В тайге непривычно тихо. Вдруг проводник останавливается и замирает, склонившись над чем-то. Впереди на тропе следы — странные, нечеловеческие. Оглядываемся по сторонам: вокруг только деревья, а где-то вдали слышится хруст. «Маажалай», — говорит гид и, заметив недоумение туристов, едва слышно поясняет: «Медведь. Дальше не идем». Этот зверь для тывинцев — особенный, ведь, по их легенде, человек произошел именно от него. И медвежьи следы — не самое удивительное в Тыве.

Медведи и Чингисхан
Тропа идет чуть вверх, в горку, под ногами звонко и громко хрустит снег. Наша цель сегодня — добраться до знаменитого Дургенского каньона и увидеть места, которые, по преданию, помнят самого Чингисхана. Прорвавшись через заснеженные степи, буксуя и зарываясь в сугробы, доехали до пешеходной тропы.
Тыва пока не самое популярное направление у туристов. Родина Сергея Шойгу — вот что обычно знают об этом регионе России.
Сейчас республика становится ближе в прямом и переносном смысле: больше авиарейсов, развивается туристическая инфраструктура, разрабатываются экскурсионные маршруты как для групповых, так и для индивидуальных путешественников.
От Кызыла до остального мира
Все поездки по Тыве обычно начинаются со столицы региона, Кызыла. В республику ведут всего две автотрассы: из России и Монголии.
Во многом именно благодаря своеобразной изоляции Тыва сохранила первозданную природу, традиционную культуру. Тут бывали и монголы, и китайцы, и скифы. В курганах местной Долины царей археологи нашли скифское золото. Эти артефакты выставлены в Национальном музее Тывы в Кызыле.
Этот город основали в 1914-м, тогда он назывался Белоцарском. Столица республики встречает дымом печных труб: тут много частных домов, отапливаемых углем.
Есть комфортабельные гостиницы — «Азимут отель», «Чалама» и «Буян Бадыргы». Для большего погружения в местный колорит можно остановиться в гостевых юртах этнокультурного комплекса «Алдын Булак».
Среди достопримечательностей, помимо национального музея, — набережная имени Шойгу с монументом «Царская охота» скульптора Даши Намдакова и его же обелиском «Центр Азии». Здесь начинается Енисей, одна из самых длинных и полноводных рек в мире.
К шаманам на Шагаа
В Кызыле можно послушать горловое пение — хоомей. В Центре развития традиционной тувинской культуры и ремесел вам расскажут о местных промыслах, распространенных в республике в наши дни.

А еще есть так называемые шаманские клиники, их посещают и тувинцы, и приезжие.
Официальная религия тут — буддизм, но и шаманизм в силе. Целителей просят поправить здоровье, а также поспособствовать хорошему урожаю и успехам в учебе детей, предсказать будущее.
При некоторых обрядах присутствовать могут все желающие.
Главный праздник тывинцев — Шагаа, Новый год по лунно-солнечному календарю. Накануне вечером в буддийских дацанах и дуганах — молебны, дугжууба — ритуал очищения, во время которого ламы разжигают обрядовый костер. В нем должно сгореть все плохое.
Шаманы также камлают у своих очагов. В Кызыле они собираются на горе Догээ для обряда сан салыр. Считается, что новый год наступает с рассветом, поэтому в ночь Шагаа не ложатся спать, ожидая первых лучей солнца.
В эти дни принято ходить в гости, дарить подарки и накрывать щедрый праздничный стол, на котором обязательно должна быть белая пища: молочный чай, различные сыры, блюда из творога. Этот цвет у монголоязычных народов имеет особое значение и символизирует чистоту, святость, счастье.
Буузы и чай
Тывинская кухня сильно отличается от русской. Исторически это была еда кочевого народа, занимавшегося скотоводством, — много мясных и молочных блюд. В ход идут потроха, субпродукты, мясо тарбаганов, яков.
Тывинцы считают, что самое вкусное мясо — из Монгун-Тайгинского кожууна, и если вам предложат отведать баранину оттуда, не упустите такой шанс.
Очень популярны буузы — местные пельмени. Их всегда делают с мясом: бараниной (самые популярные), рубленой говядиной с луком.
Аутентичные блюда тывинской кухни можно попробовать в ресторанах Кызыла. Среди лучших — «Баян-Гол», «Царская охота», «Алдын-Булак».
Чабаны и яки
В Тыве разные ландшафты: от полупустыни Эрзинского района до степей Монгун-Тайги (это самая высокая гора республики).
Неподалеку от Кызыла хозяйство «Туран», где выращивают благородных оленей — маралов. Там есть гостевые домики. Можно посмотреть на животных вблизи, покататься на лошадях по живописным предгорьям, а в сезон принять оздоровительные пантовые ванны.
Чагытай в Тандинском кожууне — крупнейшее равнинное озеро Тувы. По берегам — базы отдыха. Зимой ледяную гладь превращают в большой естественный каток.
В республике преобладает коренной народ, но на Малом Енисее довольно обособленно и закрыто живут старообрядцы часовенного согласия, перебравшиеся сюда более века назад.
Есть русские поселения и неподалеку от Кызыла. В деревне Черби уже несколько лет действует Музей русского быта. Щи из печи, пироги с брусникой, соленья по фирменным рецептам — все это вам там предложат, а также объяснят, как тут жили в начале ХХ столетия.
Тывинцы, как и много веков назад, занимаются скотоводством. Говорят, что количество голов скота в Тыве превышает численность населения (а она в 2022 году составляет 332518 человек).

Что привезти из Тывы
Продукцию из пантов маралов, чай из местных таежных трав, мед, собранный на пасеках, — все это продается в Кызыле в магазинах «Травы Тывы».
Еще идеи: традиционные изделия из кожи, бижутерия и одежда в народном тывинском стиле — яркая, необычная, как и сама республика.
Здесь причудливо сплетаются история и современность, и иногда не понимаешь, видишь ли ты все наяву или тебе снится сон о таинственном крае за Саянами, где гулко звучит бубен шамана, а на таежных тропах проще встретить хозяина тайги — медведя, чем туристов. Да и хозяина ли? Тывинцы бы ласково сказали: «Дедушку»…
Екатерина Волкова, Александр Кряжев