Сервер Эмиров командовал танком «Маршал Ворошилов» (2)

Post navigation

Сервер Эмиров командовал танком «Маршал Ворошилов» (2)

Эмиров Сервер Халилович, 1917 г.р., был призван в РККА в ноябре 1939 г. Симферопольским РВК Крымской АССР. Социальное происхождение: из рабочих.  Член ВЛКСМ.

Сервер Эмиров командовал танком «Маршал Ворошилов» (2)

В конце июля 1941 г. командир 2-го танкового полка майор Житнев и военком полка батальонный комиссар Белов представили командира орудия старшего сержанта Эмирова (раненного в плечо в бою 25.07.1941г.) к награждению орденом «Красное Знамя»:

«25 июля 1941 г. экипаж, где тов. Эмиров был командиром орудия, имел задачу – подавить огневые точки противника и дать возможность продвинуться нашей пехоте к озеру Куч-Щекилла. Экипаж мужественно и умело выполнил задачу. Командир орудия Эмиров в бою проявил смелость, находчивость, отвагу и выдержку. Он хладнокровно уничтожал вражеские огневые точки. Огнём его пушки уничтожено три ПТО. Прямым попаданием вражеского снаряда в танк Эмиров (был) тяжело ранен, но несмотря на это, он производит несколько выстрелов по врагу.

25 июля 1941 г. экипаж, где тов. Эмиров был командиром орудия, имел задачу – подавить огневые точки противника и дать возможность продвинуться нашей пехоте к озеру Куч-Щекилла. Экипаж мужественно и умело выполнил задачу. Командир орудия Эмиров в бою проявил смелость, находчивость, отвагу и выдержку. Он хладнокровно уничтожал вражеские огневые точки. Огнём его пушки уничтожено три ПТО. Прямым попаданием вражеского снаряда в танк Эмиров (был) тяжело ранен, но несмотря на это, он производит несколько выстрелов по врагу.

Когда его хотели эвакуировать с поля боя, он сказал: «Я буду в своём танке до тех пор, пока в нём есть снаряды и экипаж. Я помню присягу и приказ…».

Когда его хотели эвакуировать с поля боя, он сказал: «Я буду в своём танке до тех пор, пока в нём есть снаряды и экипаж. Я помню присягу и приказ...

4 августа 1941 г. командир Петрозаводского направления генерал-лейтенант Антонов и Военком Петрозаводского направления полковой комиссар Шаров согласились с представлением командира танкового полка.

7 августа 1941 г. командующий 7-й армией генерал-лейтенант Гореленко и Член Военного Совета 7А Куприянов также поддержали представление командира полка о награждении старшего сержанта Эмирова орденом «Красное Знамя».

Приказом № 0675/н от 24 марта 1942 г. по войскам Ленинградского фронта командир танка 2-го танкового полка (123-я танковая бригада) старший сержант Эмиров Сервер Халилович был награждён орденом «Красная Звезда».

(ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, ед. хр. 88)

20 марта 1944 г. командир 61-го отдельного разведывательного батальона капитан Хомяков представил адъютанта штаба 61-го отдельного разведывательного батальона лейтенанта Эмирова к награждению орденом «Красное Знамя»:

(изложение от имени Эмирова)

«26 августа 1941 года 2-й танковый полк 1-й танковой дивизии ЛВО по личному приказу маршала Советского Союза тов. Ворошилова разгрузился на станции Петрозаводск. В этот же день первый тяжёло-танковый батальон 2-го танкового полка, в составе которого и служил командиром танка Т-27 после завершения110 километрового марша вступил в бой с немецко-фашистскими частями в районе хлеб-озера. В течение трёхдневных боёв в этом районе батальон, котором командовал капитан тов. Козарин, неоднократно атаковал позиции противника. В последний раз батальон, усиленный ротой танков КВ, атаковал противника в районе хлеб-озера. По дороге танки двигались в колонне. Вторым танком направляющего взвода был мой танк – именной Т-27 «Маршал Ворошилов». В результате атаки огнём моего танка были уничтожены 2 батареи 75мм противотанковых орудий…

26 августа 1941 года 2-й танковый полк 1-й танковой дивизии ЛВО по личному приказу маршала Советского Союза тов. Ворошилова разгрузился на станции Петрозаводск. В этот же день первый тяжёло-танковый батальон 2-го танкового полка, в составе которого и служил командиром танка Т-27 после завершения110 километрового марша вступил в бой с немецко-фашистскими частями в районе хлеб-озера. В течение трёхдневных боёв в этом районе батальон, котором командовал капитан тов. Козарин, неоднократно атаковал позиции противника. В последний раз батальон, усиленный ротой танков КВ, атаковал противника в районе хлеб-озера. По дороге танки двигались в колонне. Вторым танком направляющего взвода был мой танк – именной Т-27 «Маршал Ворошилов». В результате атаки огнём моего танка были уничтожены 2 батареи 75мм противотанковых орудий...

…Боекомплект танка был израсходован на ¾, к концу атаки в башне моего танка было 2 прямых попадания 75мм пушки. Первое попадание было сквозное, в результате которого был убит радиотелеграфист, ранен артиллерист и я был ранен в левое плечо, разбило верхнюю часть лопатки. После ранения я продолжал вести огонь одной рукой с помощью механика-водителя сержанта Багавы. После 6-го выстрела в башню танка было второе попадание, в результате которого заклинило башню. Вести огонь из орудия возможности больше не было. Я приказал открыть десантный люк и с тремя пулемётами, с гранатами вышли под танк. После моего ранения в течение 22 часов я с остатком экипажа оборонял танк от нескольких попыток пожечь танк бутылкой с горючей смесью. В момент затишья боя меня в бессознательном состоянии доставили на батальонный медпункт стрелкового батальона. Через день в дивизионном госпитале я от товарищей узнал, что огнём моего танка уничтожены 2 батареи и мой танк эвакуирован и восстановлен. После 6-месячного излечения в госпиталях в Московском резервном полку я узнал от техника-лейтенанта Иванова о том, что я был представлен к награде орденом Ленина. В наградном бюро на мой запрос сообщили, что данных о награждении Указом Президиума нет.

(далее следует представление от имени командира батальона)

Работая с марта месяца 1943 года на должности адъютанта штаба 61-го отдельного разведывательного батальона показал себя дисциплинированным, грамотным и требовательным к подчинённым офицером штаба. Инициативен. Политически грамотный, из танкового и личного орудия стреляет хорошо знает теорию огневого дела. Может методически правильно организовать и провести занятия с офицерским составом. Хорошо знает и повседневно изучает «вероятного противника» — японскую армию и ТВД Повседневно контролирует ход боевой подготовки в подразделениях, оказывает помощь командирам рот в в составлении расписаний и в организации учёбы с личным составом; провёл ряд занятий с сержантским составом. Учёт и отчётность боевой и политической подготовки личного состава и ведение секретного делопроизводства поставлено хорошо, за что имеет ряд благодарностей от командования батальона и дивизии. Политически грамотный. Делу партии Ленина – Сталина и социалистической родине предан…».

Боекомплект танка был израсходован на ¾, к концу атаки в башне моего танка было 2 прямых попадания 75мм пушки. Первое попадание было сквозное, в результате которого был убит радиотелеграфист, ранен артиллерист и я был ранен в левое плечо, разбило верхнюю часть лопатки. После ранения я продолжал вести огонь одной рукой с помощью механика-водителя сержанта Багавы. После 6-го выстрела в башню танка было второе попадание, в результате которого заклинило башню. Вести огонь из орудия возможности больше не было. Я приказал открыть десантный люк и с тремя пулемётами, с гранатами вышли под танк. После моего ранения в течение 22 часов я с остатком экипажа оборонял танк от нескольких попыток пожечь танк бутылкой с горючей смесью. В момент затишья боя меня в бессознательном состоянии доставили на батальонный медпункт стрелкового батальона. Через день в дивизионном госпитале я от товарищей узнал, что огнём моего танка уничтожены 2 батареи и мой танк эвакуирован и восстановлен. После 6-месячного излечения в госпиталях в Московском резервном полку я узнал от техника-лейтенанта Иванова о том, что я был представлен к награде орденом Ленина. В наградном бюро на мой запрос сообщили, что данных о награждении Указом Президиума нет.  (далее следует представление от имени командира батальона)  Работая с марта месяца 1943 года на должности адъютанта штаба 61-го отдельного разведывательного батальона показал себя дисциплинированным, грамотным и требовательным к подчинённым офицером штаба. Инициативен. Политически грамотный, из танкового и личного орудия стреляет хорошо знает теорию огневого дела. Может методически правильно организовать и провести занятия с офицерским составом. Хорошо знает и повседневно изучает «вероятного противника» - японскую армию и ТВД Повседневно контролирует ход боевой подготовки в подразделениях, оказывает помощь командирам рот в в составлении расписаний и в организации учёбы с личным составом; провёл ряд занятий с сержантским составом. Учёт и отчётность боевой и политической подготовки личного состава и ведение секретного делопроизводства поставлено хорошо, за что имеет ряд благодарностей от командования батальона и дивизии. Политически грамотный. Делу партии Ленина – Сталина и социалистической родине предан...

Боекомплект танка был израсходован на ¾, к концу атаки в башне моего танка было 2 прямых попадания 75мм пушки. Первое попадание было сквозное, в результате которого был убит радиотелеграфист, ранен артиллерист и я был ранен в левое плечо, разбило верхнюю часть лопатки. После ранения я продолжал вести огонь одной рукой с помощью механика-водителя сержанта Багавы. После 6-го выстрела в башню танка было второе попадание, в результате которого заклинило башню. Вести огонь из орудия возможности больше не было. Я приказал открыть десантный люк и с тремя пулемётами, с гранатами вышли под танк. После моего ранения в течение 22 часов я с остатком экипажа оборонял танк от нескольких попыток пожечь танк бутылкой с горючей смесью. В момент затишья боя меня в бессознательном состоянии доставили на батальонный медпункт стрелкового батальона. Через день в дивизионном госпитале я от товарищей узнал, что огнём моего танка уничтожены 2 батареи и мой танк эвакуирован и восстановлен. После 6-месячного излечения в госпиталях в Московском резервном полку я узнал от техника-лейтенанта Иванова о том, что я был представлен к награде орденом Ленина. В наградном бюро на мой запрос сообщили, что данных о награждении Указом Президиума нет.  (далее следует представление от имени командира батальона)  Работая с марта месяца 1943 года на должности адъютанта штаба 61-го отдельного разведывательного батальона показал себя дисциплинированным, грамотным и требовательным к подчинённым офицером штаба. Инициативен. Политически грамотный, из танкового и личного орудия стреляет хорошо знает теорию огневого дела. Может методически правильно организовать и провести занятия с офицерским составом. Хорошо знает и повседневно изучает «вероятного противника» - японскую армию и ТВД Повседневно контролирует ход боевой подготовки в подразделениях, оказывает помощь командирам рот в в составлении расписаний и в организации учёбы с личным составом; провёл ряд занятий с сержантским составом. Учёт и отчётность боевой и политической подготовки личного состава и ведение секретного делопроизводства поставлено хорошо, за что имеет ряд благодарностей от командования батальона и дивизии. Политически грамотный. Делу партии Ленина – Сталина и социалистической родине предан...

23 марта 1944 г. командир 61-й танковой дивизии подполковник Ворошилов согласился с представлением комбата о награждении лейтенанта Эмирова орденом «Красное Знамя».

24 марта 1944 г. командующий 17-й армии генерал-лейтенант Данилов и Член Военного Совета армии генерал-майор Емельянов предложили наградить лейтенанта Эмирова орденом Отечественной войны 2-й степени. С их мнением в мае 1944 г. согласилось командование Ленинградского фронта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945г. лейтенант Эмиров Сервер Халилович был награждён орденом «Отечественная война» 2-й степени.

(ЦАМО: ф. 33, оп. 686046, ед. хр. 48)

2 сентября 1945 г. командир 43-й танковой бригады (входившей в состав группы советских войск в Монгольской Народной Республике) подполковник Иванушкин представил старшего адъютанта лейтенанта Эмирова (на тот момент – члена ВКП(б)) к награждению орденом «Красная Звезда»:

Приказом № 01/н от 11 сентября 1945 г. Военного Совета Группы войск в МНР старший адъютант 43-й танковой бригады лейтенант Эмиров Сервер Халилович был награждён  орденом «Красная Звезда».

(ЦАМО: ф. 33, оп. 687472, ед. хр. 2052)

Асан Хуршутов, г. Ялта

Дополнительный материал по теме:

Сервер Эмиров командовал танком «Маршал Ворошилов»

Похожие материалы

Ретроспектива дня