Крымские татары полгода живут с Россией

Post navigation

Крымские татары полгода живут с Россией

Известно, что часть крымских татар восприняли воссоединение Крыма с Россией неоднозначно, памятуя о депортации 1944 года, когда народ был выселен со своей исторической родины по обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией.

 

О том, как живется крымским татарам в эпоху перемен и чем отличаются подходы России и Украины к вопросу реабилитации репрессированного народа, в интервью МИА «России сегодня» рассказал глава одной из местных мусульманских общин и дедушка со стажем Камиль Аметов.

Большая семья Камиля Аметова. Первый справа - Камиль Аметов

Родина начинается с семьи

Его дом стоит на окраине Симферополя, крымской столицы. Позади 67 прожитых лет, большая часть из которых в изгнании — депортация 1944 года не обошла стороной и его семью. Но он не держит зла на прошлое, ведь дом его полон внуков, глядя на которых невольно задумываешься о будущем, о том, как им придется жить завтра, если тебя вдруг не станет.

«Все, чего ты в жизни можешь достигнуть, — это построить дружную и крепкую семью. Все остальное, поверьте, смотря на мои седины, — лишь гарь, пыль, от которой не останется и следа, как только сердце перестанет биться», — говорит Аметов.

Он научился любые удары судьбы принимать как награду, не опускать руки перед патовыми ситуациями, потому что знает, что рядом верная спутница — жена, с которой в этом году они отыграли сапфировую свадьбу, отметив 45-летие совместной жизни.

Натруженные руки сжимают драгоценную фотографию, на которой семья: жена Афизе, старшая дочь, двое сыновей и шестеро внуков. «Ожидаем седьмого», — с гордостью говорит дед.

В семье признают, что Камиль — пример для внуков, правда, дедушке из-за постоянной занятости удается погулять с ними крайне редко. Но он обещает исправиться, и в выходные обязательно податься с детворой в парк, поесть с ними мороженое и прокатиться на качелях.

Полвека в изгнании

В семье Аметова новость о присоединении Крыма к России восприняли неоднозначно. Кто-то исходил из того, что ход истории не изменить, кто-то пытался противиться. И только время расставило всё по местам.

«Крымские татары настороженно восприняли перемены, так как в генетической памяти еще живы воспоминания 70-летней давности, когда наш народ был депортирован на чужбину. Мы с молоком наших матерей впитали страх от внезапного ночного громкого стука в дверь. Невыносимый лай собак и приказ собраться в течение 15 минут. Затем грузовики, плач детей, еле живые старики, грязные вагоны и полвека в изгнании», — говорит Аметов.

Он считает, что это прошлое не позволяет некоторым крымским татарам воспринимать Россию с открытым сердцем, потому что они видят в ней «СССР номер два».

Впрочем, Аметов уверен, что со временем все эти стереотипы развеются, и крымские татары осознают себя частью многонациональной семьи, которая проживает в границах великого государства. Нужно идти дальше, добавляет он, нельзя отрешаться от других народов, населяющих полуостров, оставаясь в стороне от происходящих процессов и тем самым загоняя себя в собственноручно созданную резервацию.

Одна из страшных кар, которая может постигнуть человека, считает Аметов, — потерять родину и веру. С последней легче измерить свою жизнь. Именно поэтому он уже несколько лет бьется с системой, пытаясь выбить лоскуток земли, чтобы возвести мечеть и стать ближе к Аллаху, но взамен только бездушные отписки.

Правда, в прошлом году местные власти все-таки снизошли и выделили заветные 40 соток. Теперь дело за малым — разбить колышки, заложить камень и начать строительство. Помощь уже обещали собратья из Турции и Татарстана.

Аметов констатирует, что за полгода Москва предприняла в вопросе реабилитации крымских татар больше, чем Киев за 23 года.

«Для крымских татар нет другой родины кроме Крыма. Нам больше некуда ехать, мы у себя дома. Меняется время, а с ним и люди, боль рано или поздно уходит, а страшные сны забываются. Одним словом, жизнь идет дальше…» — говорит Камиль.

Белое от черного отличается не только цветом, но и своей сутью, отмечает Аметов. В российском Крыму много крайностей. С одной стороны повысили пенсии и зарплаты, с другой — взлетели цены. Булка хлеба подорожала в два раза. Растет оплата за коммуналку. Но все это можно стерпеть, ведь за окном переходный период, и крымчане учатся жить в эпоху перемен.

Распрощавшись, он ушел слегка прерывистой, но твердой походкой, погрузившись в свои мысли.

 

О чем думал крымский татарин? Ясно одно — он не стремится добиться успеха любой ценой, для него главное, чтобы прожитые дни имели смысл.

 

Источник: http://ria.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня