Представьте себя Эрдоганом…

Post navigation

Представьте себя Эрдоганом…

В Турции 7-го июня 2015 года состоятся очередные парламентские выборы. То, что на них безоговорочно победит правящая ныне Партия справедливости и развития, уже далеко не факт. Эксперты считают, что политика партии и ее фактического руководителя — Реджепа Эрдогана — начинает давать серьезные сбои и надоедать обществу. Почему? Своеобразный ответ на этот вопрос в своем эссе об историческом пути лидера, сросшегося с партией (и наоборот), даёт московский тюрколог, кандидат политических наук Ильшат Саетов.

Представьте себя Эрдоганом...

Представьте, что вы — тщеславный подросток, который жить не может без чужого одобрения. Ваш кумир — местный авторитет вашего стамбульского квартала Касымпаша, который не расстается с пистолетом. Вы — футболист в коротких трусиках, а ваш отец — турецкий консерватор и не разрешает вам так позорить семью в деле становления звездой. Приходится выбрать другую область — политику, где взобраться труднее, но и приз может быть больше. И как раз в это время в тренде политический ислам. Вы хорошо знаете эти настроения и слабые места людей, которые чутки к традициям. Стоит сказать «Аллах» и они ваши.

Представьте, что вы — харизматичный молодой политик восходящей исламистской партии Неджмеддина Эрбакана. Толпы преданных и агрессивных единомышленников, разборки с левыми и националистами, акции, протесты, девочки в платках. Попытки понравиться лидеру и взобраться еще на ступеньку выше в иерархии. Впрочем, денег катастрофически не хватает, и вы продаете печеньки Улькера.

Представьте, что вы видите, как гений Тургут Озал, не переставая быть мусульманином, набирает десятки процентов и руководит страной, меняя ее жесткой, но умной и честной рукой. Вы понимаете, что ваши исламисты, конечно, имеют какую-то популярность, но для суперприза нужно нечто большее. Вы видите, как лучшего премьера и президента Турции, по всей видимости, отравляют враги, и, задумываетесь — а стоит ли игра свеч или лучше сторговаться, когда будет нужно? Вы вспоминаете повешенного тридцатью годами ранее Аднана Мендереса и вас, не слишком богобоязненного человека, прошибает холодный пот.

Представьте, что благодаря волне заката партии Озала и счастливому стечению обстоятельств вам и вашим соратникам все же удается, завоевав не так много голосов, получить посты мэра в двух главных турецких городах. Огромные возможности, муниципальные подряды для своих, власть, головокружение и лучший трамплин для прыжка на самый верх. А ваша партия буквально через пару лет побеждает на выборах в парламенте и Эрбакан становится премьером. А вы ведь — лучше и моложе его!

Представьте, что военные, руководимые давним охранительным рефлексом и подстегиваемые определенной группой олигархов, совершают «постмодернистский» переворот и сотни тысяч мусульман становятся подозреваемыми, их преследуют, сажают в тюрьму. Вы понимаете, что этот угнетенный слой, наряду с традиционалистами — самая благодатная почва для будущих политтехнологий. Читая стихи османского поэта, вы попадаете в тюрьму на несколько месяцев. Образ гонимого героя обретает свою законченность.

Представьте, что самые серьезные зарубежные круги предлагают вам возглавить проект партии умеренного ислама. Два происламских лидера отказываются от этого предложения, но это ваш шанс стать суперзвездой. Тем более, вы смертельно обижены на своего руководителя партии за то, что он не назначает вас преемником. Инфрастуктура уже готова, вы со своими соратниками — младоисламистами — вносите раскол в ряды партии, деля ее надвое. Продвинутые американские предвыборные технологии, ориентация на политический центр, воодушевление угнетенных, деградация ряда основных партий — и вы чудесным образом, набирая треть голосов, получаете абсолютное большинство мест в парламенте. Вы сами туда попасть не можете из-за тюремного прошлого, но вдруг волшебным образом лидер оппозиции соглашается отменить этот закон, а избирком помогает вам пройти по одномандатному округу. Вы — премьер, первый человек в стране! Но это только начало.

Представьте, что Эрбакан вас проклинает, объявляя зарубежной марионеткой, а своих кадров, особенно интеллектуальных, вам катастрофически не хватает. Вы понимаете, что единственный способ заполнить пробелы, легитимизироваться по-исламски и сохранить власть — сделать вид, что вы разделяете просветительские идеи сверхпопулярного богослова Фетхуллаха Гюлена. Вы едете к нему в гости, читаете с ним намаз и говорите «мы идем одной дорогой». Говорите про демократию, права человека, уважение к каждому, вне зависимости от национальной и религиозной окраски, и диалог со всем миром. Он, наивный, вам верит. Несмотря на то, что с самой молодости у вас, исламиста, к мирным и образованным гюленистам зависть наполовину с ненавистью, вы пока откладываете свои чувства на полку. Впрочем, когда нужно, вы без тени сомнения подписываете вместе с военными планы уничтожения этой общины. Затем ведь можно свалить на конъюнктуру.

Представьте, что вы сумели консолидировать достаточно ресурсов для удержания власти и доказали свою состоятельность перед стейк-холдерами. Вы проводите своего коллегу в президенты, склоняете на свою сторону часть старой элиты и договариваетесь с «глубинным государством» о показушном процессе и выбираете козлов отпущения. Вы становитесь героем улиц Коньи и Кайсери, а «глубинные» получают свое. Естественно, всех посаженных по этим делам вы через непродолжительное время выпускаете. Победа на референдуме по изменению конституции — хотя вы обещали народу новую, вы держите этот проект совсем для другого — дает вам дополнительное ощущение превосходства. К тому же умирает Эрбакан, электорат которого вы уже умело обработали. На небосклоне практически не остается конкурентов.

Представьте, что экономическая конъюнктура вам благоприятствует, а отличный план развития экономики, оставшийся от предыдущего правительства, не оставляет нужды придумывать что-то новое. Просто заткнув шланги, вытекающие из турецкого государственного организма, вы получаете серьезные средства. Вы приходите к выводу, что вы — это и есть государство, поэтому перекладывать из одного кармана в другой — вполне халяльно. Шланги вновь открываются, просто их концы перекладываются в другие накопители. «Свои» бизнесмены, миллиардные подряды, «бассейн денег» для скупки СМИ, «благотворительная помощь» в ваши фонды — что в этом такого? Идет ведь невидимая война с неверными, пятая часть трофеев — для халифа!

Представьте, что вы приезжаете на митинги, а ваши советники уже организовали там людей с плакатами о халифате, Османской империи, и кричалками «мы до смерти с тобой!». Вы приходите к мысли, что между электоратом и халифатом промежуток не такой уж большой, а вы сами — достойны стать лидером всего мусульманского мира. Вы делаете вид, что ругаете Израиль, параллельно снимая вето с его вступления в топовые международные организации и получая — первым среди мусульман — Еврейскую награду за мужество. Параллельно вы поддерживаете все радикальные группы, которые за три месяца — как вы считаете — снесут Асада в Сирии, и будут вашими вассалами. «Арабская весна» — это весна ваших «братьев-мусульман», а все остальные мусульмане должны будут подстроиться. И вы советуете всем, советуете так, что через несколько лет никого из них не останется.

Представьте, что ваши соратники поедают торты в виде Корана, а вы вешаете «лапшу на уши» общественному мнению про «восстановление исламских ценностей». Невежественная арабская улица вам рукоплещет, вы отрываетесь от земли и теряете всякий страх — идет десятый год вашего правления, за это время любого человека власть делает больным. Вы ставите ультиматум всем мусульманским общинам: либо присягнете на верность, либо будете уничтожены. К вашему сожалению, самые влиятельные и серьезные общины в лучшем случае молчат. Вы готовите планы раскола групп этих наглецов, выступающих против праведного правителя.

Представьте, что во время этой эйфории вдруг сотни тысяч молодых людей выходят на улицы десятков городов Турции, протестуя против вырубки деревьев в парке Гези и лично вас. У вас начинает посасывать «под ложечкой» и вы понимаете, что власть-то шатается. Вы собираете миллион на митинг, но уже знаете — так не пойдет, нужно всех не присягнувших вырубать под корень. Благо примеров в соседних странах полно. Любое проявление несогласия даже в вашем окружении приравнивается к измене. Вы начинаете чистить все государственные органы от людей, которые действуют по закону, а не по вашей указке. Но немного не успеваете.

Представьте, что вы храните дома миллиард долларов наличными, а рано утром к вашим соучастникам приходит полиция и арестовывает их вместе с машинками для счета денег. У вас прихватывает сердце — от ужаса, но также и от злобы на тех, кто посмел. По вашему приказу ваши же дети в течение суток вывозят из дома грузовик денег, от греха подальше. Вы связываетесь со знакомыми прокурорами, но те говорят — ничего не можем сделать, это закон. Никогда в жизни вы не были еще так разъярены — вас подбили на самом пике и падение может быть страшным. Вы решаете убить двух зайцев — объявить коррупционные дела попыткой переворота и уничтожить общину Гюлена, объявив их «параллельной структурой». Вы — вновь жертва! Коллективное бессознательное вашего электората вполне готово к такой предвыборной стратегии, и вы выигрываете муниципальные и президентские выборы. Однако, ваши социологи говорят — спад идет уже четвертый год. Надо срочно менять режим и убирать любые возможности смены власти. Иначе — тюрьма за воровство и госизмену.

Представьте, что вы пытаетесь запугать всех нелояльных, увольняете, смещаете с должностей, преследуете десятки тысяч полицейских, судей, прокуроров, чиновников. Воры ловят полицейских — чуть ли не первый раз в истории! Все свои ошибки прошлых лет объявляете «заговором параллельных». У вас в руках так или иначе 60-80% всех медиа и чем сильнее ложь, тем проще в нее верят толпы. Вы опускаете уровень политических речей до уровня трущобных подворотен Стамбула и турецких гопников — основная масса вашего электората говорит именно на этом языке.

Представьте, что через месяц у вас — самые главные выборы, от которых зависит судьба вашего «мягкого места». А цифры поддержки тают. Ваш подставной премьер и одновременно лидер партии не справляется с мобилизацией сторонников. Многие «говорящие головы» уже озвучивают возможность коалиционного правительства. Мужественные люди и медиа, которые говорят правду, все никак не исчезнут. Люди на шахтах умирают сотнями, экономика — в застое, электричество что ни день выключается по всей стране, лира падает. Ни нефти, ни газа у вас нет, а кормить покупную придворную свиту нужно очень обильно. Массы начинают задумываться, куда уходят их налоги и почему у министров часы за сотни тысяч долларов, а они перебиваются с фасолевой похлебки на айран. Крики «Аллах» на предвыборных митингах в рот они положить не могут. На раздаваемый вами перед выборами уголь люди покупаются уже не так охотно.

 

Представьте, что накануне выборов суд решает выпустить 60 «с хвостиком» человек, не найдя ни одного доказательства «параллельной структуры». У вас происходит легкое помутнение рассудка, и вы объявляете молитву Гюлена, опубликованную на всем доступном сайте, «тайным знаком, поданном ангажированным судьям для освобождения» этих невинных людей. Над вами уже, как говорят турки, смеются даже вороны, но вашим штатным зомбификаторам в СМИ до ворон дела нет — суд объявляется «заговорщическим», а судей смещают с должностей и берут под стражу. Жену судьи выгоняют с работы из больницы, ребенка исключают из детсада. Это — уже самое дно турецкой государственности за всю историю.

Представьте, что сегодня у вас осталось две недели, чтобы подготовить такие способы махинации на выборах, чтобы добавить себе 5-10%. И это на выборах в Турции, которые все 70 лет демократии были честными, исключая только ваши же небольшие подтасовки год назад в марте. И вы уже задумываетесь о том, как бы выборы не проводить — начать войну или объявить режим чрезвычайной ситуации, устроив провокации?

Представьте, что Божье терпение вот-вот лопнет.

Ильшат Саетов, Москва
Источник: http://www.fergananews.com/articles/8560

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня