О какой конфедерации говорят в Баку

Post navigation

О какой конфедерации говорят в Баку

Руководитель Бакинского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу ответил на вопросы ИА REGNUM:

— В последнее время в политических и экспертных кругах Азербайджана вновь заговорили о возможной конфедерации с одним из союзников. Возможна ли такая конфедерация в регионе?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев (слева) и президент Грузии Михаил Саакашвили (справа)— Вообще то, о возможной конфедерации с Азербайджаном много говорят в Грузии и тому есть объективные объяснения. Год тому назад президент Грузии Михаил Саакашвили вдруг заговорил о конфедерации с Азербайджаном. Помню, когда Саакашвили на пресс-конференции с Ильхамом Алиевым в Батуми заговорил о конфедерации, для президента Азербайджана это было полной неожиданностью. Ильхам Алиев, не касаясь этой темы и не употребив слово «конфедерация», протокольно говорил о ближайших планах в отношениях с Грузией. По моему мнению, идея конфедерации зародилась в уме Саакашвили не спонтанно. Так как не прошло и месяца, как заместитель министра иностранных дел Грузии госпожа Нино Каландадзе объявила о том, что в правительстве детально изучается вопрос возможной конфедерации с Азербайджаном.

— А как правительство Азербайджана отреагировало на идею возможной конфедерации?

— Правительство Азербайджана до сих пор хранит гробовое молчание по данной теме. Я не помню ни одного местного чиновника, который, что-то сказал о конфедерации с Грузией или об изучении этого вопроса. Но сколько еще Баку может не реагировать на поднятый вопрос? Ведь Тбилиси все время активизирует эту тему. Возможно, многие полагают, что если со стороны Баку не будет никаких реакций, то Тбилиси в конце концов отодвинет данный вопрос на второй или третий план. Но Тбилиси никак не «уймется». Где-то месяц назад Михаил Саакашвили в интервью журналу, финансируемому близкими к правительству Азербайджана кругами, опять заговорил о важности конфедерации с Азербайджаном. А буквально на днях та самая Каландадзе во второй раз, взяв эстафету у своего президента, высказала мысль о том, что конфедерация между Грузией и Азербайджаном может позитивно повлиять на региональную безопасность.

— Официальный Баку опять молчит?

— Да, пока молчит, но сколько он еще можно отмалчиваться и игнорировать эту тему? Официальный Тбилиси торопит и ждет реакции. Поэтому для официального Баку в дальнейшем сложно будет отговариваться, нужно подготовить хоть какой-то ответ для союзника. В действительности Баку заинтересован в близких политических и экономических отношениях с Грузией, растут инвестиции и товарооборот между двумя странами. Празднование двадцатилетия независимости Азербайджана, начатое круглым столом в Батуми, тоже говорит о том, что правительство придает огромное значение стратегическому партнерству с Грузией.

 

Эта политика, во-первых, предоставляет Баку возможности для сжатия политического и экономического кольца вокруг Армении, а во-вторых, стратегические отношения с Грузией позволяют расширить поле для маневров в отношениях с Кремлем. Но сложно предположить, что Баку может пойти еще дальше. Конфедерация с Грузией или возможность начала переговоров по данной теме, судя по всему, не очень прельщает правящую элиту Азербайджана. К тому же, это может сильно разозлить Кремль, на что Баку вряд ли готов.

— В азербайджанских СМИ, касаясь темы возможной конфедерации, упоминают не только Грузию, но и Турцию…

— Вы правы. Но есть одно существенное различие. Если о конфедерации с Азербайджаном много говорят в политических кругах Грузии, то о конфедерации с Турцией много и довольно давно спорят внутри самого Азербайджана. Видимо, сказывается фактор заинтересованности. Ведь в конфедерации с Азербайджаном больше заинтересована Грузия, чем Азербайджан. А в конфедерации с Турцией больше заинтересован Азербайджан, нежели сама Турция.

 

Те политики и эксперты, которые говорят о важности конфедерации с Турцией, часто обосновывают это тем, что Азербайджан находится под прессом враждебной политики России и Ирана. Весьма интересно, что разговоры о конфедерации с Турцией возникают каждый раз именно тогда, когда Россия и Иран одновременно нажимают на Азербайджан.

 

Так происходит и сейчас. В данное время Кремль давит на Баку по вопросу Нагорного Карабаха, и не секрет, что президенту Дмитрию Медведеву нужен реальный результат, который возможно затрагивает жизненные интересы Азербайджана. А со стороны Ирана в последнее время растет число провокационных шагов и заявлений. Вот многим и приходит на ум Турция, только эта страна реально может поддержать Азербайджан в трудную минуту. Но есть один резонный вопрос: Если официальный Баку никак не может решить простой вопрос отмены виз с Турцией, то решится ли он начать диалог о более углубленных отношениях?

— Означает ли это, что конфедерация с Турцией — дело далекого будущего?

— В регионе может возникнуть такая ситуация, что не останется никакой альтернативы, кроме доведения стратегических отношений с Турцией до ранга, близкого конфедеративным. Но вопрос даже не в этом. Почему-то, когда говорят о конфедерации с Турцией, многие полагают, что мы тем самым с легкостью переложим свои проблемы на плечи союзника. Когда Россия и Иран прессингуют Азербайджан, на ум приходит Турция, когда говорят о справедливом решении Карабахской проблемы, опять упоминают братскую страну. Турция должна помочь в строительстве демократической системы в Азербайджане — об этом тоже говорят. А что же тогда будем делать мы сами? Если и впрямь безопасность, строительство гражданского и демократического общества Азербайджана проходит через конфедеративные отношения с Турцией, то и мы должны будем подумать об интересах союзника и выполнять их. А как же иначе? Союзнические и конфедеративные отношения требуют обоюдовыгодных шагов. Готовы ли мы к такому ответственному и обоюдовыгодному союзу?..

Эльхан ШАХИНОГЛУ

Источник: ИА REGNUM

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня