Предвыборные рокировки

Post navigation

Предвыборные рокировки

До очередных выборов в Верховную Раду Украины остался год, и политические силы понемногу начинают готовиться к предстоящей избирательной кампании.

 

В парламент уже внесено на рассмотрение несколько законопроектов, которые, предусматривают внесение изменений в существующее избирательное законодательство. Пока ясны только основные параметры будущей избирательной реформы.

 

До очередных выборов в Верховную Раду Украины остался год, и политические силы понемногу начинают готовиться к предстоящей избирательной кампанииМожно предполагать, что правящая коалиция запретит участие в выборах блокам политических партий и вернется к смешанной избирательной системе, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, а половина в мажоритарных округах. Другой существенной новацией, которая может существенно повлиять на исход избирательной гонки, является повышение проходного барьера для политических партий. Если он будет увеличен с 3% до 4% или 5%, то это может создать существенные проблемы для небольших партий.

Для крымских татар на будущих выборах будет важно сохранить уменьшившееся за последние годы представительство в законодательном органе страны. Впервые в Верховной Раде представители крымскотатарского народа появились в 1998 году, когда были избраны Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров. На следующих выборах 2002-го помимо лидеров Меджлиса в ВР была избрана Зарема Катушева, прошедшая по списку Компартии. После выборов 2006-го крымских татар вновь представляли Чубаров и Джемилев, а после досрочных выборов 2007-го в украинском парламенте остался лишь Мустафа Джемилев.

В поисках политических союзников

Всем памятен лозунг «Достлар даима берабер», с которым руководство Меджлиса шло на местные выборы 2006 года вместе со своими союзниками из Народного Руха Украины. Действительно, эта политичес¬кая сила на протяжении последних десятилетий была основным партнером для Меджлиса. По спискам Руха Джемилев был избран в ВР в первый раз в 1998 году. Затем по квоте НРУ представители Меджлиса получали места в избирательных списках блоков «Наша Украина» (2002 г. и 2006 г.) и «Наша Украина — Народная Самооборона» (2007 г.). Но сейчас друзьям, по всей видимости, придется расстаться. Рух представлен в областных и местных советах в Западной Ук-раине, но самостоятельно пройти в Верховную Раду он не в состоянии.

После 2007 года руко-водство партии, вероятно, рассчитывало идти на следующие выборы в составе БЮТа. Оно так активно поддерживало экс-премьера, что даже вдова основателя партии Вячеслава Чорновила Атена Пашко, симпатизировавшая Виктору Ющенко, демонстративно покинула ряды Руха. Но поскольку, по всей видимости, блоки на этих выборах будут запрещены, то лидеры Руха, если и попадут в 2012-м в списки «Батькивщины», то только поменяв партийную прописку. Впрочем, Мустафу Джемилева сторонники Тимошенко в свои ряды приняли бы с большой радостью, поскольку их крымская партийная организация переживает не лучшие времена, а голоса крымских татар не были бы для них лишними. Другое дело, решится ли сам председатель Меджлиса оказаться в рядах радикальной оппозиции?

В любом случае Джемилеву есть из чего выбирать. Готовность сотрудничать с Меджлисом высказывали лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк и лидер партии «УДАР» Виталий Кличко, которые уже побывали с визитами в офисе Меджлиса. Партия Яценюка по всем социологическим опросам проходит в парламент. По сути вокруг лидера «Фронта перемен» группируется электорат, голосовавший раньше за «Нашу Украину». Пройти в Раду может и Кличко, но его перспективы пока выглядят туманными. «С Арсением Яценюком отношения дружественные, по многим вопросам наши точки зрения совпадают. К тому же эта партия на все 100% проходная, даже при предполагаемом увеличении проходного барьера почти вдвое. Коллеги в Меджлисе довольно много говорят о целесообразности союза с «Фронтом змін», но, повторяю, решение будет принимать Курултай после детал ьного обсуждения », — заявил Мустафа Джемилев в интервью Weekly.ua

В то же время оппоненты Меджлиса из числа оппозиционных ему крымскотатарских общественных организаций не собираются игнорировать выборы 2012 года. Так, лидер Милли Фирка Васви Абдураимов выразил уверенность, в том, что его соратники будут принимать активное участие в выборах.

Под знаменем партии власти

Взаимоотношения национальных меньшинств и правящих партий, как правило, складываются непросто. Во многом все зависит от характера политической системы и возможностей для национальных меньшинств самостоятельно посылать своих представителей в парламент. В постсоветских странах, в политической жизни которых доминирует крупная правящая партия, национальные элиты пытаются сотрудничать с властями и проводить своих представителей в парламент по спискам партии власти. Так происходит в России, где элиты автономных республик на выборах оказывают предпочтение правящей «Единой России». Подобное положение можно наблюдать и в Грузии, где сторонники Саакашвили в лице «Единого национального движения» получают на выборах наиболее высокий процент голосов в районах компактного проживания армянского и азербайджанского населения. Такой подход бывает в какой-то степени выгоден и властям и нацменьшинствам. Первые повышают свои результаты на выборах, а вторые обеспечивают гарантированное представительство своих интересов в парламенте.

В современной украинской политической истории национальные меньшинства в основном оказывали пред-почтение Партии регионов. Это объяснялось тем, что регионалы исповедовали более интернационалисти-ческие принципы по сравнению со своими оппонентами, стоявшими в основном на позициях украинского национализма. По спискам регионалов в ВРУ попадали представители румын, казанских татар, греков и др. народов. В то же время крымские татары были на этом фоне исключением, что обусловлено особым положением Крыма в украинской политике. Насколько сейчас возможно предвыборное сотрудничество крымских татар с партией власти? Несомненно, для крымскотатарских чиновников и бизнесменов это был бы наиболее простой и легкий способ обеспечить свои интересы. Но руководство Меджлиса, по всей видимости, продолжит в том или ином варианте сотрудничество с правыми оппозиционными украинскими политическими силами. Поэтому вряд ли стоит ожидать появления крымских татар в списке кандидатов ПР на проходных местах.

Окружные перспективы

На следующих выборах, скорее всего, половина депутатов будет вновь избираться в одномандатных округах. Но для крымских татар эта новация практически не открывает новых возможностей. До сих пор лишь Рефату Чубарову в 1998-м удалось пройти по округу в ВРУ. Тогда этому благоприятствовало то, что первый зампред Меджлиса баллотировался в округе, включавшем Карасубазарский район (Белогорский район) — с наибольшей долей крымскотатарского населения в автономии.

 

Решающую роль сыграло и то, что голоса остального населения распределились среди других кандидатов, среди которых не было явного лидера. Таким образом, с 17% голосов Чубаров стал депутатом. Подобного больше повторить не удалось никому. Баллотировавшийся в том же самом округе в 2002 году Сервер Салиев, набрав 19% голосов, депутатом не стал. Его опередил Владимир Шкляр с 25%-ми.

Проблема в том, что ни тогда, ни сейчас крымские татары не составляют боль-шинства в пределах какой бы то ни было административно-территориальной единицы АРК. Поэтому перспективы крымскотатарских кандидатов зависят от консолидированности «славянского» электората. В нынешних условиях, когда Партия регионов прочно доминирует в политической жизни автономии, ни один крымскотатарский политик не может рассчитывать на успех Чубарова-1998.

Вместо заключения

Таким образом, можно констатировать, что украинская политическая система сейчас дает мало возможностей крымским татарам быть должным образом представленными в законодательном органе страны. Безусловно, есть определенная возможность прохождения крымскотатарских кандидатов по спискам политических партий, но такой подход изначально ущербен, поскольку кем бы они ни были, они будут зависеть в большей степени от партии, выдвинувшей их, а не от своего народа. В этой связи интересен опыт стран ЕС, куда стремится Украина. Необходимо отметить румынскую и польскую избирательные системы. Так, Румыния гарантирует своим меньшинствам представительство в парламенте. Закон закрепляет за некоторыми нациями определенное число мест в парламенте. Крымские татары могут послать туда одного депутата. При этом представителям нацменьшинств не запрещается участвовать в основных выборах и про-водить своих кандидатов по спискам политических партий.

Польские выборы интерес-ны тем, что на них используется система открытых списков. Она заключается в том, что страна делится на несколько десятков округов, за каждым из которых закреплено определенное число мест в Сейме. Партии выдвигают в округах списки кандидатов. При этом избиратели голосуют не просто за список партии, а за конкретного понравившегося кандидата.

 

Таким образом, количество мандатов, полученных партией, определяется ее общим результатом, а внутри списка они распределяются между кандидатами в соответствии с набранными каждым из них количеством голосов. Благоприятным моментом для нацменьшинств является то, что их партии не обязаны выставлять свои списки во всех округах и им не нужно преодолевать обязательный для остальных политических сил 5%-й проходной барьер.

 

Так, партия «Меншость немецкая» выдвигает свой список только в регионе компактного проживания этнических немцев, и хотя на общенациональном уровне ее поддержка составляет менее 1% голосов, ей удается провести в парламент одного своего представителя.

К сожалению, в Украине система открытых списков так и не была внедрена, хотя на протяжении последних лет о необходимости ее введения много говорилось.

Эмир АБЛЯЗОВ,

газета «Голос Крыма»

№ 47 (933) от 18.11.2011 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня