Ситуацию в Киргизии уже не называют иначе, как революцией. Симпатии Кремля явно отданы главе временного правительства Розе Отунбаевой, а не президенту Курманбеку Бакиеву. Делегация временного правительства Киргизии уже начала в Москве переговоры по вопросу оказания помощи этой стране, и делегацию возглавляет первый замруководителя переходного кабинета министров Алмазбек Атамбаев.
Скорее всего, Россия поможет Киргизии, поскольку данный регион представляет определенный экономический интерес для РФ.
В товарообороте Киргизии на долю России приходится около 30%, и в докризисный 2008 год он составил около $2 млрд (правда, в следующем году сократился на треть). В конце прошлого года Бакиев даже заявлял, что Киргизия готова вступить в Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана. Впрочем, уже 12 февраля президент России Дмитрий Медведев сообщил, что не намерен «затягивать искусственным образом» в создаваемое на базе Таможенного союза Единое экономическое пространство Киргизию и Таджикистан. Позже получили огласку претензии России, касающиеся нецелевого использования российских кредитов, предоставленных Киргизии весной 2009 года. Напомним, Москву не устроило нецелевое использование двух кредитов в размере $450 млн. И под вопросом оказалось выделение следующего кредита в размере $1,7 млрд для завершения строительства Камбаратинской ГЭС-1.
Назначенное на конец февраля заседание Межправительственной Российско-Киргизской комиссии должно было улучшить отношения между странами по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству. Например, тогда была подписана программа экономического сотрудничества на 2010-2013 годы. В частности было решено создать СП путем продажи части акций ОАО «Кыргызгаз» «Газпрому» и активизировать реализацию программы геологического изучения недр на площадях «Кугарт» и «Восточное Майлису IV». Однако в вопросе с кредитом Камбаратинской ГЭС Россия заявила, что готова финансировать проект только после его технико-экономического обоснования и проведения международной экспертизы.
При этом без Камбаратинской ГЭС-1 невозможно использование Камбаратинской ГЭС-2. Как пояснял ранее заместитель директора Кыргызского научно-технического центра «Энергия» Ахмед Джундубаев, согласно технологическим требованиям, Камбарату-2 необходимо строить после или одновременно с Камбаратой-1. Дело в том, что объем водохранилища Камбараты-2 составляет всего 800 млн кубометров. Если перед второй плотиной не поставить большой гидроузел, то она очень быстро засорится. Необходимо построить хотя бы плотину Камбараты-1, в противном случае вторая ГЭС очень быстро выйдет из строя из-за заиливания.
Впрочем, электроэнергетикой российские интересы в Киргизии не ограничиваются. Россия участвует в добыче ураносодержащих руд, молибдена, тория, серебра и золота. Отечественные компании также присматриваются к приобретению доли в Кадамжайском сурьмяном комбинате.
Наконец, в число крупнейших операторов на рынке нефтепродуктов Кыргызстана входит «Газпром нефть Азия». Однако данный рынок интересует и казахстанские компании «Дениз-Ойл» и «КазМунайГаз», и они, благодаря меньшим издержкам на транспортировку, все активней конкурируют с «Газпромом».
Вместе с тем, Бишкек сделал несколько шагов навстречу Пекину в сфере электроэнергетики. В январе глава Центрального агентства Кыргызстана по развитию, инвестициям и инновациям, младший сын президента, Максим Бакиев посетил Китай и обсудил возможность участия китайской стороны в достройке Камбаратинской ГЭС-2 и модернизации Бишкекской ТЭЦ. Тогда же было подписано соглашение по проекту строительства ЛЭП «Датка — Кемин» между ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» и китайской компанией «Тибиан Электрик Компании» (TBEA).
Таким образом в вопросах экономического сотрудничества с Киргизии и России за последние полгода-год наметилось охлаждение. «В последнее время появились слухи о планах Киргизии по замене России Китаем в энергетических проектах, таких как строительство Камбаратинской ГЭС-1, — сообщил «Росбалту» директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. — Отсюда понятно дистанцирование России от участия в энергетических проектах в Центральной Азии».
«Основное недовольство России в отношениях с Киргизией вызывает нежелание Бишкека ликвидировать американскую военную базу в аэропорту Манас, а также стремление заменить РФ в ряде ключевых проектов Китаем», — резюмирует эксперт. Проще говоря, речь уже идет о геополитических сферах влияния. И необходимость помощи временному правительству Киргизии становится для России политической задачей.
Игорь ЧУБАХА