Политические баталии или борьба за благосостояние крымскотатарского народа?..

Post navigation

Политические баталии или борьба за благосостояние крымскотатарского народа?..

Во всех демократических обществах существовали и существуют люди, недовольные политикой действующей власти. Крымские татары, идущие по демократическому пути развития, не являются исключением из правил. 

Многие годы активные личности вели за собой нацию к возвращению на Родину, восстановлению государственности, возрождению культуры, традиций и духовности.

Пришло время возвращаться на родные земли и растить новые поколения крымских татар, способное перенять эстафету у старших для решения главной задачи – возрождения нации в Крыму. Вроде бы идет все по плану, как хотелось бы, но оказалось не все так просто, как думалось.

Перед многострадальным народом начали появляться все новые и новые преграды, тормозящие развитие и возрождение крымских татар. К таким преградам можно отнести очередную депортацию возвращающихся на Родину крымских татар в 1970-80-е годы, проблемы с пропиской, трудоустройством, заболеваниями, отсутствие нормальных бытовых условий, можно продолжать все далее и далее…

Все это ничего по сравнению с тем, что в крымскотатарском обществе начали появляться разногласия и противоречия, которые, в конце концов, привели к расколу — как в политике, так и в религии. С чем это связано? Со «звездными» амбициями некоторых лидеров или прожигающей болью в сердце за состояние родного народа? На этот вопрос каждый стремящийся к власти ответит: «Несомненно, я хочу улучшить благосостояние своего народа». Вопрос: «Так ли это?» , остается вопросом.

На сегодняшний день, в крымскотатарском обществе появилось немало общественных движений, которые являются оппозиционными к нынешнему составу Курултая и руководству Милли Меджлиса. Одной из таких сил является общественно-политическая организация «Милли Фирка».

Чтобы узнать о мотивах создания данной организации, мы обратились за разъяснениями к председателю Кенеша (Совета) «Милли Фирка» Васви Абдураимову.

На вопрос, «С чем связан уход в оппозицию?» В.Абдураимов ответил: «Мы не уходили в оппозицию. Три года назад собралась группа активистов национального движения, представители ряда общественных организаций, проанализировали ситуацию, которая сложилась в национальном сообществе и в Крыму в целом. Ни для кого уже не секрет, что происходит буквальное топтание на месте в решении основных национальных проблем. К большому сожалению, руководители органов национального самоуправления, по сути дела, не справились с теми задачами, которые перед ними поставил народ. Естественно, встал вопрос, как выходить из тупиковой ситуации, куда привели обстоятельства, политика Киева и соглашательская позиция Милли Меджлиса. После обстоятельного разговора, пришли к мнению о необходимости создания действенного политического инструмента по защите прав народа – политической партии.

Васви Абдураимов отметил, что они не стали изобретать что-то новое, а вернулись к историческим корням, решив взять за основу дух, идеологию и цели партии «Милли Фирка», которая действовала в начале XX века в Крыму.

«У наших предшественников тоже остро стояла задача сохранить нацию, возродить и вооружить ее передовыми идеями с тем, чтобы, по возможности, восстановить былое величие Крыма и крымскотатарского народа, которое было в годы, когда нация была защищена государственными институциями», — сказал политик.

По мнению представителей «Милли Фирка», политическая партия является тем инструментом решения проблем крымскотатарского народа, в котором он нуждается. «Мы последовательно выполняем программу строительства полноценной партии снизу. К сожалению, существующее законодательство Украины не позволяет строить партии на региональном уровне», — сетует он.

Васви Абдураимов убежден в том, что нынешний состав «Милли Фирка» преодолеет все трудности и создаст политический инструмент, который будет решать вопрос развития и возрождения коренного народа в Крыму. «Нынешний состав «Милли Фирка» силен своим многообразием. В ней состоят люди, которые прошли политическую школу в национальных органах самоуправления, ветераны национального движения, которые хорошо усвоили методы и принципы борьбы с тоталитаризмом советского периода, а также среди нас немало представителей патриотически-ориентированной интеллигенции. В отличие от жесткой диктатуры, авторитаризма, которые присутствуют в руководстве Милли Меджлиса, когда решения принимаются одним, двумя или тремя «вождями», что противоречат фундаментальным ценностям демократии, у нас решения принимаются коллегиально.

Мы находимся в активной оппозиции к той политике, которая направлена на ущемление прав крымскотатарского народа, невзирая на то, кем такая политика проводится, будь то государством, или же руководством центральных органов национального самоуправления. В этом смысле мы — оппозиция. Когда политика направлена на возрождение и развитие народа, на его становление как государствообразующей нации, такую политику мы будем поддерживать, с чьей бы стороны она не исходила».

Глава Кенеша «Милли Фирка» заверяет, что они — конструктивная оппозиция, которая готова сотрудничать со всеми, если это направлено на благо крымскотатарского народа. Абдураимов добавил, что «Милли Фирка» поддержит всякие начинания в реформировании структуры органов национального самоуправления с целью возвращения к принципам, закрепленным в Наказе народа и Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой на II Курултае. Кроме того, он подчеркнул, что «Милли Фирка» нельзя воспринимать как противников Курултая и Меджлиса как институтов представительства народа, поскольку одна из стратегических целей организации является создание эффективной системы органов национального самоуправления. Все, что направленно на это мы будем поддерживать, и отвергать, бороться со всем, что этому противоречит», — заметил политический деятель.

Председатель Кенеша «Милли Фирка» рассказал, что отношения с руководством Меджлиса обострились после того, как было принято Положение о выборах делегатов Курултая, которое, по их мнению, лишает легитимности существующий V Курултай. «Cистему многоступенчатых выборов на сегодняшний день мы считаем архаизмом, мешающим выдвижению в органы национального самоуправления настоящих патриотов народа. А ныне собранный V Курултай — нелегитимной институцией, поскольку в его формировании приняло участие треть нации, и это — данные избирательной комиссии Милли Меджлиса», — заявил Васви Абдураимов.

Еще одним фактором, влияющим на отношения с Меджлисом, стало принятие в ходе Всемирного конгресса крымских татар Декларации, которая «фактически перечеркивает Декларацию о национальном суверенитете». «В таком случае, какие могут быть взаимоотношения с Курултаем и Меджлисом? Извращенная кадровая политика, закрытая, а по сути, коррупционная схема прохождения финансовых потоков, предназначенных для решения крымскотатарской проблемы. Как с этим можно соглашаться?! Мы имеем много веских оснований быть в оппозиции к руководству нынешнего Меджлиса», — возмутил он.

В «Милли Фирка» считают, что главным отличием их организации от Меджлиса является то, что «Милли Фирка» считает нынешнюю политику властей Украины, как политику, уничтожающую крымскотатарский народ как таковой. «Если не противостоять этой политике, то пройдет совсем немного времени, и крымскотатарского вопроса просто не будет существовать в Украине, поскольку самого субъекта данного вопроса может не стать. И при этом, идет активнейшее сотрудничество руководства Меджлиса с властями Украины», — посетовал Абдураимов.

Как считают идеологи «Милли Фирка», для решения проблем Украины, в целом, необходимо изменение государственного устройства в пользу федерализации, усиления полномочий регионов. Что касается решения проблемы крымскотатарской государственности, то различий между позицией Меджлиса и «Милли Фирка» нет, т.к. и те и другие предполагают восстановление государственного статуса крымскотатарского народа в рамках автономии, как полноценной национально-территориальной единицы Украины.

На сегодняшний день, ни статуса, ни автономии у крымских татар нет, но есть Курултай и Меджлис. С точки зрения «Милли Фирка», Курултай должен стать «Национальным парламентом», депутаты которого должны избираться на основе прямого избирательного права. А средства на проведение выборов, по мнению Васви Абдураимова, можно заложить и в бюджете государства, «если поработать хорошо в этом направлении. В конце концов, это дело самого народа. Если нация не может найти ресурсы для формирования национального парламента, то о какой государственности и государственном статусе языка может идти речь? Ничего не бывает без вложений. Поскольку национальный парламент касается исключительно крымскотатарского народа, то народ должен найти средства для формирования данного института. Иначе, всегда найдется группа людей, которая сформирует «Закрытое акционерное общество» с красивым названием «во что, собственно, и превратился нынешний Меджлис», — подчеркнул Абдураимов.

Как отмечает глава Кенеша «Милли Фирка», по реформированию Курултая есть серьезный проект Положения, который предлагается депутатом Верховной Рады Крыма, заместителем председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ремзи Ильясовым. Однако, Абдураимов сомневается, что «у ныне действующих делегатов Курултая и членов Меджлиса хватит решимости и ресурсов для проведения глубокой внутренней реформы органов национального самоуправления».

«Если реформа не произойдет изнутри, то обязательно произойдет извне. И первый звоночек уже прозвучал в Судаке на Общенациональном собрании 4 октября. Такие инициативы последуют одна за другой», — говорит Васви Абдураимов.

Оппозиционные силы, как им свойственно, всегда критикуют действующую власть за недостаточное внимание к тем или иным вопросам, или, наоборот, за чрезмерно высокое внимание к одному вопросу. Тем не менее, мы попытались узнать у председателя «Милли Фирка», какие действия Меджлиса, по его мнению, привели к положительным результатам. «Неужели за 18 лет Меджлис крымскотатарского народа ничего не сделал для развития и возрождения нации?». В.Абдураимов на данный вопрос ответил так: «Выделить какие-то весомые достижения Меджлиса не могу. Могу лишь сказать об успешных проектах, которые удалось реализовать в целом». К таким проектам, председатель «Милли Фирка» отнес Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр, Крымский инженерно-педагогический университет и появление в Крыму более 300 мест компактного проживания крымских татар, «которые становятся отличительным элементом крымской жизни».

«Искусственное размежевание, нагромождение барьеров между крымскотатарским и нетатарским населением является серьезным тормозом в решении проблем нации. Нужно строить Крым вместе, естественно, с учетом интересов и коренного народа, и нетатарского населения. Эти задачи нужно решать в ближайшей перспективе. Вопрос о национально-территориальной государственности актуализируется как никогда в связи с тем, что Украина входит в системный кризис, если не сказать коллапс, и обязательно будет переформатирование всей государственной системы с перетеканием и усилением власти в регионы. В этой ситуации мы должны по максимуму добиться суверенитета и тех прав, которые предавали бы нашей автономии ее истинный характер», — отметил глава Кенеша «Милли Фирка».

Васви Абдураимов затронул вопрос, касающийся национальной безопасности. Он убежден, что ни один крымский татарин не должен ни на минуту забывать о главной задаче – восстановлении в Крыму безопасного ядра нации. Политик считает, что нация может быть в безопасности и иметь возможность для дальнейшего развития в том случае, если половина ее численности проживает на своей исторической Родине. «Если взять по самому скромному подсчету, от общего числа крымских татар, разбросанных по всему миру, в Крыму проживает около 10% коренного народа. Это – 15 часть той безопасной черты, когда может стать вопрос об исчезновении крымских татар как нации. Поэтому нужно решать вопросы возвращения соотечественников с мест высылки и эффективной работы с диаспорой. Крымских татар, проживающих в разных странах мира, необходимо через экономические, культурные и другие проекты включать в процесс национального возрождения», — считает он.

Как мы видим, в крымскотатарском политикуме складываются разногласия, но возникает вопрос о том, насколько они принципиальны? Для получения ответа на данный вопрос и вопрос о сложившихся политических отношениях между руководителями Меджлиса крымскотатарского народа, Общественной организации «Милли Фирка» и других организаций оппозиционных к руководству Меджлиса, мы обратились к молодому крымскому политологу Алексею Гончарову.

Политолог отметил, что, несмотря на «прикрепленный» к «Милли Фирка», Фонду исследований и поддержки коренных народов Крыма и другим критикующим Меджлис организациям статус крымскотатарской оппозиции, цели Меджлиса и их оппонентов фактически идентичны и сводятся к восстановлению крымскотатарской государственности, укреплению пантюркистского единства и выделению приоритета крымскотатарского языка в Крыму. Более того, по мнению эксперта, сходны и методы Меджлиса, и оппозиции: «Резкая критика центральной власти за отсутствие прогресса в деле решения проблем крымских татар, жесткая постановка вопроса решения проблем крымских татар, попытки вывода крымскотатарской проблемы на международный уровень, установление тесных связей с международными организациями и институциями и т.д.».

«Главное различие состоит лишь в ресурсном потенциале, который у Меджлиса, в сравнении с оппозиционными структурами, значительно выше. Меджлис, в отличие от оппозиции, обладает реальным политическим весом, имеет влияние на подавляющее большинство крымских татар, имеет своих представителей в крымском парламенте и Верховной Раде Украины, обладает серьезным международным авторитетом и значительно большими финансовыми и организационными ресурсами, нежели оппозиция», — подчеркнул Гончаров.

При этом, он заметил, что Меджлис, используя эти ресурсы, пока что не смог добиться своих главных стратегических задач, и в данном аспекте критика крымскотатарской оппозиции объективна. «Однако следует учитывать и то, что украинские политические круги, с которыми Меджлис активно сотрудничает, рассматривают крымскотатарское народное движение, как разменную монету, как средство получения власти, но не как самостоятельную ценность. Усилий одного Меджлиса мало, необходима еще и политическая воля центрального руководства государства, которое пока не спешит удовлетворять интересы крымских татар, так как, в противном случае, исчезнет предмет торгов за голоса крымскотатарского электората», — сетует эксперт.

Гончаров также считает, что «на сегодняшний день существуют объективные тенденции к снижению влияния Меджлиса на крымскотатарское население полуострова, обусловленное как внешними, так и внутренними факторами, однако более эффективно, нежели Меджлис, интересы крымских татар на различных уровнях представлять никто не сможет. Продолжая влиять на 60-65% крымских татар (т.е. обладая фактической легитимностью), Меджлис остается выгодным политическим партнером для сил так называемого «оранжевого» спектра и главным представителем интересов татар Крыма на международной арене, а, следовательно, имеет больше возможностей для реализации целей и задач крымскотатарского народного движения».

При этом, по мнению А.Гончарова, конструктивный диалог между Меджлисом и оппозицией в ближайшее время вряд ли возможен, поскольку раскол в крымскотатарском народном движении выгоден целому ряду политических сил, конкурирующих с представителями крымскотатарской элиты на выборах в местные органы власти. «Эти силы с приближением выборов в Верховную Раду Крыма будут предпринимать попытки углубить существующий раскол в НДКТ, зарабатывая на этом политические дивиденды», — резюмировал А.Гончаров.

Айдер АДЖИМАМБЕТОВ 

ИА QHA

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня