На прошлой неделе Счетная палата РФ сообщила, что по итогам проверки использования бюджетных средств в Ингушетии выявлены нарушения в объеме 1,7 млрд. руб. – пятая часть годового бюджета республики. И это только за 2008-й и пару месяцев нынешнего года.
Большая часть денег «исчезла» на стройках, начатых еще при прежних главах республики, главным образом при Мурате Зязикове. Примечательно, что та же Счетная палата не раз проверяла Ингушетию, но почему-то ничего особо криминального не обнаруживала. А Мурат Зязиков чуть ли не ежемесячно проводил в Москве пресс-конференции, где оптимистично отчитывался о «строительном буме» в республике. И что-то не слышно, чтобы в Счетной палате признали ошибки аудиторов, ранее докладывавших, что в Ингушетии с бюджетом полный порядок.
Между тем президент Дмитрий Медведев обещал выделить Ингушетии в ближайшие три года 29 млрд. руб. Гарантий, что и эти деньги не уйдут, как говорится, налево, похоже, нет никаких. Давно уже сидят на весьма солидном федеральном пайке и другие республики Северного Кавказа. Но особых экономических сдвигов в регионе не наблюдается. И если в Чечне хотя бы удалось несколько снизить уровень террористической опасности, то, к примеру, в той же Ингушетии или в Дагестане теракты случаются чуть ли не ежедневно.
Между тем вчера был отменен режим контртеррористической операции (КТО) в Чечне. Один из факторов, который подвиг федеральный Центр к этому шагу, – финансовая ситуация. Режим КТО вынуждал платить офицерам и солдатам повышенные оклады, что в условиях кризиса, похоже, уже не по силам Минобороны. Но если выплаты военным теперь явно урежут, то трансфертов федерального бюджета эта тенденция, судя по всему, не касается.
Режим взаимодействия Центра с республиками Северного Кавказа остается неизменным все последние годы: делайте все, что хотите, лишь бы не было войны, то есть проявлений сепаратизма. Элиты в южных республиках эту тенденцию хорошо улавливают. И происходящее в регионе давно уже не окрашено в черные цвета сепаратизма, скорее, есть лишь оттенок этого явления. Сепаратизм – это только для шума. Другое дело – борьба местных кланов за освоение бюджетных средств. Здесь все гораздо серьезнее.
И бурлит Северный Кавказ прежде всего потому, что в регионе отсутствуют современные демократические механизмы. Практически нет свободных СМИ, а те, что еще как-то выживают, подвергаются атакам со всех сторон. Как это, например, происходит в Дагестане, где возбуждено уголовное дело против журналистов независимой газеты «Черновик». Газетчиков обвиняют в разжигании национальной розни. Хотя, похоже, дело совсем в другом – «Черновик» пишет слишком много негатива о властях. В прошлом году газета, например, опубликовала расценки на различные должности, которые, по версии автора, должен заплатить кандидат, желающий работать в республиканской системе МВД. Конечно, в Дагестане все знают, что платить нужно, вот только расценки известны не всем.
Нет действенных СМИ, проблема с объективностью судов – значит, нет системы контроля за властью. В итоге все отдано на откуп местным вождям. Кто-то из них, как Рамзан Кадыров, сумел выстроить чиновников (хотя это вовсе не означает, что с бюджетом в Чечне все в порядке), кто-то не смог. Выстроить такую систему власти в национальных республиках, чтобы ситуация не зависела от качеств лидера, а базировалась на институциональных схемах, Центру пока не удалось. И не похоже, что кто-то особенно озабочен этой проблемой.
Дошло до того, что в экспертном сообществе уже спорят – стоит ли разворачивать в северокавказских республиках широкомасштабную борьбу с коррупцией или же это только дестабилизирует обстановку? Но если и дальше действовать по устоявшимся с начала века принципам, в регионе появится вполне реальный сепаратизм.
