Путь на Запад для Украины закрыт?

Post navigation

Путь на Запад для Украины закрыт?

Две международные встречи, которые могли изменить будущее Украины, показали, что путь на Запад для Киева закрыт. Движение возможно лишь в восточном направлении, — пишет Ирина Соломко в № 50 журнала Корреспондент от 23 декабря 2011 года.

Путь на Запад для Украины закрыт?

 

Два дня — 19 и 20 декабря — Президент Украины Виктор Янукович провел в метаниях между будущим и прошлым, проку от которых ни для него, ни для государства не было. Таким невеселым оказался итог двух крупных международных встреч с участием главы государства, состоявшихся в середине первого зимнего месяца.

Первая встреча прошла в Киеве, называлась 15-м юбилейным саммитом Украина — ЕС и олицетворяла собой европейское будущее страны. Ее итогом, столь ожидаемым официальным Киевом, должно было стать утверждение и парафирование договора об ассоциации между Украиной и ЕС. На деле все обернулось лишь утверждением текста документа и четким сигналом от Брюсселя, что, если дело осужденного экс-премьера Юлии Тимошенко не сдвинется с мертвой точки, ничего больше Киеву не светит.

Второе международное свидание — неформальное, по случаю 20-летия создания СНГ — прошло в Москве и стало своеобразной «встречей одноклассников». На ней уже немолодые люди — руководители девяти стран, бывших советских республик, — отчаянно ностальгировали по канувшему в лету СССР. Для полноты картины не хватало еще приглашения старенького классного руководителя — Михаила Горбачева, обильного фуршета и совместного просмотра пожелтевшего классного журнала.

Хотя украинские чиновники в Москве планировали провести время с большей пользой — Янукович хотел привезти из Белокаменной новый газовый договор с северным соседом. Но чуда не произошло — соглашение не подписали, несмотря на то что премьеры двух стран — Николай Азаров и Владимир Путин — обсуждали данный вопрос до глубокой ночи.

В обстановке дружественного непонимания

Киевский саммит начался встречей трех президентов — Януковича, Херманна ван Ромпея, президента ЕС, и Жозе Мануэля Баррозу, главы Еврокомиссии. Беседа, суть которой должна была свестись к обсуждению перспектив евроинтеграции Украины, а также к парафированию договора об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, вместо 40 протокольных минут затянулась почти на три часа. В результате в зале для пресс-конференций, где собрались чиновники и журналисты, витал дух смятения.

Еще летом, до ареста Леди Ю, аналитики ожидали, что саммит завершится парафированием договора, который откроет Украине путь к Зоне свободной торговли и политической ассоциации с Евросоюзом. Но после приговора Тимошенко политики и эксперты стали опасаться, что встреча обернется международным скандалом. Затянувшаяся беседа эти опасения оправдывала.

Однако Сергей Левочкин, глава Администрации Президента, находившийся здесь же, был уверен, что все закончится хорошо, несмотря на невеселое выражения его лица. На вопрос о причинах своей озабоченности Левочкин ответил коротко: «Я просто пересчитываю в уме, насколько у нас в следующем году вырастет экспорт со странами ЕС». А дальше дал понять, что договор уже в ближайшее время может быть подписан и Зона свободной торговли с ЕС заработает. Да и в целом итогами саммита грустный глава АП был, по его словам, доволен.

Источник, близкий к переговорному процессу со стороны ЕС, оптимизм Левочкина не разделил. «К сожалению, саммит не принес ничего нового — договор так и остался на бумаге», — сказал он.

Вышедшее позже на совместную пресс-конференцию президентское трио, по сути, подтвердило это мнение. Оказалось, что стороны лишь согласовали текст будущего соглашения, причем не прописали в документе перспективы членства Украина в ЕС, чего так добивался Киев.

Помимо того, президенты внесли изменения в уже существующий договор об упрощении визового режима между Украиной и ЕС, расширив, за счет представителей религиозных и неправительственных организаций круг украинцев, которые могут претендовать на многоразовые бесплатные визы.

Стороны лишь согласовали текст будущего соглашения, причем не прописали в документе перспективы членства Украина в ЕС, чего так добивался Киев.

При этом лидеры ЕС озвучили неприятную для Киева позицию в отношении перспектив парафирования договора. «Скорость реализации соглашения будет зависеть от чрезвычайно важных вещей, о которых мы уже вспоминали с точки зрения уважения к верховенству права и всех остальных фундаментальных ценностей», — заявил Баррозу, прямо намекая на дело Тимошенко и других задержанных оппозиционеров.

Представители украинских властей сделали вид, что ничего неприятного не произошло. Павел Климкин, замглавы украинского МИДа, тот факт, что документ не был подписан, объяснил техническими причинами: мол, текст просто не перевели на все 27 языков стран — участниц ЕС.

«В совместном заявлении мы четко записали на политическом уровне, что парафирование произойдет в ближайшее время. Когда это будет? Это вопрос, возможно, шести-восьми недель, когда мы сможем пройтись по всему тексту», — заявил Климкин.

Однако источник, близкий к переговорному процессу с европейской стороны, услышав это заявление, лишь иронически улыбнулся. «Да, текст не был переведен, но если бы у Брюсселя было четкое желание парафировать договор, мы могли бы это сделать. То, что договор не был парафирован, — это знак, что Европа не отступит от своих базовых принципов и ценностей, пока Украина не вернется на демократическую стезю», — говорит он.

Отечественные эксперты настроены не менее пессимистично. Для Михаила Минакова, президента Фонда качественной политики, итог саммита очевиден. «Действия президентской команды в стране и заявленная цель членства в ЕС противоречат друг другу. Нужно выбирать — либо консолидация власти в руках одного правителя, либо членство демократической Украины в ЕС», — уверен аналитик.

А Игорь Когут, глава набсовета Лаборатории законодательных инициатив, говорит, что подписание зависит не просто от того, выпустят или нет Тимошенко, но и от внутреннего развития Украины, качества демократии и верховенства права.

«Обеспокоенность вызывает политически мотивированное правосудие, поэтому необходима полномасштабная судебная реформа, свобода слова и собраний. Тестом на демократию будут и выборы в Верховную Раду», — добавляет эксперт.

Сделанные в СССР

Но если 19-й день декабря у Януковича не задался, то уже следующие сутки дали ему возможность немного расслабиться — если не телом, то душой. Переведя дыхание после переговоров с холодными европейцами, Янукович улетел в Москву, где в буквальном смысле слова упал в теплые объятия российского президента Дмитрия Медведева. Произошел этот акт дружбы в Кремлевском дворце, тем самым задав ностальгический тон всему проходящему там действу — неформальной встрече членов СНГ, посвященной 20-й годовщине организации.

В компании еще восьми коллег, представлявших, помимо России, Беларусь, Казахстан, Армению, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Молдову, а также Туркмению, Янукович явно оказался в своей тарелке. Здесь никто не требовал от него соблюдения демократических принципов, не терроризировал его напоминаниями о деле Тимошенко. И даже проблемы экономики и внешней политики отошли в Москве на второстепенные роли — главы содружественных государств предпочли делу погружение в ностальгию по Советскому Союзу.

Например, Алмазбек Атамбаев, новоизбранный президент Кыргызстана, начал свой спич с заявления, что страны бывшего СССР должны восстанавливать и расширять единое экономическое пространство. Мол, его страна уже подала заявку на вступление в это объединение. А у тех, кто не жалеет об СССР, то есть не спешит следовать примеру Кыргызстана, просто нет сердца.

Тут же Александр Лукашенко, президент Беларуси, явил собравшимся вышеупомянутый орган, заявив, что ему до сих пор сложно оценить всю глубину факта распада СССР. «Мы родились в нем, и это наша история», — от чистого сердца сказал он. И, не сдерживая нахлынувших на него чувств, добавил, что именно поэтому умные страны уже пошли вперед и начали объединение — создали Таможенный союз (ТС) и Организацию договора о коллективной безопасности.

Еще один ветеран СНГ, лидер Узбекистана Ислам Каримов, отметил, как много сделал российский президент — как он его назвал, «просто Дима» — для развития содружества.

Сам Медведев тоже поддался всеобщему настроению и рассказал о том, как для него рушился Союз. «Я улетел из одной страны, а вернулся совсем в другую», — заявил российский президент.

Янукович, то ли не желая идти на поводу у Москвы, уже несколько месяцев заталкивающей Киев в ТС газовым шантажом, то ли проникшись духом практицизма от давешней встречи с европейцами, был весьма сдержан. Он отметил, что за два года его президентства Украина значительно сблизилась с СНГ и поддержала большинство инициатив содружества, в том числе и создание Зоны свободной торговли. В то же время Янукович пожурил Россию за ее неуступчивость в вопросах создания зоны и призвал договориться прямо на саммите о синхронной ратификации договора парламентами стран СНГ.

Его призыв услышан не был: после заседания участники саммита подписали лишь несколько второстепенных документов. Один из них — о сотрудничестве в области связи и информатизации, другой — решение о повышении роли Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в странах — членах содружества.

После этого «дети СССР» отправились на неформальный обед в зимнем саду Кремлевского дворца. Затем Януковича, по планам, ожидал гвоздь программы — личные переговоры с Медведевым на главную тему — цена на российский газ и судьба газотранспортной системы. Однако свидание в последний момент отменили, и два президента встретились позже, в Горках, подмосковной резиденции Медведева. Но никаких заявлений о достигнутых договоренностях за ней не последовало.

Это и не удивительно: о газе напряженно, до глубокой ночи беседовали в этот день другие люди — украинский премьер Азаров и его российский коллега Путин. Неизвестно, ностальгировала ли эта пара по временам СССР, но материального итога встреча не имела. Переговоры, как заверили участники, будут продолжаться.

Таким образом, и российский вояж Президента превратился в праздничный тур.

Анализируя итоги этих внешнеполитических акций Януковича и его команды, эксперты не скрывают разочарования. «Руководство Украины находится в плохо скрываемой изоляции от основных интеграционных и политических процессов в нашем регионе. Это ограничивает возможности украинских граждан, политики и науки в доступе к глобальным ресурсам и на годы предопределяет невозможность страны к развитию», — резюмирует Минаков.

Источник: http://korrespondent.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня