В настоящее время Крым является одной из так называемых «горячих точек» на территории бывшего СССР, хотя полуостров, к счастью, не стал ареной кровопролитных конфликтов.
В фокусе общественного внимания находятся прежде всего трения по поводу Крыма между Украиной и Россией. Между тем, перспективы становления Республики Крым зависят не только от внешних факторов, но и от внутренних национально-политических проблем. Едва ли не самая сложная и болезненная из этих проблем связана с так называемым крымскотатарским вопросом — восстановлением прав и определением статуса крымскотатарского народа.
Естественно, что одним из основополагающих факторов справедливого разрешения этого вопроса является фактор демографический: общее количество крымских татар на полуострове, их гендерный состав, распределение по регионам Крыма, статистика по возрастным кластерам, образовательный ценз и, наконец, кадровый потенциал трудоспособного крымскотатарского населения.
Если обратиться к истории, то к моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) крымские татары составляли большинство населения полуострова при заметной доле интернационального населения: восточные славяне, греки, армяне, караимы, крымчаки и т.д.
В течение XIX в. этнодемографические пропорции существенно изменились за счет оттока части крымскотатарского населения в Турцию, а в еще большей степени — в результате программы заселения свободных земель в Крыму русскими и украинскими переселенцами.
В результате, уже в 1897 г. Первая Всероссийская перепись населения зафиксировала преобладание в Крыму славянского этнического элемента над крымскотатарским.
Однако, стоит учитывать, что данные этнической статистики на конец XIX — начало XX вв. дают лишь упрощенную картину реальной этнической динамики населения, поскольку в этот период еще не завершилось формирование единого крымскотатарского народа, а также отсутствовало четкое разграничение между восточнославянскими этническими группами Крыма.
К 20-м годам XX в. формирование крымскотатарского этноса находилось на стадии завершения. При этом в его составе отчетливо выделялись три основные субэтнические группы, различавшиеся по языку, культуре и самоназванию: южнобережные татары («ялы бойлю»), горные татары («тат», или «татлар») и, наконец, степные татары («ногай», «ногайлар»).
В период существования Крымской АССР, особенно до середины 1930 гг., крымскотатарская национальная культура существенно укрепила свой потенциал. На крымскотатарском языке выходили книги и периодические издания, работали научно-исследовательские центры и музеи национальной культуры, развивалось народное искусство.
К началу Великой отечественной войны в Крыму насчитывалось 640 начальных и 221 средняя школа с крымскотатарским языком обучения, 263 колхозных клуба, более 800 национальных библиотек, 263 национальных оркестра и 273 коллектива художественной самодеятельности.
В мае 1944 г. крымских татар, а также некоторые другие национальные группы Крыма (армян, греков, болгар) постигла трагическая судьба — насильственное выселение.
Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел. В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е. почти половина всего крымскотатарского народа.
До 1987 г. официально не признавалось само существование крымскотатарского народа — фактически отсутствовали национальная школа, пресса, культурные учреждения.
В послевоенных переписях населения крымские татары учитывались вместе с татарами Поволжья и Сибири, несмотря на их ярко выраженные отличия в этногенетической и этнокультурной специфике этих народов и отчетливое национальное самосознание.
В результате определить реальную численность крымских татар за период с 1945 по 1989 год не представляется возможным.
В 1989 г. национальность «крымские татары» впервые появилась в данных Всесоюзной переписи населения. Однако, с учетом предыдущей дискриминационной политики, есть веские основания полагать, что эти данные были существенно занижены.
Как отмечают специалисты, недоучет крымскотатарского населения особенно явно сказался в сельских местностях среднеазиатских республик. Только в Таджикистане, по данным Совета Министров республики, численность крымских татар на 1989 г. в 3,5 раза превышала цифру, указанную по итогам переписи, и в действительности приближалась к 25 тыс. чел.
Компьютерные расчеты, проведенные в 1990 г. группой исследователей под руководством Э.А.Паина, оценили общую численность крымских татар в пределах 350-400 тыс. человек.
Перепись населения в 1989 г. зафиксировала в Крыму 38,4 тыс. крымских татар. Украинская перепись 2001 года показала уже около 250 тыс. крымских татар. С тех пор, благодаря процессам репатриации и более высокого уровня рождаемости, численность крымскотатарского населения существенно возросла, но достоверные данные по этому вопросу может дать только предстоящая перепись.
Весьма важно также и то обстоятельство, что за послевоенные десятилетия резко изменилась социально-профессиональная структура крымскотатарского населения.
Если в довоенном Крыму татарское население было преимущественно сельскохозяйственным, то в 1989 году 68,9% крымских татар являлись горожанами и владели городскими профессиями. Что касается молодого поколения крымских татар, родившихся и выросших в Крыму, то их профессиональные предпочтения еще только предстоит изучить.
В этой связи, проведение Всекрымской переписи позволит реально оценить демографический потенциал крымскотатарского населения в Крыму, прекратить политические спекуляции на крымскотатарском вопросе и дать достоверную и объективную статистическую основу для полноценной реализации заявленной Президентом РФ программы по восстановлению прав крымскотатарского народа и его интеграции в государственное строительство Республики Крым и Российской Федерации в целом.
Ринат Шаймарданов
МФ-Информ
Дополнительные материалы по теме:
Васви Абдураимов: Не может Крым развиваться вслепую…
Милли Фирка: Крыму нужна полная перепись населения