Музейные войны в Крыму

Post navigation

Музейные войны в Крыму

Кадровая революция в крупнейшем музейном учреждении Крыма продолжается. После смены руководства Бахчисарайского историко-культурного заповедника перестановки в его руководящем звене идут вглубь и вширь. К середине октября сотрудники ждут новую волну — теперь кадровую аттестацию, после которой многие могут остаться без работы. Музей погружен в атмосферу военного гарнизона, но с меджлисом чиновники больше не ссорятся.

 

Внимание, зачистка!

 

Кадровая революция в крупнейшем музейном учреждении Крыма продолжаетсяНапомним, в разгар лета по инициативе Совмина в двух ведущих музейных учреждениях автономии началась кадровая зачистка. В добровольно-принудительном порядке со своего поста вынужден был уйти директор Воронцовского дворца-музея в Алупке Константин Касперович. Его дожали в конце июля, и под тяжестью возбужденного уголовного дела в связи с растратой бюджетных средств Касперович предпочел сам покинуть свой пост. Не помогло даже обращение коллектива музея к президенту. После ухода Касперовича и.о. директора Воронцовского дворца стал его зам Василий Хорошко.

Но этого Совмину показалось мало, и вслед за Алупкой чиновники взялись за Бахчисарайский историко-культурный музей-заповедник. Начали с того, что еще в начале лета туда имплантировали представителя донецкой команды Анатолия Рудковского на пост зама по финансам. Причем с самим директором Евгением Петровым чиновники окончательно запутались на предмет того, что же с ним делать: то ли заводить на него уголовное дело, то ли повышать по службе до уровня министерства. В срочном порядке Петрову подыскали замену в лице известного археолога Валерия Науменко.

Но тут, как говорится, нашла коса на камень. Меджлис заявил, что не допустит кадровых перестановок без согласования с ним. «То, что эти назначения делаются исключительно кулуарно, без диалога с крымскотатарской общественностью, без акцентирования внимания на том, что нужно в принципе менять музейную политику по отношению к крымским татарам, нас крайне настораживает, — сказал тогда «1К» Рефат Чубаров. — Мы категорически против такой кулуарности и, откровенно говоря, непрофессионального подхода к музейному делу в Крыму».

 

В начале сентября представление нового руководителя коллективу сорвалось, и Совмин пошел на переговоры с меджлисом.

 

Золотое дно

 

Показательно, что война за музеи сопровождалась обильным сливом компромата на опальных руководителей в подконтрольных правительству автономии СМИ. Близкая к Совмину газета «Республика» рассказала о пропаже из музея тысяч книжных инкунабул, таинственном исчезновении редких литографий стоимостью $100 тыс. каждая и о покупке поливочных шлангов по цене золотых украшений. То же издание опубликовало материалы, разоблачающие и теперь уже бывшего руководителя Бахчисарайского заповедника Евгения Петрова.

 

Оказывается, за четверть века работы на госдолжности, если верить газете, он стал одним из самых богатых людей в городе и районе. Семья владеет роскошным особняком, парком дорогих иномарок, включая «Инфинити» модели «FX35» (стоит около $70 тыс., принадлежит безработному сыну), «Тойоту RAV4» (стоит более $40 тыс., принадлежит супруге), «Хонду Сивик», открыла один из самых дорогих ресторанов «Пушкин» и не вылезает из загранпоездок.

В самом деле, весьма показательно, что затеянная Совмином музейная революция коснулась далеко не всех очагов культуры, а лишь наиболее финансово благополучных, тех, что не только находятся на самофинансировании, но и приносят весьма немалую прибыль.

 

Скажем, Бахчисарайский историко-культурный музей-заповедник, включающий в себя не только Ханский дворец, но и комплекс пещерных городов, таких как Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, художественный музей, Дом-музей Исмаила Гаспринского и даже поле Альминского сражения, в 2009 году заработал 10 млн. грн. в 2010-м — 11 млн. грн., а финансовые итоги нынешнего года, по прогнозам, превысят прошлогодний результат.

 

«Доходы заповедника превышают годовой бюджет Бахчисарая как административной единицы», — рассказал «1К» пожелавший остаться неназванным источник в администрации заповедника. Однако не меньшие, а вполне сопоставимые с доходами самого музея суммы сотни тысяч туристов ежегодно оставляют в окрестностях Ханского дворца и его филиалах. Стометровая дорожка вокруг этих объектов поистине золотая.

 

«За этими торговыми точками, объектами общепита стоят серьезные люди, депутаты, политики, и эта торговля не принадлежит Петрову, хотя его за нее неоднократно упрекали, — рассказал «1К» собеседник. — Музеи имеют право вести торговлю, но это должно быть что-то близкое к их профилю: литература, сувениры, а там торгуют чем попало, вплоть до специй». После смены руководства заповедника на прилегающих к нему территориях ничего не изменилось, и торговля продолжается в прежнем объеме.

 

Более того, по данным «1К», именно сохранение статус-кво золотой жилы стало предметом переговоров чиновников Совмина с бахчисарайским меджлисом. Новый директор музея получил зеленый свет только в обмен на гарантии подчиненных Павла Бурлакова не трогать никого из торговцев.

 

Кому это надо?

 

А что же сам заповедник? По свидетельству сотрудников музея, теперь там воцарилась дисциплина воинского гарнизона. «1К» удалось пообщаться с несколькими специалистами музейного дела, и во избежание репрессий в их адрес редакция не называет имена собеседников.

 

С приходом нового руководителя в заповеднике уже уволились или переведены с понижением в должности два замдиректора, юрист и даже ответственный за противопожарную безопасность.

 

«У нас Чуфут-Кале несколько раз горел из-за сухой травы. Да и Ханский дворец в основном деревянный. Ему 500 лет, он же вспыхнет как порох, пока приедут пожарные, — недоумевает один из собеседников. — Как можно было увольнять пожарного?» Тем не менее сотрудники музея уже знают, что этими перестановками дело не ограничится, и в октябре ожидают кадровую аттестацию всего штата, после чего полетят их головы.

 

«В заповеднике царит атмосфера военного корабля, но для культурного учреждения подобное состояние — это нонсенс. Новый директор имеет опыт в научной деятельности и в археологии, но руководство большим и сложным коллективом требует административного опыта, а его нет, — поделился с «1К» другой собеседник. — Когда нам назначили донецкого зама по финансам, этот человек имел определенный административный опыт и показал себя с лучшей стороны. Основная черта стиля руководства нового директора — это очень резкие кадровые перестановки за короткий промежуток времени».

Кстати, об Анатолии Рудковском подчиненные отзываются по-разному, но в основном положительно. «Он (Рудковский — ред.), по крайней мере, с людьми не расправлялся. Когда он увидел, какая у нас зарплата, рассмеялся, сказал, что ему этого хватит один-два раза заправить машину, — рассказал «1К» еще один собеседник. — А через два месяца работы начал прислушиваться к мнению людей, стал вникать в проблемы глубже».

 

Зато при новом руководстве, уверяют специалисты, они лишились возможности участвовать в международных научных конференциях. «Это же не бюджетные средства. Понятно, что при наших зарплатах мы не можем сами участвовать в конференциях, но нам помогали международные фонды, приглашали за счет принимающей стороны, — рассказал «1К» собеседник. — Теперь эти поездки под вопросом, хотя мы не как туристы ездили, мы популяризировали на международном уровне нашу историю и культуру, научные достижения. Это тоже часть нашей работы».

Известно, что оба бывших руководителя, Петров и Касперович, сейчас находятся в Израиле. Как стало известно «1К», Петров срочно выехал туда после «маски-шоу» в ресторане, владение которым ему приписывают. Уголовные дела в отношении них (если таковые вообще были) похоронены под спудом и, скорее всего, будут спущены на тормозах.

 

Так для чего же, в таком случае, затевалась музейная революция? Похоже, только ради того, чтобы взять под контроль финансовые потоки, омывающие самые высокодоходные дворцы полуострова, отодвинуть от них одних людей и поставить других.

 

Так что директор Красноперекопского музея может спать спокойно, на его место никто не претендует, а вот к галерее Айвазовского в Феодосии могут и присмотреться.

 

Глеб СЕРГЕЕВ

http://1k.com.ua/394/details/6/2

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня