80-летию Решата Джемилева посвящается
Я — человек,
Я не могу,
Как лампа иная
Мигать в полнакала
Сеитумер Эмин
Народ остается народом, когда сохранятся неразрывная связь между его прошлым, настоящим и будущим. Если разрывается одно из звеньев в этой связи, народ начинает терять свою идентичность, свою самобытность, свой язык, свою духовность… Начинается процесс ассимиляции, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению этого народа.
Подверженные воздействию массовой культуры, люди зачастую усваивают стереотипы массового поведения, теряя свое исконное, сокровенное, самобытное, впадая в коллективное беспамятство.
Поработители Крыма, начиная с Екатерины ІІ, царского самодержавия, тоталитаризма коммунистического разлива и кончая нынешними «хозяевами» полуострова, во все времена пытались и пытаются сейчас разорвать эту связь. Но эти планы провалились. Вопреки всем устремлениям и ожиданиям, крымскотатарский народ выжил, сохранился и значительной частью сумел вернуться на свою историческую Родину — на земли своих предков — в Крым.
Зачастую мы даже не задумываемся о том, что наше возвращение, возрождение «из пепла» произошло не само по себе. Его готовили, приближали и осуществляли тысячи, десятки тысяч бесстрашных патриотов, настоящих народных героев, бросивших вызов жестокому тоталитарному режиму.
Эти герои готовы были принять любые лишения, издевательства, мучения и даже смерть во имя великой миссии — вернуть народ к Жизни, к родным очагам и пепелищам. Этих людей народ не имеет право забывать, они должны всегда оставаться в нашей памяти и быть примером для подрастающего поколения.
Я же хочу вспомнить об одном из своих друзей — Решате Джемилеве — для которого патриотизм, национальная честь, борьба за восстановление доброго имени народа, за его возвращение не были просто словами. Это было Делом всей его жизни. Этому бесстрашному человеку, можно сказать, сгоревшему в борьбе за восстановление прав и свобод своего народа, за право жить на земле своих предков, в этом году исполнилось бы 80 лет.
Для истории 80 лет — это миг. За этот промежуток времени Решат Джемилев, как метеор, оставил неизгладимый яркий след в памяти крымскотатарского народа, сгоревший в неравной жесткой схватке с монстром, посягнувшим на жизнь нации.
Решат Джемилев родился в Крыму, в одном из живописнейших мест — Улу-Узени под Алуштой. Ребенком со всем народом был выслан из Крыма, на себе испытал неимоверные трудности — болезни, издевательства, унизительный комендантский режим спецпоселения… У этого поколения крымских татар не было «счастливого детства». Вместо этого были голод, холод, борьба за выживание и пропитание. Этим детям приходилось хоронить своих родителей, братьев, сестер и друзей.
Решату Джемилеву «повезло» — он выжил, вырос закалённым парнем, рано повзрослевшим в юные годы. Он сумел выучиться, поступить в строительный техникум и закончить его, стать ведущим специалистом в отрасли. Это сегодня получить достойное образование и специальность — можно сказать, обыденное дело. А в те времена получить среднее и высшее образование, стать хорошим специалистом удавалось далеко не каждому. Ибо для крымских татар существовали неписанные запреты во всех сферах. Во многие вузы даже документы не принимались.
Уже во время учебы в техникуме Решат Джемилев стал часто задумывался над причинами такого положения народа. Впитав с молоком матери любовь к своей Родине, к её замечательной природе, горам, лесам, бескрайнему морю, никак не мог согласиться с бесправным рабским положением своего народа.
Повзрослев и многое поняв, Решат Джемилев включился в национальное движение, став одним из активнейших его участников. Решат Джемилев всегда был а авангарде. Его бесстрашие, мужество, принципиальность и уверенность в своей правоте удивляли даже тех, кто стоял на страже режима — сотрудников КГБ и милиции.
В выступлении на одном из судилищ над ним Решат Джемилев сказал: «Я готов принять любые удары судьбы и даже смерть, но не примирение… Меня привели к этому — глумление властей над моим детством, юношеством и сегодняшним днём».
Участвуя в Национальном движении, Решат Джемилев постоянно работал над собой: изучал историю и культуру, методы борьбы с тоталитаризмом, жизнь и деятельность выдающихся представителей крымскотатарского народа. Это давало ему необходимые знания и силы эффективно бороться, разоблачать сущность правящего режима Лжевластия.
Решат Джемилев был одним из первых, кто не побоялся «вынести сор из избы», информировать международную общественность о настоящем положении крымскотатарского народа в местах высылки.
В 1969 Решат Джемилев был одним из организаторов и участником демонстрации на площади Маяковского в Москве, когда там проходил международный съезд коммунистических партий. Это был беспрецедентный по своей отваге и дерзости акт протестного выступления с осуждением уже тогда загнивающего режима и его политики. Карательные органы, конечно же, не могли простить Решату Джемилеву этой «ложки дегтя» горькой Правды в «бочке меда» сладкой Лжи.
Решат Джемилев был лично знаком почти со всеми диссидентами и правозащитниками Советского Союза, которые открыто осуждали тоталитарный режим советской державы и, как могли, боролись за права и свободы человека. Через них Решат Джемилев передавал заграницу информации о бесправном положении крымскотатарского народа, о повторных выселениях из Крыма, прибывавших туда семей, сносе бульдозерами купленных ими домов.
Решат Джемилев был одним из активнейших защитников Мустафы Джемилева, информируя международную общественность о судебных процессах над ним, о его голодовке, называя его «братом». Он собирал информацию о каждом осужденном за участие в Национальном движении, собрал материал о Мусе Мамуте, который, не выдержав издевательств над семьей, в отчаянии покончил жизнь самосожжением.
И сам Решат Джемилев неоднократно подвергался судебным преследованиям, провел немало лет в тюрьмах и лагерях. За годы, проведенные в ГУЛАГе, Решат Джемилев заработал целый «букет» различных болезней, не раз переносил нервные потрясения.
Изощрениям спецслужб не было предела. Будучи под следствием в подвалах КГБ, Решату Джемилеву сообщили, что из-за его «упрямства» к ответственности будут привлечены его дети, если он не «угомониться» и не даст согласия сотрудничать с органами. Такими бесчеловечными методами, издеваясь над его семьей и детьми, карательные органы пытались сломить волю Решата, надеясь, что он отступиться. Надо признать, что не каждый смог выдержать и достойно, мужественно пройти чистилище ада. Отступились, предали, прежде всего себя, и свой народ впридачу. Но ни Решата, ни его семью сатрапы так и не смогли сломить до конца его жизни.
Именно благодаря поддержке семьи, мужеству и стойкости самого близкого человека — жены Зеры, Решат Джемилев выдерживал все издевательства и возвращался в строй еще более уверенным в своей правоте и своем выборе.
На судебных процессах Решат Джемилев выступал не как обвиняемый, а как обличитель, на фактах раскрывая продажность следователей, прокуроров, судей… и бесчеловечную, антинародную политику и сущность «самого гуманного государства в мире». Своё жизненное кредо Решат Джемилев выразил на одном из судебных процессов словами: «Я готов принять нас себя любые муки во имя торжества справедливости и иду на это, сознавая всё, что ждёт меня. Я никогда не преклонюсь перед теми, по чьей вине в местах высылки погибла половина моего народа».
Говоря о преступлениях Советского государства против крымскотатарского и других народов страны, Решат Джемилев гневно напоминал своим палачам: «У этого преступления нет срока давности. Прошлые преступления властей могут быть прощены… если их открыто и публично осудят, если власти извиняться перед репрессированными народами и возместят нанесённый им материальный ущерб и моральный вред».
Единоборство со страшным монстром — советской системой — наш народ, можно сказать, выиграл, благодаря таким народным героям, как Решат Джемилев и многим ему подобным.
После долгих лет борьбы и мытарств Решат Джемилев с семьей возвратился на исконную землю предков и поселился в Симферополе. Но спокойной жизни на родной земле он так и не обрел, ибо политика властей Крыма и Украины ничем не отличалась от политики Советского режима.
К этому еще прибавились разрыв с Мустафой Джемилевым, заболевшего «звездной» болезнью, участившиеся раздоры среди участников национального движения, отход руководства Милли Меджлиса от сути и принципов Наказа народа и Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой на ІІ Курултае.
Все это, в конце концов, привели к безвременной кончине Решата Джемилева — этого бесстрашного и справедливого борца за народное дело.
Но имя Решата Джемилева никогда не будет предано забвению. Он всегда будет служить примером беззаветного служения своему народу, Правде и Справедливости.
Дильшад ИЛЬЯС ШЕЙХЗАДЕ,
участник национального движения крымскотатарского народа,
член Политсовета Милли Фирка