Последний козырь на кону?

Post navigation

Последний козырь на кону?

Партия регионов, проголосовав накануне за закон о государственной языковой политике, кажется, выбросила свой последний козырь перед выборами. Хотя сомнения относительно того, что здравый смысл и чувство политического самосохранения одержит верх и закон не пройдет оставались до последнего.

 

Последний козырь на кону?Еще днем ранее, отвечая на вопрос журналистов о том, какая судьба ждет вызывающий столь ожесточенные споры проект регионала Вадима Колесниченко о «втором государственном» (как его успели уже с чьей-то легкой руки окрестить, хотя государственный язык де-юре остается один — украинский) спикер Владимир Литвин заверил, что в текущей сессии второго чтения ждать не стоит — закон не готов, да «сессию нужно завершить на нормальной ноте».

Звучал и другой прогноз: скандальный закон до лучших времен «отодвинет» сам президент (тем более, что как раз ожидались его послание парламенту и итоговая, предотпуская пресс-конференция). С точки зрения теории игр получилось бы идеально: Виктор Янукович, с одной стороны, предстал бы как политик, который отвечают за свои предвыборные обещания, и видит избиратель, всерьез занялся языковой проблемой. Однако закон вышел сыроват, требует дополнительного обсуждения и доработки, которую «оранжевые», устаивая митинги и драки в парламенте пытаются сорвать. А в массы сторонников оппозиции можно было кинуть пару фраз вроде того, что «глава государства слышит народ и реагирует должным образом для столь необходимого нам всем взаимопонимания». Но ни один из прогнозов не оправдался, и закон приняли, пожалуй, самым неблагоприятным образом — в истерике и спешке. Еще с утра он отсутствовал в повестке дня работы парламента, и вице-спикер Адам Мартынюк фактически внес его с голоса, оппозиция попыталась сорвать голосование, у трибуны завязалась драка… В итоге со второй попытки закон прошел при одобрении 248 народных депутатов, при 228 необходимых, и Мартынюк в срочном порядке объявил заседание закрытым.

Главной новацией законопроекта, напомним, является норма, согласно которой в любом регионе Украины, где проживает более 10% национального меньшинства, языку данного меньшинства будет предоставлен особый статус. По прогнозам самых регионалов, таким образом, русский язык получит статус регионального в 13 из 27 областей Украины.

«Оцените красоту игры. Мы их развели, как котят. Я не знаю, что они будут делать на выборах», — заявил регионал Михаил Чечетов после голосования. Ему вторил коллега Колесниченко: «Вы видели — идиоты пытались разбить свои лбы о трибуну. Пусть идиоты идут и дальше себе лбы разбивают», — сказал парламентарий. И добавил на чье-то замечание о том, что, приняв закон, Партия регионов предала народ Украины: «Вы не народ Украины». Он же накануне в эфире одного из центральных каналов высказался о том, что львовско-галицкий диалект — «отрыжка», которая засорили средства массовой информации Украины.

Конечно, заявления цитируемых выше народных избранников, чьи фамилии давно стали поводом для многочисленных шуток в интернете, можно всерьез не воспринимать, но их агрессивность очевидна. Агрессия, как ни крути, реакция защитная. Вот и складывается впечатление, что белоголубые запаниковали. Услышали критику ЕС о том, что украинская власть ничего не делает по части реформирования страны, поверили глазам и ушам о колоссальной потере доверия в тех регионах страны, на которые возлагали надежду на предстоящих парламентских выборах. И решили выбросить козырь, который традиционно лишь слегка показывали перед каждыми выборами.

Опросы социологов, проведенные накануне принятия закона о государственной языковой политике показывают, что большинство населения Украины не против предоставления русскому языку и языкам национальных меньшинств официального статуса в тех регионах Украины, где большинство населения (50% или больше) этого хотят. Больше трети (36%) опрошенных Киевским институтом социологии считает, что украинское государство должно обеспечивать возможность получения школьного образования на русском языке на всей территории Украины. Впрочем, те же опросы социологов демонстрируют, что языковой вопрос, при всей его важности, вовсе не является для украинцев наиболее важным. Коррупция, отсутствие доверия к правоохранительным органам и судебной системе, отсутствие четких правил для ведения малого и среднего бизнеса, повышение тарифов ЖКХ — вещи куда более актуальные для большинства наших сограждан, вне зависимости от того, живут они во Львове или в Макеевке.

Впрочем, языковой вопрос всегда оставался идеальным средством для отвлечения общественного внимания. Что будет дальше — кроме, разумеется, митингов, контрмитингов и их разгонов — предсказать пока сложно. Очевидно, что коренным образом ситуация с двумя «основными» языками не изменится — кто говорил на русском, тот продолжит на нем говорит, кто говорил на украинском — тоже. Но обнажатся другие проблемы — тех самые, языковых и региональных меньшинств, о которых депутаты, пожалуй, не особенно задумывались. Достаточно вспомнить, что вполне украинская Черновицкая область, скажем, не первый год практикует обучение в школах по учебникам на румынском языке. Что уж и говорить о Крыме и крымских татарах…

Иными словами, с принятием закона о языках многочисленные проблемы Украины, увы, не исчезнут сами собой, да и триумфом от проведения «Евро-2012» ни оппозиции, ни власти долго прикрыться не удастся. А до октября остается не так много времени, чтобы перейти к более весомым предвыборным аргументам.

Александр БАБЕНКО

Источник: http://polit.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня