Минус Каддафи — на очереди Асад?

Post navigation

Минус Каддафи — на очереди Асад?

Руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу (Баку) ответил на вопросы ИА REGNUM:

— Господин Шахиноглу, как Иран может отреагировать на падение сирийского режима?

Президент Сирии Басар Асад— Понятно, что после падения режима Каддафи в Ливии все внимание мировой общественности будет приковано к Сирии. Западные страны и так активно обсуждают политические и экономические санкции против режима Асада. Слова президента США Барака Обамы и других западных лидеров адресованные Асаду «ты должен уйти» означают, что пути назад нет, и сирийскому режиму больше шанса не дадут. Сирийский лидер потерял голову, с одной стороны он чуть ли не каждый день обещает, что «армия больше не будет стрелять», с другой стороны ежедневно приходят все новые вести о многочисленных убитых и раненных. Международная общественность уже решила вопрос с Каддафи, на очереди Асад. Война НАТО с режимом Каддафи не очень волновала Тегеран, чего не скажешь об Асаде. Вопрос Сирии и дальнейшая судьба режима Асада очень волнует Тегеран.

— Почему Сирийский режим так дорог для Тегерана?

— Сирия единственная арабская страна в регионе, проверенная годами и испытаниями как союзник Ирана. Тегеран в 8-летней войне с Ираком только на помощь Дамаска и мог полагаться. По этой простой причине иракский диктатор Саддам Хусейн не был в ладах с семьей Асада. Тегеран в послевоенные годы продолжал пользоваться доверием Дамаска. Именно через Сирию Тегеран имеет контакты с такими группировками как «Хезболлах» и «Хамас», посылая им деньги и вооружения. Короче говоря, Тегеран через Сирию может влиять на ближневосточные процессы. Поэтому потеря Сирии приведет режим в Иране к еще большей изоляции. Замена шиитского меньшинства во власти в Сирии суннитами не в интересах Тегерана, так как это будет обусловлено тесными отношениями нового правительства этой страны с Западом, а западные лидеры уже не будут пассивными наблюдателями того, как Иран передает оружие и деньги разным ближневосточным группировкам. Это ясно понимают властные и духовные круги в Иране.

— Что же может предпринять Тегеран в данном случае?

У президента Ирана Махмуда Ахмадинежада два пути в данной ситуации. Он может, как и раньше поддерживать Асада и тем самым поддерживать репрессивные методы режима убивающего своих граждан. Но этот путь ничего хорошего для Тегерана не сулит, так как вопрос с Асадом внутри страны и за ее пределами уже предрешен. Тегеран, ставя на проигравшую сторону, осложняет для себя диалог с новой властью в Дамаске. Сирия не Ирак, там Тегеран, как и Запад, был заинтересован в свержении режима, и этим он наладил довольно прочные связи с новым шиитским правительством. Вашингтон это не сильно раздражало. С Сирией так не получится, если Тегеран и дальше будет поддерживать Асада. Но есть и второй путь для Ахмадинежада. Тегеран, как и Анкара, может начать диалог с новым оппозиционным сирийским движением. Этим Тегеран сможет гарантировать для себя нормальные отношения с будущими властителями Сирии. Но маловероятно, что Ахмадинежад выберет на данном этапе второй путь для себя. Политика Тегерана по отношению к Сирии пока остается неизменной. Это и понятно. Тегеран не привык к другой политике, когда Иран мог бы вести интенсивный диалог с какими-то демократическими силами. Если бы Тегеран был готов к такому диалогу он начал бы переговоры с внутренним оппозиционными силами, а не сажал бы их представителей в тюрьмы.

— Какими шагами ответит Тегеран на возможную потерю Сирии как союзника?

— Тегеран уже начал реагировать на возможную потерю сирийского режима и мстит за это Турции и Азербайджану.

— Почему Иран мстит именно этим двум странам?

— Во-первых, других стран Ирану не достать. Во-вторых, Тегерану нужно будет как-то прорвать политическую блокаду вокруг себя. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган до всех этих событий имел самые тесные отношения с Асадом. Две страны несколько лет назад создали даже двусторонний совет по политическим и экономическим интеграционным вопросам. Но после того как режим Асада открыл огонь по своим гражданам, Анкара в конце концов вынуждена была сжечь мосты с нынешним сирийским режимом. Эрдоган и министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу несколько раз контактировали с Асадом, призывая его к диалогу с оппозицией. К сожалению, Асад обещания, данные им турецким официальным лицам, не сдержал. И после этого Анкаре не оставалось ничего другого, как открыть двери для сирийской оппозиции, конференции и круглые столы которых все время проводятся в Стамбуле.

 

Такая политика Анкары не понравилась Тегерану и иранские официальные лица, которых все время говорили «Турция братская страна для Ирана», на неофициальном уровне начали жестко критиковать «братскую страну». В Иране нашлись муллы, близкие духовному лидеру, которые начали открыто критиковать «либеральный ислам» в Турции. Как будто «либеральный ислам» экспортирован в Турцию Западом, целью которой является обеспечение «правильного ислама» в Иране. Турция в политическом, экономическом и в военном отношении самая сильная страна региона. Так что с Турцией такие шутки не пройдут и если политические и духовные круги Ирана, и дальше будут словесно атаковать соседнюю страну, то, видимо, получат вполне достойный ответ.

Другой целью Тегерана, как всегда, являются Азербайджан и азербайджанцы. То главнокомандующий вооруженными силами Ирана оскорбляет народ Азербайджана и главу государства Ильхама Алиева, то на границе происходят перестрелки. А на днях в святой для мусульман месяц Рамадан в Тебризе, без каких либо причин арестовали несколько десятков азербайджанцев собравшихся для ифтара в одной из квартир.

 

Режим в Иране обрекает на смерть озеро Урмия на Южном Азербайджане. Наверное, нет ни одной страны в мире, кроме Ирана, власти которой были бы заинтересованы в экологическом бедствии большого озера внутри государства. Озеро на глазах гибнет, а полиция Ирана арестовывает тех, которые бьют тревогу по этому поводу. Это не что иное, как месть азербайджанцам, которые требуют больше прав в Иране.

 

Но с другой стороны этими арестами Тегеран нащупывает пульс и Баку. Ведь Тегеран этими арестами и откровенными антиазербайджанскими заявлениями нервирует и общественность Азербайджана, как бы провоцируя на ответные действия. МИД Азербайджана уже послал ноту на высказывания главнокомандующего Ирана. Но на эту ноту был получен такой ответ, что МИД не решился опубликовать ее для широкой общественности.

 

Провокациям Тегерана нет предела. После возможной потери власти в Сирии реакция Тегерана против Азербайджана и азербайджанцев может еще более возрасти. Так что, официальному Баку не теряя времени надо серьезно подумать над контрдействиями такой политике Тегерана. В этом случае пресловутая «политика баланса» не поможет Баку. Баку для противостояния политике Тегерана необходимо пойти на углубление контактов и интеграции с западными политическими и военными структурами, и в первую очередь нужно реально наладить военно-стратегические отношения с Анкарой.

Источник: ИА REGNUM

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня