчивать о том, что не нравится. Печальный опыт учит нас, что всякое изъятие в истории и в культуре ведет к тому, что пустота в нашем знании оборачивается пустотой духовной.

 

Царская власть осуществляла в Крыму политику, основанную на известном принципе «разделяй и властвуй», Крымские татары были разделены на три группы — таты, степняки-ногаи и южнобережцы, в их языке выделены три основных диалекта — южнобережный (южный, ялыбойский), степной (северный, ногайский) и средний (орта-ёлакский, татский).

 

В число исчезающих языков в Украине ЮНЕСКО занесен ногайский, на котором совсем недавно говорила часть крымских татар. На этом языке говорят крымские татары Румынии и Болгарии, а также подавляющее большинство крымских татар Турции. Это литературный язык периода Крымского ханства, на котором говорили вплоть до 1928 г., язык периода его государственности и культуры, международный язык на Евразийском пространстве в средние века. Также известно, что российские императоры вплоть до Петра I в официальной переписке использовали крымскотатарский язык. Специалисты говорят, что наилучшим образом татарский язык сохранился в Добрудже, где на него не влиял ни русский язык (как это имело место в Крыму), ни турецкий (как в Турции).

 

21 февраля отмечается Международный день родного языка. Ногайский язык принадлежит к кыпчакской или северо-западной группе тюркских языков, составляющий вместе с кара-калпакским и казахским языками кыпчакско-ногайскую подгруппу тюркской группы алтайской языковой семьи. О ногайской литературе XIV — нач. XX вв. нельзя говорить, не касаясь письменности и письменного языка ногайского народа того времени. О наличии у ногайцев в XIV -начале XX вв. письменности свидетельствуют многочисленные исторические факты. Имеются сведения, почерпнутые из ногайских рукописей начала XX в., что в прошлом у ногайцев существовали исторические сочинения «Тарихи-и-ногай» («История ногайцев») и «Таварих-и-ногай» («Ногайские летописи»). О существовании у ногайцев письменной литературы ставропольский краевед Г. Прозрителев писал: «…ногайцы имели свои литературные произведения, но это были рукописи». Продолжительное время проживший среди ногайцев Мелитопольского уезда Таврической губернии М. Корнис сообщает: «Вместе с мусульманскою верою ногайцы приняли и арабское письмо. Книги их, состоящие из одних только духовных сочинений и молитв, заключают в себе смесь арабских, турецких и татарских слов». (Иванов В.А. Списки рукописей Бухарской коллекции (предисловие и примечание Ю.Е. Борщевского) //Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования).

 

Дочь византийского императора Алексея Комнина Анна (1083-1155 гг.) в своем сочинении «Алексиада», прославляющем отца в рассказах о кочевниках указала, что «язык куманов тот же что у печенегов» (Комнина, 1965, с. 236). Трудно поверить в сообщение человека, незнающего язык, о котором говорить. Но с другой стороны оба этих народа говорили на одном — древнетюркском — языке, точнее, на диалектах западного (по Махмуду ал Кашгари) его наречия. Уже достигнув цели движения, пришельцы подчинили не успевших уйти печенегов и торков, со временем частично смешаться с ними, в том числе и в языковом отношении.

 

Венгерский тюрколог Йожеф Торма, исследуя кунское «наследие» в диалектах венгерского языка и сопоставляя кунскую лексику (в венгерском) с казахской, а казахский язык относится к ногайско-кыпчакской, т.е. восточной ветви кыпчакской группы тюркских языков, нашёл более 40 кунско-казахских соответствий (Торма, 1995, с. 57-68). Из этого следует, что куны и половцы говорили на восточном наречии древнетюркского языка, что не противоречит географии их местожительства до эмиграции на запад (Ю.А.Евстигнеев. Кыпчаки /половцы/ куманы и их потомки. 2010 с. 37-38).

 

С VIII в. среди них стала распространяться уйгурская письменность. М. А. Усманов, говоря о значении уйгурского письма для восточных регионов монгольской империи, пишет: «Несколько иную картину мы наблюдаем Средней Азии, Восточной Европе XIII- XIV вв., то есть в «западных улусах» монгольской империи, где уйгурское письмо не получило всеобщего распространения. И это вполне понятно: население таких регионов, как Хорезм, Булгар, Северный Кавказ и Крым, уже были письменными — имели свой более или менее развитый литературный язык на основе арабской графики. Поэтому, несмотря на официальное положение уйгурской графики, она не смогла вытеснить арабо-тюркскую письменную традицию». Ногайские племена, проживавшие от Волги до Иртыша, приняв ислам, не сразу отказались от привычного для них уйгуро-найманского письма. Даже в XVIII в. в ногайской письменности арабская графика не могла окончательно вытеснить уйгуро-найманскую. Древние тюрки, приняв ислам, на основе арабской графики создали свой алфавит, получивший распространение через мечети и систему мусульманского образования (мектеб и медресе). В 18-19 веках становятся уже нормой и проживание части ногайского населения в городах южной полосы России, и строительство в этих городах мечетей, в том числе при самом непосредственном участии ногайских зодчих и строителей, и обучение детей в открываемых при мечетях мусульманских школах-мектебе, что вело к появлению ногайских мастеров, владевших арабской письменностью и способных быть самостоятельными резчиками эпитафий. Свидетельства этих процессов можно обнаружить в различных исторических источниках. Например, в письме барона Розена генералу С. Блудову от 7 мая 1836 года говорится: «В степных местах устроено уже до 50-ти мектебов или молитвенных домов грамотными духовного звания ногайцами». Практически со времен принятия ислама протоногайцы включились в орбиту арабомусульманской культуры, будучи в составе Золотой Орды, пользовались арабским шрифтом.

 

Один исследователь, например, рассказывает о том, что: «ногайцы, бывшие в ученье, при хорошем образе мыслей и при хорошем поведении занимают должности духовных, то есть — другими словами — нравственный уровень их значительно повысился. Если повышение нравственного уровня произошло лишь вследствие обучения грамоте и Корану «у затеречных татар», то во сколько же раз возвысился бы этот уровень, если бы дать ногайцам хорошую школу!..». В XIX в. развитию ногайской культуры способствовали введение преподавания ногайского языка на основе арабской графики в школе г. Ногайска (был основан в 1821 г. в Таврической губернии, при устье реки Обыточной, в 3 верстах от моря), издание книг на ногайском языке в Астрахани, открытие школ с преподаванием русского и ногайского языков в Ачикулаке в 1869 г., в Нижне -Мансуровском в 1877 г.

 

С XVIII в. до 1928 г. ногайская письменность и алфавит основывалась на реформированном арабской графике. С 1929 года Декретом Советской власти письменность с реформированного арабского алфавита была переведена на латинский алфавит. Делалось все без обсуждения, без учета мнения специалистов и самого народа. Лишь немногие пытались противостоять официальному курсу, понимая, что перемена шрифта сразу сделает неграмотной значительную часть народа, оторвет его от многовековой культуры. Смена алфавита и уничтожение старых книг были призваны окончательно и бесповоротно оторвать ногайцев от их культурных корней, интегрировать их во вновь создающуюся общность с новыми ценностями. В 1938 году алфавит с латинского перевели на кириллицу. 13 марта 1938 года принято постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

 

Начиная с 1957 года в ногайских школах перестали изучать ногайский язык. В настоящее время уроки ногайского языка проходят в национальных школах как факультативный предмет, т.е. 2 часа в неделю. С переходом в 2008 году школ республик на новые учебные планы и по рекомендации врачей количество часов родного языка в сельских школах уменьшено. В большинстве случаев виноваты и директора школ, у которых выискивается множество причин, это отсутствие педагогов и дидактического материала, нехватка помещений. В некоторых регионах проживания ногайцев вообще не существует преподавания ногайского языка и литературы. В сельских школах аулов Бабаюртовского района Республики Дагестан Тамазатюбе, Мужукай, Татаюрт и в средней школе № 21 поселка Главный Сулак, где доминирует ногайский этнос, наши дети продолжают изучать кумыкский язык.

 

Анализ, изучения ногайского языка в школах РД сделанный в 2006 году показал:

 

—  В Бабаюртовском районе ногайский язык изучают 203 учащихся;

 

—  В Кизлярском районе ногайский язык изучают 612 учащихся;

 

—  В Ногайском районе ногайский язык изучают 3631 учащихся;

 

 

—  В Тарумовском районе ногайский язык изучают 369 учащихся.

 

Всего 4815 учащихся из 38200 человек ногайского населения РД изучают родной язык в форме факультатива, т.е. 2 часа в неделю.

 

В Бабаюртовском районе на 2009 год ногайский язык изучают: в селении Новая Коса — 22 человека из 105 учащихся; в селе Геметюбе — 75 человек из 220 учащихся; в селении Мужукай — 47 человек из 149 учащихся. На территории компактного проживания ногайцев в районе родной язык в форме факультатива, т.е. 2 часа в неделю, изучают всего 144 учащихся, при наличии ногайского населения района 7500 человек.

 

Как принято говорить, в условиях России важную роль в защите языков играет специальный правовой инструмент — национально-культурная автономия. Хотя ногайцы формально имеют экстерриториальную автономию, но в Республике Дагестан число учащихся изучающих ногайский язык уменшается с каждым годом. Если в 2006 году в Бабаюртовском районе ногайский язык в форме факультатива изучали 203 учащихся, то в 2009 году их число сократилось до 144 учащихся.

 

Ногаец из Австрии Abdulletif Ciftci, сын Айши дочери Байшора (выехал в Саудовскую Аравию 1890 году из Гюльдеген-аул р-н Бештау), в интервью сказал: «Тилинъди йойтсан, оьзинъди, ногайшылыгынъды йойтарсынъ! Аьр халк уыыин солайдыр — баскалыгы йок.

 

Тил яшавда бир миллетке — халкка энде керек болган затлардынъ, онынъ кылыгынынъ, энде басынъда келеди. Алла шукыр- сол тилдинъ маьнесини, баьасини бизим уьйкенлеримиз шеккен, тарткан, анълаганлар, уьйреткенлер».

 

По данным 2002 года на долю ногайского населения в количестве 90020 человек в Российской Федерации владеющих ногайским языком приходится всего 0,1 %. Ногайский язык государственным языком в РФ признан только в Карачаево-Черкесии, но в перечне языков коренных малочисленных народов РФ не указан.

 

В РФ у ногайцев отсутствуют отдельные учреждения по языку обучения. По данным статистических сведений, характеризующих функционирование родных языков (кроме русского) в системе общего образования количество учреждений, в которых родной ногайский (нерусский) язык изучается, как предмет достигает 65 единиц.

 

Число учащихся изучающих родной (нерусский) ногайский язык как предмет в РФ:

 

1-4 класс — 3514,

 

5-9 класс — 5204 человек,

 

10-11 класс — 1289 человек.

 

Итого 10007 человек.

 

По всей видимости, руководители Республики Дагестан считают, что ногайцы в Бабаюртовском районе должны быть ассимилированы с кумыками, а их возрождение — дело бесперспективное.

 

Поэт Ад алло Али Барзак выступая на 3-м Съезде Народов Дагестана сказал: «Мечтаю я также о том, чтобы наши историки перестали искажать события, писатели перестали бы врать и издавать бездарные книги. Будут ли когда-нибудь, хотя бы до пятого класса, преподавать уроки на родных языках». (Свободная Республика № 15 (251) 17.12.2010 с. 4). Больно и обидно сознавать, что завтра дома тебя внуки встретят на чужом языке.

 

 

Янгурчи АДЖИЕВ, Председатель Исполкома

общественной организации «Бирлик» ногайцев Северо-Западного Прикаспия

Республики Дагестан Российской Федерации

 

9 августа 2012 г, Евпатория, Крым — Украина

 

МФ-информ

Похожие материалы

Ретроспектива дня